Статья:

Загадка Жанны д` Арк: яркая индивидуальность или психическое расстройство?

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Погожев М.С. Загадка Жанны д` Арк: яркая индивидуальность или психическое расстройство? // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(38). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(38).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Загадка Жанны д` Арк: яркая индивидуальность или психическое расстройство?

Погожев Максим Сергеевич
студент, Томский Государственный Архитектурно-Строительный Университет, РФ, г. Томск

 

В работе представлены основные события жизни Жанны д`Арк. На основании анализа данных создана типология личности девушки. Приведены симптомы психических расстройств, которые имели место быть, и рассмотрены варианты её возможного психического расстройства.

Жанна д’Арк является одной из самых известных женщин в мировой истории. Её храбрости, человеколюбием, настойчивостью, непоколебимостью нельзя не удивляться. Многие люди раздумывали над жизнью этой хрупкой девушки, которая смогла повести за собой армию и привести свою страну к победе в Столетней войне.

Были выдвинуты самые разнообразные гипотезы, проливающие свет на личность и подвиги Орлеанской Девы. Одни исследователи подозревают о наличии у Жанны психического расстройства, другие объясняют её индивидуальные особенности истинной верой в Бога и лишениями, которые ей, как и многим другим французам, пришлось перенести в то время из-за больших затрат государства на войну и высоких крестьянских налогов. Есть так же и те, кто считает, что д`Арк вовсе была мужчиной и только притворялась девушкой, чтобы скрыть свой мягкий характер и нежелание убивать людей.

Путём анализа биографии девушки и выявления её личностных особенностей попробуем разобраться с загадками этой известной личности.

Жанна д’Арк ­­­­– национальная героиня Франции, одна из командующих французскими войсками в Столетней войне. Традиционная дата рождения Жанны – 1412 год, однако в декрете папы Пия X названа дата 6 января 1409/1408 года. Жанна д’Арк родилась в деревне Домреми на границе Шампани и Лотарингии в семье обедневших дворян. Сама девушка никогда не называла себя Жанной д’Арк, а лишь «Жанной Девственницей». Более подробных данных о её детстве не сохранилось, известно лишь, что в возрасте 12–13 лет Жанна (по её утверждениям) впервые услышала голоса святых: архангела Михаила, святой Екатерины и святой Маргариты. Эти святые иногда являлись ей в людском обличии, и она могла взаимодействовать с ними (Жанна рассказывала, что иногда она могла обнять явившегося к ней святого). В течение пяти лет «голоса» внушали ей, что она – избранница Бога, и что именно ей суждено снять осаду с города Орлеан, совершив коренной перелом в Столетней войне.

6 марта 1429 года Жанна явилась во дворец и возвестила королю Карлу VII об этом. Карл долго раздумывал над словами девушки, но ей, однако, удалось убедить в своей правоте горожан, которые, в свою очередь, стали настойчиво требовать предоставления Жанне армии. Поэтому королю пришлось отправить своё войско во главе с Жанной д`Арк в Орлеан. Ко времени прибытия ее в этот город среди населения уже ходил слух, что именно она – та девушка, которой согласно пророчеству предписано освободить Францию от войны. Эта весть воодушевила войско, и в результате ряда сражений, в которых принимала участие сама Жанна, 8 мая 1429 г. осада была снята. Осенью – зимой 1429 года и весной 1430 Жанна участвовала в ряде мелких стычек с врагом, и 23 мая 1430 года попала в плен к англичанам.

Жанну д'Арк перевезли в Руан, и 9 января 1431 года она предстала перед судом инквизиции. Ей предъявили обвинение в ереси и колдовстве. Девушка защищалась с редким мужеством и самообладанием, она даже под пытками не стала принимать обвинения церкви и отрекаться от своих слов. Но всё же 30 мая 1431 года её заживо сожгли на рыночной площади Руана.

В 1455–1456 годах в Бурже прошел процесс посмертной реабилитации Жанны д'Арк. 16 мая 1920 года она была причислена католической церковью к лику святых.

Портрет Жанны д’Арк. Типология личности и клинические проявления.

Согласно описаниям тех лет, Жанна д'Арк была стройной девушкой крепкого телосложения. Она была впечатлительной, её эмоции были полярны и часто сменялись: она могла проплакать несколько часов, а затем столько же улыбаться. У неё был тихий, размеренный голос, который, однако, иногда (очевидно в периоды особого воодушевления) мог становиться громче, чем звуки битвы. Девушка очень скудно питалась, легко переносила трудности и лишения походов, часто проводила целые дни на коне и ночи в латах, спала на голом каменном полу вместе с остальными воинами. Она поддерживала в войске дисциплину, требовала, чтобы война велась честно, защищала права городов и провинций, старалась защитить свой народ от притеснений. Все, бывшие с Жанной д'Арк в Орлеане, дивились её политической проницательности, происходившей от природной силы ума.

Как свидетельствуют летописцы, странности с девочкой начались после её путешествия в волшебную страну фей. Возле деревни, где она жила, согласно местным преданиям, росло дерево фей. Жанна часто гуляла в этих местах. И однажды, вернувшись домой, она рассказала родителям, что возле старого бука перед ней открылась дверь в волшебную страну. Маленькую девочку принимала сама королева фей и предсказала ей великое будущее. С тех пор Жанну регулярно стали посещать странные видения и голоса.

Когда ей исполнилось 12 лет, к ней пришло первое откровение (что согласно современной медицине, можно расценивать как галлюцинацию). Она увидела сияющее облако, из которого доносился голос, сообщивший ей о божественном пророчестве, согласно которому она должна спасти весь французский народ от изматывающей многолетней войны. Позднее голос стал являться Жанне каждый день и настаивал, что ей необходимо отправиться спасать Орлеан от вражеской осады.

Помимо первого голоса, который принадлежал, как думается Жанне, архангелу Михаилу, вскоре присоединились голоса Святой Маргариты и Святой Катарины. Иногда они являлись ей в видимом облике. Жанна не только слышала голоса. Она иногда и видела святых, и обнимала (так, как обнимают рыцаря при посвящении). То есть имел место феномен материализации всех трех названных ею «святых», материализации трехмерной, что является довольно редким явлением.

Современники Жанны отмечают, что у неё случались «религиозные экстазы», которые протекали как бы вне времени, в обычной деятельности, но без отключения от последней. Она могла впадать в экстаз где и когда угодно: на молитве, во время битвы, при звоне колоколов, в тихом поле или в лесу. Но таким экстазом она могла управлять и выходить из него с трезвым рассудком и осознавая собственное «я». Свои Голоса она отлично умела определять во времени, то есть феномена дереализации и деперсонализации констатировать нельзя.

Как уже было представлено, Орлеанская Дева была довольно неординарной, многогранной личностью и представить конкретную типологию её индивидуальности не представляется возможным.

По типологии К.Г. Юнга Жанна д`Арк принадлежит к интровертированному типу личности с преобладанием функции чувства и интуиции. Данная личность была довольно замкнутой, её общение с людьми происходило в основном с просветительской религиозной целью, а так же с целью поднятия боевого духа и сплочённости войск. Энергию она черпала не в общении с людьми, а использовала собственные психологические ресурсы. Жанну нельзя отнести к мыслительному типу потому, что она не была склонна к когнитивному анализу, скорее она руководствовалась чувственными ощущениями и интуицией.

Исходя из типологии Братуся, личность Жанны может быть отнесена к духовному (эсхатологическому) типу. Такой вывод можно сделать на основании того, что Жанна была очень религиозным человеком, ощущала свою связь с Богом и считала своим предназначением нести религиозные идеи в массы.

Типология Леонгарда-Личко позволяет говорить о наличии у исследуемой личности циклоидной и лабильной акцентуаций характера. Циклоидная акцентуация проявлялась в смене двух состояний – гипертимности и субдепрессии. Они нерезко выражены и кратковременны. Проявления лабильности заключались в крайне выраженной переменчивости настроения, наличием богатой чувственной сферы, добродушием и социальной отзывчивостью.

Так же на поведение Жанны, на особенности её взаимодействия с людьми, на её убеждения могли оказывать влияние те симптомы психических расстройств, которые имели место быть на протяжении жизни девушки.

1.  У Жанны д`Арк наблюдались слуховые императивные галлюцинации, так же случались их визуальные воплощения. Из этого можно предположить у неё наличие шизоаффективного расстройства или шизофрении.

2.  Для неё была характерна экзальтированность и частые полярные смены настроения, что в некотором роде позволяет говорить об истерических тенденциях.

3.  Отмечались приступы мании, чередующиеся с депрессивными состояниями, которые характеризовались нечувствительностью к боли, утомлению, так же проявлялись эйфорией и религиозными экстазами. Эти симптомы присущи биполярному аффективному расстройству.

В настоящее время точный диагноз этой девушке поставить не представляется возможным в силу недостаточности информации, её субъективности и наличии многих проявлений различных расстройств. Но можно с уверенностью сказать, что присутствовали определённые психопатологии, и девушка находилась в пограничном психическом состоянии.

Рассмотрев биографию Жанны д`Арк, описания очевидцев, научные труды учёных, занимавшихся историей её жизни, проанализировав поступки, верования, поведение этой девушки так и не удалось однозначно ответить на вопрос, что же в большей степени оказывало влияние на личность Орлеанской Девы: индивидуальные особенности или имевшееся психическое расстройство или расстройства. Можно лишь утверждать, что определённые психопатологии были и, безусловно, они играли свою роль в поведении девушки. Так же немаловажен тот факт, что современники Жанны воспринимали её как героиню, спасительницу, посланницу небес. Поэтому, скорее всего, её образ, характер, личностные проявления, способности были преувеличены и переданы в рассказах с излишними восхвалениями.

 

Список литературы:
1. Розин В.М. Культурология – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2003. – 462 с.
2. Гуревич А.Я. «В этом безумии есть метод»: К проблеме «индивид» в средние века // Мировое древо = Arbor Mundi, 1994. Вып. 3. С. 80–97.
3. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990. С. 178.
4. Гуревич П.С. «Философия человека» / – М.: ИФРАН, 1999–2001.
5. Левандовский А. П. Жанна д’Арк. – М.: Молодая гвардия, 1962; 1982 (2-е издание); 2007 (3-е издание).
6. Райцес В.И. Жанна д Арк. Факты, легенды, гипотезы. Ленинград «Наука» 1982.
7. Режин Перну. Мари-Вероник Клэн. Жанна д’Арк. – М.: Прогресс, 1992.
8. Хьел Ларри и Зиглер Дэниел «Теории личности». Основные положения, исследования и применение/ 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер Пресс, 1997.