Статья:

Особенности развития самооценки у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Конференция: LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Марышева А.А. Особенности развития самооценки у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. LIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(52). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(52).pdf (дата обращения: 21.02.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности развития самооценки у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Марышева Анастасия Александровна
студент, ТГПУ им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

Проблема развития личности ребенка в  младшем школьном возрасте  с умственной отсталостью является важной на сегодняшний день, так как количество детей с нарушениями остаются достаточно высокими и постоянно увеличиваются. Развитие личности - главный фактор становление  адекватной самооценки  и уровня притязаний  в будущем ребенка, а особенно у детей данного контингента. Чем более лучше изучить эту проблему,  тем больше мы получим данных о  представление о том, что в большей части влияет на формирование самооценки и лиц с умственной отсталостью , правильность работы с полученными теоретическими и практическими данным.

Самооценка – это сложное, многофункциональное личностной образование, принимающее непосредственное участие в формировании психики и регуляции деятельности. Один из важнейших структурных компонентов Я-концепции личности. Самооценка формируется не сразу, это плавный и сложный процесс, который  уже развивается  в раннем возрасте.

Процесс развития самооценка умственно отсталых младших школьников отличается от самооценки их полноценных сверстников , так как  у умственно отсталого ребёнка с самых ранних лет формируется завышенной, потому что родители склонны радоваться каждому, даже самому малому успеху. Несмотря на трудности формирования адекватных представлений о себе, т. е не правильное становление самооценки ,усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности,  младшие школьники имеют возможности для развития.

Эта проблема затронула многих ученых, как отечественных психологов – Б.Г.Ананьева, Л.И. Божович, А.В.Захаровой, И.С.Кона, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, В.В. Столина,  так и зарубежных –У.Джемса Ч.Кули ,Дж. Мида ,Э. Эриксона, К. Роджерса.

Целью исследования стал анализ и разработка диагностической программы для исследования сформированности самооценки у младших школьников с умственной отсталостью. В программу вошли следующие методики «Лесенка» (В.Г. Щур) ; Методика» Определение эмоционального уровня самооценки»( А.В.Захарова); Методика «Шкалы Дембо-Рубинштейн»  (С.Я.Рубинштейн, Т.В.Дембо); Методика «Шкала самоуважения Розенберга» ( Розенберг); Методика- «Пробе Де Греефе» (Де Греефе).

Исследование проводилось на базе государственного учреждения“ГОУ ТО «Тульский областной центр образования» (Отделение № 1).  В исследовании принимали участие  младшие школьники 1, 2 и 4 класса ( 7-11) лет – ( 4 мальчика и 1 девочка:  1 девочка из 1 класса , 2 мальчика из 2 класса , 2 мальчика из 4 класса). В результате исследования было выявлено, что у детей присутствует тенденция к завышенной самооценке и своих возможностей.

Учитывая, полученные данные автором исследования  была разработана коррекционно-развивающая программа, направлена на формирование адекватной самооценки.

1.Цель программы: формирование адекватного уровня самооценки младших школьников с умственной отсталостью.

 2.Задачи коррекционной программы :

1) Снизить уровень эмоционального, мышечного напряжения;

2) Формирование адекватного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

3) Формирование адекватной самооценки(формирование адекватных реакций в отношении себя, своих возможностей , уверенности в себе);

3.Структура занятия:  вводная часть, репродуктивная часть ,  заключительная часть -рефлексия занятия.

4. Возраст обучающихся: 7-11 лет.

5. Форма проведение: групповая, индивидуальная.

6. Всего занятий :12.

7.Продолжительность одного занятия : 30минут.

8.Периодичность : 2 занятия в неделю.

Коррекционно-развивающая программа, направлена на развитие самооценки у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

№ занятия

Структура занятия

Цель

Название программы

1. « В начале пути».

Вводная часть:

1. Игра « Клубочек»

Репродуктивная часть

2.Упражнение « Смена ритмов».

3.Упражнения « Какой я?»

4.Упражнение «Ладошки»

5. Заключительная часть– упражнение «Аплодисменты».

1.Приветсвие

2.Становление правил в группе

3.Снятие эмоционального и мышечного напряжения, установление контакта.

4 Формирование адекватной самооценки.

Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников(Яковлева  И.М.)

 

Коррекционно -развивающая

программа «Я и ты» (Иевлева М. В.)

2. « Мостик дружбы»

Вводная часть:

1.  Упражнение «Подари улыбку»

Репродуктивная часть:

2.  Игра «Присядьте те кто…»

3Упражнение « Король»

4.Упражнение«Доброе животное»

5. Заключительная часть: упражнение «Солнышко».

1. Приветствие

2.Повышение позитивного настроя и сплоченности детей, чувства доверия друг другу

3. Формирование адекватной самооценки.

 

Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников(Яковлева  И.М.)

 

Психокоррекционная программа формирования положительной самооценки младших школьников с отклоняющимся развитием (Перфилова О.А)

3.«Чем я отличаюсь от других».

Вводная часть:

1.Игра « Мостик»

Репродуктивная часть:

2.Упражнение « ласковое имя;

3.Упражнение « Назови свои сильные стороны»

4.Упражнение « Закончи предложения»

5. Заключительная часть :упражнение

 « Хоровод».

1.Приветсвие , создание благоприятного эмоционального настроя

2.Формирование позитивного отношения между детьми

3. Формирование самооценки :

-осознание своих  возможностей.

Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников(Яковлева  И.М.)

 

Коррекционно -развивающая

программа «Я и ты» (Иевлева М. В.)

 

Программа по формированию адекватной самооценки младших школьников (Воробьева, Т. Е. Трифанюк)

4.«Мешочек хороших качеств».

Вводная часть:

1.Упражнение «Приветствие»

2.Упражнение .»Глаза в глаза»

Репродуктивная часть:

3. Упражнение «Мешок хороших качеств».

4. Упражнение «Волшебные очки»

5. Упражнение «Я в лучах солнца»

6. Заключительная часть: упражнение «Солнечный зайчик».

1.Приветсвие , создание благоприятного эмоционального настроя

2. Формирование позитивного отношения между детьми

3. Формирование адекватной самооценки :

- осознание своих качеств.

Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников(Яковлева  И.М.)

 

Психокоррекционная программа формирования положительной самооценки младших школьников с отклоняющимся развитием (Перфилова О.А)

 

Коррекционно - развивающая программа. «Познаю себя»            Т.В.Ковалёва

5. «Познай себя».

Вводная часть:

1. Упражнение « Гусеница»

Репродуктивная часть:

2. Упражнение «Поймай мяч»

3.Упражнение « Зайки и слоники»

4.Игра « Царь горы»

5. Заключительная часть: Игра

« Мышеловка».

1.Приветсвие , создание благоприятного эмоционального настроя

2.Формирование адекватной самооценки .

3. Развитие уверенности в себе способность думать о себе в позитивном ключе.

 

Психокоррекционная программа формирования положительной самооценки младших школьников с отклоняющимся развитием (Перфилова О.А)

Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. "Развитие позитивной самооценки учащихся."

(Корнеева  И.Е)

 

 

6. « Я и мое имя».

Вводная часть:

1. Упражнение « Если нравится тебе , то делай так..»

Репродуктивная часть:

2. Упражнение «Подари камешек»

3. Упражнение « Я очень хороший»

4.Упражнение « Я лев»

5. Заключительная часть: упражнение

 « Хоровод».

1.Приветсвие , создание благоприятного эмоционального настроя

2.Формирование позитивного отношения между детьми

3. Формирование адекватной самооценки

 

Психокоррекционная программа формирования положительной самооценки младших школьников с отклоняющимся развитием (Перфилова О.А)

 

Программа по формированию адекватной самооценки младших школьников (Воробьева, Т. Е. Трифанюк)

7. ««Наши эмоции»

Вводная часть:

1. Упражнение «Приветствие»

Репродуктивная часть:

2.«Беседа о эмоциях»

3.Упражнение «Угадай эмоцию»

4.Упражнение « Изобрази»

5. Заключительная часть:  упражнение «Ладошечка».

1.Приветсвие , создание благоприятного эмоционального настроя

2. Изучение выражения эмоционального состояния своего и другого человека.

4.Развивать умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

5.Формирование адекватной самооценки .

 

Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников(Яковлева  И.М.)

 

Программа по формированию адекватной самооценки младших школьников (Воробьева, Т. Е. Трифанюк)

8.«Уверенность»

Вводная часть:

1.Упражнение «Мостик дружбы»

Репродуктивная часть:

2. Упражнение «Изобрази радость»

3.Упражнение « Я сильный и Я слабый Я»

4. Упражнение “Зонтик”

5.Заключительная часть: игра «Четыре стихии».

1.Приветсвие , создание благоприятного эмоционального настроя

2.Развивать умение регулировать сове состояние, умение чувствовать свое настроение

3. Формирование адекватной самооценки.

Программа по формированию адекватной самооценки младших школьников (Воробьева, Т. Е. Трифанюк)

9. « Я в будущем»

Вводная часть:

1. Упражнение «Доброе утро»

Репродуктивная часть:

2.Упражнение « Прекрасные слова»

3.Бесседа о профессиях

4.Игра « Профессии»

5.Рисунок « Я в будущем»

6 Заключительная часть: упражнение «Прощание».

1.Приветсвие , создание благоприятного эмоционального настроя

2.Формирование перспективы будущего и уверенности в собственных силах

3. Формирование адекватной самооценки.

Программа по формированию адекватной самооценки младших школьников (Воробьева, Т. Е. Трифанюк)

 

Коррекционно - развивающая программа. «Познаю себя»(Т.В.Ковалёва)

10.«Доброжелатель- ное отношение»

Вводная часть:

1.Упражнение "Дружба начинается с улыбки»

Репродуктивная часть:

2.Упражнение «Доброе животное»

3. Упражнение «Скажи Мишке добрые слова»

4. Упражнение «Комплименты» 
5.Заключительная часть:  упражнение «Солнышко».

1.Приветсвие , создание благоприятного эмоционального настроя

 2.Формирование позитивного отношения между детьми

3. Формирование адекватной самооценки.

 

Психокоррекционная программа формирования положительной самооценки младших школьников с отклоняющимся развитием (Перфилова О.А)

 

Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. "Развитие позитивной самооценки учащихся."

(Корнеева  И.Е)

 

11.«Радуга»

Вводная часть:

1. Упражнение «Теплый клубочек»

Репродуктивная часть:

2.  Упражнение «Клеевой дождик»

3. Упражнение «Цвет моего настроения

4.Упражнение  «Я очень хороший».

5. Заключительная часть:  упражнение «Хоровод».

1.Приветсвие , создание благоприятного эмоционального настроя

 2.Формирование позитивного отношения между детьми

3. Формирование адекватной самооценки .

 

Психокоррекционная программа формирования положительной самооценки младших школьников с отклоняющимся развитием (Перфилова О.А)

 

Коррекционно -развивающая

программа «Я и ты»(Иевлева М. В.)

12. «Я уверен в себе»

Вводная часть:

1.  Упражнение «Если нравится тебе, то делай так»

Репродуктивная часть:

2.Вручение сертификатов по номинациям «Лучший друг», «Я самый спокойный и рассудительный», «Я самый вежливый».  

5 Заключительная часть: «Прощание».

1.Приветсвие , создание благоприятного эмоционального настроя

2.Закрепление самооценки выдачей сертификатов.

Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников(Яковлева  И.М.)

 

 

Таким образом, программа направлена на адекватное формирование самооценки. Она состоит из специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В основу данной программы легли разработки следующих авторов: Т.В.Ковалёва ;Иевлева М. В,Е. В. Воробьева;Т. Е. Трифанюк; Корнеева И.Е; Яковлева ; И.М. Перфилова О.А.