Особенности развития самооценки у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Конференция: LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Психология
LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Особенности развития самооценки у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Проблема развития личности ребенка в младшем школьном возрасте с умственной отсталостью является важной на сегодняшний день, так как количество детей с нарушениями остаются достаточно высокими и постоянно увеличиваются. Развитие личности - главный фактор становление адекватной самооценки и уровня притязаний в будущем ребенка, а особенно у детей данного контингента. Чем более лучше изучить эту проблему, тем больше мы получим данных о представление о том, что в большей части влияет на формирование самооценки и лиц с умственной отсталостью , правильность работы с полученными теоретическими и практическими данным.
Самооценка – это сложное, многофункциональное личностной образование, принимающее непосредственное участие в формировании психики и регуляции деятельности. Один из важнейших структурных компонентов Я-концепции личности. Самооценка формируется не сразу, это плавный и сложный процесс, который уже развивается в раннем возрасте.
Процесс развития самооценка умственно отсталых младших школьников отличается от самооценки их полноценных сверстников , так как у умственно отсталого ребёнка с самых ранних лет формируется завышенной, потому что родители склонны радоваться каждому, даже самому малому успеху. Несмотря на трудности формирования адекватных представлений о себе, т. е не правильное становление самооценки ,усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, младшие школьники имеют возможности для развития.
Эта проблема затронула многих ученых, как отечественных психологов – Б.Г.Ананьева, Л.И. Божович, А.В.Захаровой, И.С.Кона, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, В.В. Столина, так и зарубежных –У.Джемса Ч.Кули ,Дж. Мида ,Э. Эриксона, К. Роджерса.
Целью исследования стал анализ и разработка диагностической программы для исследования сформированности самооценки у младших школьников с умственной отсталостью. В программу вошли следующие методики «Лесенка» (В.Г. Щур) ; Методика» Определение эмоционального уровня самооценки»( А.В.Захарова); Методика «Шкалы Дембо-Рубинштейн» (С.Я.Рубинштейн, Т.В.Дембо); Методика «Шкала самоуважения Розенберга» ( Розенберг); Методика- «Пробе Де Греефе» (Де Греефе).
Исследование проводилось на базе государственного учреждения“ГОУ ТО «Тульский областной центр образования» (Отделение № 1). В исследовании принимали участие младшие школьники 1, 2 и 4 класса ( 7-11) лет – ( 4 мальчика и 1 девочка: 1 девочка из 1 класса , 2 мальчика из 2 класса , 2 мальчика из 4 класса). В результате исследования было выявлено, что у детей присутствует тенденция к завышенной самооценке и своих возможностей.
Учитывая, полученные данные автором исследования была разработана коррекционно-развивающая программа, направлена на формирование адекватной самооценки.
1.Цель программы: формирование адекватного уровня самооценки младших школьников с умственной отсталостью.
2.Задачи коррекционной программы :
1) Снизить уровень эмоционального, мышечного напряжения;
2) Формирование адекватного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
3) Формирование адекватной самооценки(формирование адекватных реакций в отношении себя, своих возможностей , уверенности в себе);
3.Структура занятия: вводная часть, репродуктивная часть , заключительная часть -рефлексия занятия.
4. Возраст обучающихся: 7-11 лет.
5. Форма проведение: групповая, индивидуальная.
6. Всего занятий :12.
7.Продолжительность одного занятия : 30минут.
8.Периодичность : 2 занятия в неделю.
Коррекционно-развивающая программа, направлена на развитие самооценки у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
№ занятия |
Структура занятия |
Цель |
Название программы |
1. « В начале пути». |
Вводная часть: 1. Игра « Клубочек» Репродуктивная часть 2.Упражнение « Смена ритмов». 3.Упражнения « Какой я?» 4.Упражнение «Ладошки» 5. Заключительная часть– упражнение «Аплодисменты». |
1.Приветсвие 2.Становление правил в группе 3.Снятие эмоционального и мышечного напряжения, установление контакта. 4 Формирование адекватной самооценки. |
Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников(Яковлева И.М.)
Коррекционно -развивающая программа «Я и ты» (Иевлева М. В.) |
2. « Мостик дружбы» |
Вводная часть: 1. Упражнение «Подари улыбку» Репродуктивная часть: 2. Игра «Присядьте те кто…» 3Упражнение « Король» 4.Упражнение«Доброе животное» 5. Заключительная часть: упражнение «Солнышко». |
1. Приветствие 2.Повышение позитивного настроя и сплоченности детей, чувства доверия друг другу 3. Формирование адекватной самооценки.
|
Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников(Яковлева И.М.)
Психокоррекционная программа формирования положительной самооценки младших школьников с отклоняющимся развитием (Перфилова О.А) |
3.«Чем я отличаюсь от других». |
Вводная часть: 1.Игра « Мостик» Репродуктивная часть: 2.Упражнение « ласковое имя; 3.Упражнение « Назови свои сильные стороны» 4.Упражнение « Закончи предложения» 5. Заключительная часть :упражнение « Хоровод». |
1.Приветсвие , создание благоприятного эмоционального настроя 2.Формирование позитивного отношения между детьми 3. Формирование самооценки : -осознание своих возможностей. |
Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников(Яковлева И.М.)
Коррекционно -развивающая программа «Я и ты» (Иевлева М. В.)
Программа по формированию адекватной самооценки младших школьников (Воробьева, Т. Е. Трифанюк) |
4.«Мешочек хороших качеств». |
Вводная часть: 1.Упражнение «Приветствие» 2.Упражнение .»Глаза в глаза» Репродуктивная часть: 3. Упражнение «Мешок хороших качеств». 4. Упражнение «Волшебные очки» 5. Упражнение «Я в лучах солнца» 6. Заключительная часть: упражнение «Солнечный зайчик». |
1.Приветсвие , создание благоприятного эмоционального настроя 2. Формирование позитивного отношения между детьми 3. Формирование адекватной самооценки : - осознание своих качеств. |
Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников(Яковлева И.М.)
Психокоррекционная программа формирования положительной самооценки младших школьников с отклоняющимся развитием (Перфилова О.А)
Коррекционно - развивающая программа. «Познаю себя» Т.В.Ковалёва |
5. «Познай себя». |
Вводная часть: 1. Упражнение « Гусеница» Репродуктивная часть: 2. Упражнение «Поймай мяч» 3.Упражнение « Зайки и слоники» 4.Игра « Царь горы» 5. Заключительная часть: Игра « Мышеловка». |
1.Приветсвие , создание благоприятного эмоционального настроя 2.Формирование адекватной самооценки . 3. Развитие уверенности в себе способность думать о себе в позитивном ключе.
|
Психокоррекционная программа формирования положительной самооценки младших школьников с отклоняющимся развитием (Перфилова О.А) Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. "Развитие позитивной самооценки учащихся." (Корнеева И.Е)
|
6. « Я и мое имя». |
Вводная часть: 1. Упражнение « Если нравится тебе , то делай так..» Репродуктивная часть: 2. Упражнение «Подари камешек» 3. Упражнение « Я очень хороший» 4.Упражнение « Я лев» 5. Заключительная часть: упражнение « Хоровод». |
1.Приветсвие , создание благоприятного эмоционального настроя 2.Формирование позитивного отношения между детьми 3. Формирование адекватной самооценки
|
Психокоррекционная программа формирования положительной самооценки младших школьников с отклоняющимся развитием (Перфилова О.А)
Программа по формированию адекватной самооценки младших школьников (Воробьева, Т. Е. Трифанюк) |
7. ««Наши эмоции» |
Вводная часть: 1. Упражнение «Приветствие» Репродуктивная часть: 2.«Беседа о эмоциях» 3.Упражнение «Угадай эмоцию» 4.Упражнение « Изобрази» 5. Заключительная часть: упражнение «Ладошечка». |
1.Приветсвие , создание благоприятного эмоционального настроя 2. Изучение выражения эмоционального состояния своего и другого человека. 4.Развивать умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим. 5.Формирование адекватной самооценки .
|
Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников(Яковлева И.М.)
Программа по формированию адекватной самооценки младших школьников (Воробьева, Т. Е. Трифанюк) |
8.«Уверенность» |
Вводная часть: 1.Упражнение «Мостик дружбы» Репродуктивная часть: 2. Упражнение «Изобрази радость» 3.Упражнение « Я сильный и Я слабый Я» 4. Упражнение “Зонтик” 5.Заключительная часть: игра «Четыре стихии». |
1.Приветсвие , создание благоприятного эмоционального настроя 2.Развивать умение регулировать сове состояние, умение чувствовать свое настроение 3. Формирование адекватной самооценки. |
Программа по формированию адекватной самооценки младших школьников (Воробьева, Т. Е. Трифанюк) |
9. « Я в будущем» |
Вводная часть: 1. Упражнение «Доброе утро» Репродуктивная часть: 2.Упражнение « Прекрасные слова» 3.Бесседа о профессиях 4.Игра « Профессии» 5.Рисунок « Я в будущем» 6 Заключительная часть: упражнение «Прощание». |
1.Приветсвие , создание благоприятного эмоционального настроя 2.Формирование перспективы будущего и уверенности в собственных силах 3. Формирование адекватной самооценки. |
Программа по формированию адекватной самооценки младших школьников (Воробьева, Т. Е. Трифанюк)
Коррекционно - развивающая программа. «Познаю себя»(Т.В.Ковалёва) |
10.«Доброжелатель- ное отношение» |
Вводная часть: 1.Упражнение "Дружба начинается с улыбки» Репродуктивная часть: 2.Упражнение «Доброе животное» 3. Упражнение «Скажи Мишке добрые слова» 4. Упражнение «Комплименты» |
1.Приветсвие , создание благоприятного эмоционального настроя 2.Формирование позитивного отношения между детьми 3. Формирование адекватной самооценки.
|
Психокоррекционная программа формирования положительной самооценки младших школьников с отклоняющимся развитием (Перфилова О.А)
Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. "Развитие позитивной самооценки учащихся." (Корнеева И.Е)
|
11.«Радуга» |
Вводная часть: 1. Упражнение «Теплый клубочек» Репродуктивная часть: 2. Упражнение «Клеевой дождик» 3. Упражнение «Цвет моего настроения 4.Упражнение «Я очень хороший». 5. Заключительная часть: упражнение «Хоровод». |
1.Приветсвие , создание благоприятного эмоционального настроя 2.Формирование позитивного отношения между детьми 3. Формирование адекватной самооценки .
|
Психокоррекционная программа формирования положительной самооценки младших школьников с отклоняющимся развитием (Перфилова О.А)
Коррекционно -развивающая программа «Я и ты»(Иевлева М. В.) |
12. «Я уверен в себе» |
Вводная часть: 1. Упражнение «Если нравится тебе, то делай так» Репродуктивная часть: 2.Вручение сертификатов по номинациям «Лучший друг», «Я самый спокойный и рассудительный», «Я самый вежливый». 5 Заключительная часть: «Прощание». |
1.Приветсвие , создание благоприятного эмоционального настроя 2.Закрепление самооценки выдачей сертификатов. |
Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников(Яковлева И.М.)
|
Таким образом, программа направлена на адекватное формирование самооценки. Она состоит из специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В основу данной программы легли разработки следующих авторов: Т.В.Ковалёва ;Иевлева М. В,Е. В. Воробьева;Т. Е. Трифанюк; Корнеева И.Е; Яковлева ; И.М. Перфилова О.А.