Статья:

Основные направления психологического сопровождения выпускников 9-11 классов

Конференция: LXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Барабашина А.А. Основные направления психологического сопровождения выпускников 9-11 классов // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 38(68). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/38(68).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные направления психологического сопровождения выпускников 9-11 классов

Барабашина Анастасия Александровна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

Сегодня в соответствии с Законом РФ от 10.07.92 № 3266 - 1 «Об образовании» под психологическим сопровождением понимается система профессиональной деятельности специалистов службы (психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов и др.), направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия (Н. В. Афанасьева).

Таким образом, под сопровождением понимается метод, обеспечивающий организацию условий для принятия субъектом правильных решений в разнообразных ситуациях. При этом осуществляется опора на внутренний потенциал развития субъекта, следовательно, на право субъекта самостоятельно совершать свой выбор и нести за него ответственность. Среда должна содержать значительное число возможностей, обеспечивающих разные варианты выбора. А именно в условиях данной курсовой работы, сопровождение – это метод, обеспечивающий психологическую поддержку и помощь выпускнику в рамках подготовки и сдачи экзаменов.

К исследованиям последних лет по созданию и использованию психолого-педагогических тестов и интерпретации результатов их выполнения относятся труды В.А. Болотова, К.Д. Дятловой, А.Н. Майорова, М.Б. Челышковой. Большое значение для работы имели идеи организации контроля качества с позиций следующих подходов: личностно-ориентированного, требующего учета возрастных, психофизиологических особенностей старшеклассников, который отражен в работах И.С. Якиманской; деятельностного, ориентирующего на освоение специально отобранных способов деятельности и технологий по усвоению предметного программного материала, который отражен в работах Выготского Л.C., Давыдова В.В., Гальперина П.Я., Талызина Н.Ф.

Проблемы психологической готовности к экзаменационным испытаниям рассматриваются прежде всего через трактовку понятия «готовность» в психологии.

Под психологической готовностью к итоговой аттестации подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.

Первым направлением психологического сопровождения выпускников является диагностика. В рамках данного направления учитель ведет подбор методик для определения уровня психологической готовности учащихся к ГИА и ЕГЭ. Проведение диагностик позволяет выявить причины и механизмы нарушений в обучении, развитии, адаптации и социализации выпускников школы, определить индивидуально-психологические особенности и склонности личности обучающихся, их потенциальные возможности к самообразованию, саморазвитию, к личностному и профессиональному самоопределению, проанализировать дальнейшие приёмы работы по адаптации к данным экзаменам.

Вторым направлением психологического сопровождения выпускников школы является психокоррекционная и развивающая работа с учащимися. Учитель при этом формирует группы с низкой психологической готовностью к ГИА и ЕГЭ, планирует задания и методики, проводимые на данных занятиях. Проведение цикла тренингов по повышению уровня психологической готовности проходит на основе развития внимания, памяти, самоорганизации, самоконтроля, снятия тревожности. На занятиях выпускники 9-11 классов обучаются технологиям, формирующим позитивные установки и  помогающим эффективно сдавать экзамены и справляться со стрессовыми ситуациями в жизни.

Ещё одним направлением является консультирование учащихся, родителей, педагогов по вопросам уровня психологической готовности к основной форме контроля оценки результатов. Учитель оказывает помощь обучающимся, педагогам, родителям (законным представителям) в вопросах развития, обучения и воспитания посредством психологического консультирования. Педагог проводит различные выступления на родительских собраниях,  посвященные тематике роли родителей при сдачи ГИА и ЕГЭ. В классных часах для выпускников 9-11 классов присутствуют темы о том, как нужно готовиться к экзаменам. Для учеников с низким уровнем готовности учитель проводит индивидуальные консультации, согласно личностным и эмоциональным особенностям учеников, а также общие тренинги по обучению приёмам и методам эмоционально-волевой регуляции. Также педагог может проводить дополнительные консультации по просьбе родителей или учителей. 

Четвертым направлением является профилактическая работа, которая подразумевает  под собой проведение определенных психологических игр, которые позволяют снять тревожность у учащихся.   Встречи со специалистами помогут ребятам самостоятельно справляться с трудными ситуациями при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

И ещё одним направлением является организационно-методическая работа. Педагог разрабатывает цикл занятий в форме психологического тренинга для учащихся 9-11 классов с проблемами психологической готовности к ГИА и ЕГЭ, памятки, рекомендации для выпускников, учителей, родителей. Ещё одной составной частью данного направления являются составление программы занятий по релаксации и оформление информационного стенда, наглядных материалов для учеников и их родителей.

 

Список литературы:
1. Высоцкая, Н.В. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях./Н.В. Высоцкая – М.: Вако, 2006. - 256 с.
2. Макарова, И.В. Педагог-психолог. Основы профессиональной деятельности./И.В. Макарова – Самара: Изд. дом Бахрах-М, 2004. - 288 с.
3. Дубровина, И.В. Практическая психология образования./И.В. Дубровина – М.: Сфера, 2000. -  592 с.
4. Степанов, Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности./Е.Н. Степанова – М.: Сфера, 2001. - 160 с. 
5. Немов, Р.С. Практическая психология./Р.С. Немов – М.: Владос, 1998. - 320 с.