Статья:

Особенности межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с различными типами морального выбора

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Кирилина Д.О. Особенности межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с различными типами морального выбора // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(39).pdf (дата обращения: 15.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с различными типами морального выбора

Кирилина Дарья Олеговна
студент 4 курса Института психологии и педагогики, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, РФ, г. Елец
Пронина Анжелика Николаевна
научный руководитель, канд.пед.наук, доцент, докторант кафедры дошкольной и коррекционной педагогики Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, РФ, г. Елец

 

В данной статье представлены результаты экспериментальной работы по выявлению особенностей межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с различными типами морального выбора. Установлено, что дети с правильными типами морального выбора могут занимать неблагоприятные статусные подгруппы, а дети с отрицательными типами морального выбора могут занимать благоприятные социометрические статусы.

В современных социальных, экономических условиях развития России, когда демонстрируются проявления асоциального поведения, безнравственности наиболее острой остаётся проблема морального развития подрастающих граждан.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы нравственной личности, одной из составляющих которой выступает моральная сфера ребёнка.

Моральная сфера ребёнка включает моральные качества, моральные чувства, моральный выбор. Моральный выбор это проявление и результат морально-нравственной регуляции ребёнка. Русинова Л.П. [2] под моральным выбором понимает – акт моральной деятельности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек самостоятельно должен принять моральное решение в пользу одного из них и нередко вопреки другим. В связи с этим моральный выбор есть процесс выбора на основе морального разрешения между двумя альтернативными действиями в пользу того или иного.

Проблема морального выбора детей дошкольного возраста изучалась в исследованиях Веракса Н.Н., Г.И. Моревой, Сушковой, И.В., Г.Н., Холина [5]? С.Г. Якобсон.

С.Г. Якобсон, Г.И. Морева под ситуацией морального выбора понимают «осознание возможности поступать любым образом; знание моральных норм и принципов, позволяющих определить моральную ценность альтернативных действий, полярную оценку своих альтернатив» [5].

И.В. Сушковой предложена классификация типов морального выбора: положительный, частично-положительный, отрицательный, частично-отрицательный, колеблющийся, компромиссный, декларативный, маскировочный. К правильному нравственному выбору можно отнести положительный, частично-положительный, компромиссный, а разновидностями отрицательного нравственного выбора можно считать частично-отрицательный, декларативный, маскировочный [4].

Наиболее ярко моральный выбор проявляется в межличностных отношениях ребёнка со сверстниками.

Взаимоотношения детей различных дошкольных возрастов в группе детского сада отражены во многих педагогических исследованиях (Л.В. Артёмова, В.А. Горбачёва, В.Г. Нечаева, Р.И. Жуковская, в которых авторы приходят к выводам, что дети усваивают определённые нормы взаимоотношений со сверстниками, у них складываются те или иные способы поведения, постепенно закрепляющиеся как более или менее устойчивые качества личности.

В социальной и возрастной психологии рассматриваются социальные отношения ребёнка в нескольких аспектах: функционально-ролевые отношения; эмоционально-оценочные отношения; личностно-смысловые отношения. В частности, межличностные отношения детей в группе сверстников характеризуются проявлением симпатии и антипатии (В.К. Котырло), распределением дошкольников в соответствии с благоприятным и неблагоприятным социометрическим статусом (Я.Л. Коломинский) [1], положительное (одобрение и поддержка), индифферентное (безразличие), отрицательное (насмешки, ругань) или демонстративное (сравнение с собой) эмоциональное отношение (Е.О. Смирнова) [3].

Моральный выбор лежит в основе разрешения межличностных детей в группе сверстников.

Цель исследования: выявить особенности межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с различными типами морального выбора. В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза: у детей дошкольного возраста с благоприятным социометрическими статусами и позитивным эмоциональным отношением к сверстниками будут демонстрировать положительный моральный выбор.

Для проверки нашей гипотезы был организован эксперимент, в котором приняли участие 2 группы детей старшего дошкольного возраста (1 группа -20 детей, 2 группа -23 ребёнка)

Для выявления социометрического статуса дошкольников применялась методика «Секрет» (Я.Л. Коломинский), выявление способности дошкольников совершать моральный выбор дошкольников осуществлялось с применением методики решения детьми ситуаций (И.В. Сушкова).

Результаты методики решения детьми ситуаций морального выбора (И.В. Сушкова) позволили выявить, что большинство детей делают положительный моральный выбор в воображаемой ситуации. Меньшее количество испытуемых демонстрирует частично положительный моральный выбор. Часть детей показала наличие колеблющегося, компромиссного, декларативного, маскировочного морального выбора. Только отдельные дети проявили отрицательный моральный выбор. Данные по методике проблемных ситуаций представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Процентное соотношение типов морального выбора по результатами решения детьми ситуаций морального выбора

Типы морального выбора

Группы детей

1 группа (20 чел.) %

2 группа (23 чел.) %

положительный

43%

48%

Частично-положительный

29%

20%

отрицательный

6%

8%

Частично-отрицательный

5%

6%

Колеблющийся

7%

9%

маскировочный

5%

2%

декларативный

2%

2%

компромиссный

3%

5%

 

Методика «Секрет» выявила следующее распределение детей по социометрическим статусным подгруппам: больший процент составили статусная подгруппа «принятые», статус «звёзды» составили меньший процент и примерно одинаковый процент получили «непринятые» и «изолированные» (Таблица 2).

Таблица 2.

Процентное соотношение социометрических статусов по результатам методики «Секрет»

Социометрические статусы

Группы детей

1 группа (20 чел.) %

2 группа (23 чел.) %

«звёзды»

28%

32%

«принятые»

58%

44%

«непринятые»

9%

14%

«изолированные»

5%

10%

 

Математический анализ полученных результатов по двум методикам позволил установить соотношение социометрического статуса с типом морального выбора у детей старшего дошкольного возраста.

Таблица 3.

Соотношение социометрических статусов и типов морального выбора

Тип морального выбора

Социометрические статусы

1 группа

2 группа

Звёзды 28%

принятые 58%

непринятые 9%

изолированные5%

Звёзды 32%

Принятые 44%

непринятые 14 %

Изолированны10%

положительный

4

7

4

3

3

6

4

2

Частично-положительный

6

10

3

1

6

8

4

3

отрицательный

4

10

1

1

6

6

3

1

Частично-отрицательный

3

9

0

0

6

7

1

1

Колеблющийся

7

10

1

0

6

12

0

2

маскировочный

2

5

0

0

2

2

0

0

декларативный

1

3

0

0

1

2

0

0

компромиссный

1

4

0

0

2

1

2

2

 

Результаты проведённой экспериментальной работы показали, что дети с благоприятными социометрическими статусами демонстрируют как положительные типы морального выбора, так и отрицательные, а дети с неблагоприятными социометрическими статусами проявляют в большей степени положительные типы морального выбора. Мы предполагаем, что сформированность у детей старшего дошкольного возраста умения совершать моральный выбор осознанно не применяется им во взаимоотношениях со сверстниками и не оказывает влияния на формирование определённого социометрического статуса.

 

Список литературы:
1. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений [Текст] / Я.Л. Коломинский. – Ереван: Луйс, 1988. – 323 с.
2. Русинова Л.П. Учебное пособие ««Педагогический словарь по темам»», Сарапул, 2010 г.
3. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с.
4. Сушкова, И.В. Формирование начал нравственного сознания у детей 6–7 года жизни в дошкольных образовательных учреждениях. Дис. д-ра пед. наук. – Елец, 2006. – 482 с. 
5. Холина Г.Н. Развитие у дошкольников морального выбора в условиях воображаемого действия. Автореф. …дис. канд.псих. наук. – М. 2007.
6. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Образ себя и моральное поведение дошкольников // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка; ред.-сост. Г.В. Бурменская – М.: Московский социально-психологический институт, 2008. – 656 с.