Особенности психологической компетентности современных педагогов
Конференция: LIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
LIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Особенности психологической компетентности современных педагогов
Ключевые слова: психологическая компетентность, высококомпетентный педагог, модернизация, субъект деятельности, педагогическая деятельность.
Для современного образования в Приднестровской Молдавской Республике в системе образования характерно активное внедрение новых государственных стандартов. В период модернизации системы образования особое значение в этом процессе принадлежит именно педагогу. В связи с этим в пору смены образовательной парадигмы особые требования предъявляются к профессионально-педагогической компетентности учителя [1,2]. Важной составляющей профессиональной педагогической компетентности, по мнению И.С. Якиманской, является психологическая компетентность. В настоящее время современный педагог должен активно применять на практике психологические знания.
Анализ современных публикаций показывает, что на сегодняшний день существует множество подходов к пониманию психологической компетентности педагога.
Так, И.С. Якиманская под психологической компетентностью педагога подразумевает прежде всего совокупность знаний, умений и навыков по психологии. Учитель должен обладать четкой позицией в отношении роли психологии в профессиональной деятельности педагога, умело использовать психологические знания в своей профессиональной работе [7].
Психологическая компетентность современного педагога, по мнению Л.А. Лазаренко, включает в себя «способности принимать психологическую информацию, осознавать ее, выстраивать на ее основе систему отношений, принимать грамотные взвешенные психологические решения» [4, с. 67].
Психологическую компетентность как интегральную акмеологическую характеристику учителя рассматривает Т.Н. Щербакова. По мнению автора, психологическая компетентность обеспечивает конструктивное решение разнообразных профессиональных задач [6].
Как показывает анализ теоретической литературы, понятие «психологическая компетентность» значительно шире понятия «психологическая грамотность». Данную точку зрению поддерживают многие авторы, в том числе и Н.В. Кузьмина. [3, с.13].
Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что психологическая компетентность современного педагога во многом зависит от его личностных и профессиональных качеств.
Современный педагог, как субъект психолого-педагогической деятельности, в процессе своего профессионального становления вступает во взаимодействие с несколькими реальностями: психологическими, социально-психологическими и объектными.
Таким образом, психологическая компетентность педагога представляет собой своеобразный психологический инструмент современного специалиста, который обеспечивает эффективное выполнение его профессиональной деятельности. А так же психологическая компетентность включает уровень психологической культуры и комплекс навыков, свойств человека, глубокое восприятие себя и окружающих, самоэффективность, а так же психологическую грамотность.
С целью изучения психологической компетентности педагогов нами было проведено пилотажное исследование, в котором приняло участие 68 учителей общеобразовательных школ – слушателей курсов повышения квалификации ГОУ ДПО «ИРОиПК». Нами были использованы следующие методики: методика групповой оценки психологической компетентности М.И. Лукьяновой, методика «Психологическая культура личности» О.И.Мотков, методика «Психологическая грамотность» Л. С. Колмогорова и методика «Диагностика самоэффективности» Маддукса и Шеера.
Как показали результаты исследования, у большинства педагогов показатели профессионально значимых качеств, а именно: эмпатийность, рефлексивность, общительность, гибкость личности, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность, функция влияния, функция передачи информации, в целом, развиты на среднем уровне.
Важным компонентом психологической компетентности современных педагогов является уровень развития психологической культуры. Чем выражение сила психологических стремлений у педагога, тем в большей степени они способны планировать и контролировать свою профессиональную деятельность, а также оценивать ее результаты. Результаты исследования показали, что у большей части испытуемых (71%) преобладает средний уровень реализации видов психологического стремления. Только у 27% респондентов выявлен высокий уровень развития психологической культуры. Такие учителя способны адекватно оценивать ситуации, понимать и принимать себя и других. Они готовы и стремятся к самообразованию.
По результатам исследования психологической грамотности педагогов было выявлено, что только у 18,8 % педагогов преобладает высокий уровень развития психологической компетентности, у 24,7 % - низкий уровень развития психологической культуры. У большинства же педагогов (56,5%) преобладает средний уровень развития психологической грамотности.
По результатам четвёртой методики было выявлено, что у 27,4 % педагогов преобладает высокий уровень развития самоэффективности в сфере предметной деятельности и у 25,8 % преобладает низкий уровень развития самоэффективности в сфере предметной деятельности. У большинства педагогов (46,8%) педагогов преобладает средний уровень развития самоэффективности в сфере предметной деятельности.
А у 21,8 % педагогов преобладает высокий уровень развития в сфере межличностных отношений и у 19,1 % педагогов низкий уровень развития самоэффективности в сфере межличностных отношений и у 60,1 % педагогов преобладает средний уровень развития самоэффективности в сфере межличностных отношений.
Подводя итоги пилотажного исследования, можно сделать вывод о том, что на этапе модернизации системы образования, введения новых образовательных стандартов развитие психологической компетености педагогов находится на среднем уровне развития. Современные учителя стремятся реализовать необходимые и важные качества для своей педагогической деятельности, но пока не могут найти для этого необходимые ресурсы.
Это говорит о том, что в условиях модернизации системы образования в ПМР, важно создавать условия для повышения психологической компетентности педагогов в общеобразовательных учреждениях, а также при прохождении курсов повышения квалификации. Этому могут способствовать современные технологии организационного развития личности: методы социального психологического тренинга, метод виртуальной субъектности, анализ конкретных педагогических ситуаций, формирование умений учителя оценивать и совершенствовать свой индивидуальный стиль и профессиональные позиции, совершенствование качеств учителя, необходимых для его профессиональной деятельности и самореализации и др.