Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Конференция: CXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
CXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
В настоящее время к числу первостепенных задач коррекционной психологии и педагогики относятся, как можно более раннее выявление причин школьной неуспеваемости каждого ребенка.
В этой связи актуальным стало изучение специфических особенностей развития старших дошкольников с задержкой психического развития, выявление данной категории детей на раннем этапе развития, организация коррекционной работы в дошкольных организациях.
Основным нормативным актом, регулирующим процесс образования детей с ограниченными возможностями является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Закон об образовании обязывает государственные органы создавать необходимые условия для получения образования лицами с особыми образовательными потребностями для коррекции нарушений развития и социальной адаптации без ущемления прав и свобод. [4]
Дети с задержкой психического развития – особая категория детей, характеризующаяся медленным и неравномерным созреванием психических функций, недостаточностью познавательной длительности, низким уровнем работоспособности и недоразвитием эмоционально-личностной сферы.
Об этом в своих исследованиях говорили М. А. Певзнер, В. И. Лубовский, К. С. Лебединская и др.
Квалифицированная психолого-педагогическая помощь, оказанная такому ребенку в дошкольном возрасте, дает гораздо больше, чем коррекционная работа, начатая с младшим школьником.
В основе формирования индивидуального опыта человека, его речи, мышления, эмоций, двигательных навыков лежит одна из важнейших психических функций - память.
В этой связи особо актуальным стало изучение специфических особенностей развития памяти старших дошкольников с задержкой психического развития.
У всего контингента детей дошкольного возраста с задержкой психического развития память находится на низком уровне развития. Первое что необходимо сделать для работы с памятью – провести диагностику.
Широко известна методика А.Р. Лурии «Заучивание 10 слов», которая позволяет обследовать функции памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.
Методика может применяться для анализа объема слухоречевого запоминания, скорости запоминания данного объема слов, объема отсроченного воспроизведения.
Однако, методика А.Р. Лурии «Заучивание 10 слов» может быть использована в полном объеме лишь для детей с нормальным течением психических процессов старшего дошкольного школьного возраста.
У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития имеется ряд особенностей, в связи с чем методика адаптируется:
- дается инструкция краткая лаконичная, при необходимости допустимы повторы инструкции;
- слова не фиксируются после первого предъявления;
- объем слухоречевого материала сокращен до 6 слов;
- предъявляемые слова - имена существительные в единственном числе именительном падеже, односложные, двусложные либо трехсложные состоящие из открытых слогов;
- количество предъявлений сокращается до 3 раз, дабы избежать утомления;
В дошкольных учреждениях для детей с задержкой психического развития разрабатывается адаптированная общеобразовательная программа (АООП) в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта (ФГОС), в которой прописываются техники развития психических процессов. [7]
При правильно подобранных техниках появляется достаточно большой шанс компенсировать нарушения мнемических процессов у детей с задержкой психического развития до начала школьного обучения.
В данной статье предлагается часть на развитие памяти из «Комплекса игр и упражнений» по развитию разных видов памяти в рамках развития психологической базы речи.
Необходимо учесть, что образовательная деятельность должна проходить в спокойной, доброжелательной обстановке.
Созданная педагогом для каждого ребенка «ситуация успеха» должна вызывать чувство уверенности в своих силах.
Подача материала должна носить яркую эмоциональную окраску. Эмоциональная память детей дошкольного возраста, и более всего детей с задержкой психического развития более устойчива в сравнении с другими видами памяти.
Развитие зрительной памяти в рамках коррекционной логопедической работы по автоматизации и дифференциации звуков содержит следующие игры:
1. Игра «Что было». Запомнить и повторить ряд предметов, картинок, фигур (от 6 до 10).
2. Игра «Что изменилось?». Сложить узор мозаики (6-10 элементов) по памяти или по рисунку, проговаривая названия картинок, которые сложены.
Затем мозаика закрывается чистым листом бумаги, и ребенок выбирает из 20 карточек-картинок те, которые были сложены в мозаике, называя их.
После этого мозаику открываем и сравниваем.
Не зависимо от результата, необходимо похвалить ребенка и сразу выразить надежду, что в следующий раз он запомнит больше картинок.
Таким образом, педагог бросает своеобразный «якорь» для мотивации к запоминанию.
3. Игра «Веселые буквы». Перед ребенком выкладываются в ряд, в столбик либо вразброс 4-8 букв одного формата разных цветов. Ребенок в течение 10-30 сек. смотрит на буквы, запоминая их. Запиши буквы, которые запомнил.
Развитие зрительной памяти в рамках коррекционной логопедической работы по развитию связной речи:
1. Игра «Запомни и воспроизведи» сюжетную картинку, проговаривая, что изображено на картинке (2-4 картинки).
Развитие слухоречевой памяти в рамках коррекционной логопедической работы по развитию фонематического восприятия:
3. Игра «Угадай звук». Инструкция: Произнеси только гласные звуки, которые услышал в слове.
Произнеси только согласные звуки, которые услышал в слове и дай характеристику, используя для поддержки мнемотаблицу или без неё.
Данные упражнения, постепенно усложняясь, «обрастая» новыми условиями входят в систему работы по развитию памяти. Все упражнения из данного цикла апробированы в систематической логопедической работе с детьми с задержкой психического развития в образовательных учреждениях.
Опыт показывает, что оптимально организованный педагогический процесс позволяет скомпенсировать трудности, возникающие у детей с ЗПР, дает возможность достичь хороших результатов.