Статья:

Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Конференция: CXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Краснова У.Г. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(114). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/4(114).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Краснова Ульяна Григорьевна
студент, Челябинский государственный университет, РФ, г. Челябинск

 

В настоящее время к числу первостепенных задач коррекционной психологии и педагогики относятся, как можно более раннее выявление причин школьной неуспеваемости каждого ребенка.

В этой связи актуальным стало изучение специфических особенностей развития старших дошкольников с задержкой психического развития, выявление данной категории детей на раннем этапе развития, организация коррекционной работы в дошкольных организациях.

Основным нормативным актом, регулирующим процесс образования детей с ограниченными возможностями является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Закон об образовании обязывает государственные органы создавать необходимые условия для получения образования лицами с особыми образовательными потребностями для коррекции нарушений развития и социальной адаптации без ущемления прав и свобод. [4]

Дети с задержкой психического развития – особая категория детей, характеризующаяся медленным и неравномерным созреванием психических функций, недостаточностью познавательной длительности, низким уровнем работоспособности и недоразвитием эмоционально-личностной сферы.

Об этом в своих исследованиях говорили М. А. Певзнер, В. И. Лубовский, К. С. Лебединская и др.

Квалифицированная психолого-педагогическая помощь, оказанная такому ребенку в дошкольном возрасте, дает гораздо больше, чем коррекционная работа, начатая с младшим школьником.

В основе формирования индивидуального опыта человека, его речи, мышления, эмоций, двигательных навыков лежит одна из важнейших психических функций - память.

В этой связи особо актуальным стало изучение специфических особенностей развития памяти старших дошкольников с задержкой психического развития.

У всего контингента детей дошкольного возраста с задержкой психического развития память находится на низком уровне развития. Первое что необходимо сделать для работы с памятью – провести диагностику.

Широко известна методика А.Р. Лурии «Заучивание 10 слов», которая позволяет обследовать функции памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.

Методика может применяться для анализа объема слухоречевого запоминания, скорости запоминания данного объема слов, объема отсроченного воспроизведения.

Однако, методика А.Р. Лурии «Заучивание 10 слов» может быть использована в полном объеме лишь для детей с нормальным течением психических процессов старшего дошкольного школьного возраста.

У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития имеется ряд особенностей, в связи с чем методика адаптируется:

  • дается инструкция краткая лаконичная, при необходимости допустимы повторы инструкции;
  • слова не фиксируются после первого предъявления;
  • объем слухоречевого материала сокращен до 6 слов;
  • предъявляемые слова - имена существительные в единственном числе именительном падеже, односложные, двусложные либо трехсложные состоящие из открытых слогов;
  • количество предъявлений сокращается до 3 раз, дабы избежать утомления;

В дошкольных учреждениях для детей с задержкой психического развития разрабатывается адаптированная общеобразовательная программа (АООП) в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта (ФГОС), в которой прописываются техники развития психических процессов. [7]

При правильно подобранных техниках появляется достаточно большой шанс компенсировать нарушения мнемических процессов у детей с задержкой психического развития до начала школьного обучения.

В данной статье предлагается часть на развитие памяти из «Комплекса игр и упражнений» по развитию разных видов памяти в рамках развития психологической базы речи.

Необходимо учесть, что образовательная деятельность должна проходить в спокойной, доброжелательной обстановке.

Созданная педагогом для каждого ребенка «ситуация успеха» должна вызывать чувство уверенности в своих силах.

Подача материала должна носить яркую эмоциональную окраску. Эмоциональная память детей дошкольного возраста, и более всего детей с задержкой психического развития более устойчива в сравнении с другими видами памяти.

Развитие зрительной памяти в рамках коррекционной логопедической работы по автоматизации и дифференциации звуков содержит следующие игры:

1. Игра «Что было». Запомнить и повторить ряд предметов, картинок, фигур (от 6 до 10).

2. Игра «Что изменилось?». Сложить узор мозаики (6-10 элементов) по памяти или по рисунку, проговаривая названия картинок, которые сложены.

Затем мозаика закрывается чистым листом бумаги, и ребенок выбирает из 20 карточек-картинок те, которые были сложены в мозаике, называя их.

После этого мозаику открываем и сравниваем.

Не зависимо от результата, необходимо похвалить ребенка и сразу выразить надежду, что в следующий раз он запомнит больше картинок.

Таким образом, педагог бросает своеобразный «якорь» для мотивации к запоминанию.

3. Игра «Веселые буквы». Перед ребенком выкладываются в ряд, в столбик либо вразброс 4-8 букв одного формата разных цветов. Ребенок в течение 10-30 сек. смотрит на буквы, запоминая их. Запиши буквы, которые запомнил.

Развитие зрительной памяти в рамках коррекционной логопедической работы по развитию связной речи:

1. Игра «Запомни и воспроизведи» сюжетную картинку, проговаривая, что изображено на картинке (2-4 картинки).

Развитие слухоречевой памяти в рамках коррекционной логопедической работы по развитию фонематического восприятия:

3. Игра «Угадай звук». Инструкция: Произнеси только гласные звуки, которые услышал в слове.

Произнеси только согласные звуки, которые услышал в слове и дай характеристику, используя для поддержки мнемотаблицу или без неё.

Данные упражнения, постепенно усложняясь, «обрастая» новыми условиями входят в систему работы по развитию памяти. Все упражнения из данного цикла апробированы в систематической логопедической работе с детьми с задержкой психического развития в образовательных учреждениях.

Опыт показывает, что оптимально организованный педагогический процесс позволяет скомпенсировать трудности, возникающие у детей с ЗПР, дает возможность достичь хороших результатов.

 

Список литературы:
1. Козубовский, В. М.Общая психология: познавательные процессы [Текст]: учебное пособие / В.М. Козубовский - 3-е изд. - Минск: Амалфея, 2008. - 368 с.
2. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш.пед.учеб.заведений. [Текст] / Р.С. Немов // Кн.1 Общие основы психологии. -М.: ВЛАДОС, 2006.-573с  
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ст.5.
4. Об утверждении Федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования: приказ МОиНот 17 октября 2017 года№1155