Статья:

Особенности психологической компетентности современных педагогов

Конференция: LIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Баран К.А. Особенности психологической компетентности современных педагогов // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(54). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/24(54).pdf (дата обращения: 25.02.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 22 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности психологической компетентности современных педагогов

Баран Кристина Александровна
магистрант, ГОУ «Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко», Приднестровье, г.Тирасполь
Гончар Светлана Николаевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доц., ГОУ «Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко», Приднестровье, г.Тирасполь

 

Ключевые слова: психологическая компетентность, высококомпетентный педагог, модернизация, субъект деятельности, педагогическая деятельность.

 

Для современного образования в Приднестровской Молдавской Республике в системе образования характерно активное внедрение новых государственных стандартов. В период модернизации системы образования особое значение в этом процессе принадлежит именно педагогу. В связи с этим в пору смены образовательной парадигмы особые требования предъявляются к профессионально-педагогической компетентности учителя [1,2]. Важной составляющей профессиональной педагогической компетентности, по мнению И.С. Якиманской, является психологическая компетентность. В настоящее время современный педагог должен активно применять на практике психологические знания.

Анализ современных публикаций показывает, что на сегодняшний день существует множество подходов к пониманию психологической компетентности педагога.

Так, И.С. Якиманская под психологической компетентностью педагога подразумевает прежде всего совокупность знаний, умений и навыков по психологии. Учитель должен обладать  четкой позицией в отношении роли психологии в профессиональной деятельности педагога, умело использовать психологические знания в своей профессиональной работе [7].

Психологическая компетентность современного педагога, по мнению Л.А. Лазаренко, включает в себя «способности принимать психологическую информацию, осознавать ее, выстраивать на ее основе систему отношений, принимать грамотные взвешенные психологические решения» [4, с. 67].

Психологическую компетентность как интегральную акмеологическую характеристику учителя рассматривает Т.Н. Щербакова. По мнению автора, психологическая компетентность обеспечивает конструктивное решение разнообразных профессиональных задач [6].

Как показывает анализ теоретической литературы, понятие «психологическая компетентность» значительно шире понятия «психологическая грамотность». Данную точку зрению поддерживают многие авторы, в том числе и Н.В. Кузьмина. [3, с.13].

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что психологическая компетентность современного педагога во многом зависит от его личностных и профессиональных качеств.

Современный педагог, как субъект психолого-педагогической деятельности, в процессе своего профессионального становления вступает во взаимодействие с несколькими реальностями: психологическими, социально-психологическими и объектными.

Таким образом, психологическая компетентность педагога представляет собой своеобразный психологический инструмент современного специалиста, который обеспечивает эффективное выполнение его профессиональной деятельности. А так же психологическая компетентность включает уровень психологической культуры и комплекс навыков, свойств человека, глубокое восприятие себя и окружающих, самоэффективность, а так же психологическую грамотность.

С целью изучения психологической компетентности педагогов нами было проведено пилотажное исследование, в котором приняло участие 68 учителей общеобразовательных школ – слушателей курсов повышения квалификации ГОУ ДПО «ИРОиПК». Нами были использованы следующие методики: методика групповой оценки психологической  компетентности  М.И. Лукьяновой, методика «Психологическая культура личности» О.И.Мотков, методика «Психологическая грамотность» Л. С. Колмогорова и методика «Диагностика самоэффективности» Маддукса и Шеера.

Как показали результаты исследования, у большинства педагогов показатели профессионально значимых качеств, а именно: эмпатийность, рефлексивность, общительность, гибкость личности, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность, функция влияния, функция передачи информации, в целом, развиты на среднем уровне.

Важным компонентом психологической компетентности современных педагогов является уровень развития психологической культуры. Чем выражение сила психологических стремлений у педагога, тем в большей степени они способны планировать и контролировать свою профессиональную деятельность, а также оценивать ее результаты.  Результаты исследования показали, что у большей части испытуемых  (71%) преобладает средний уровень реализации видов психологического стремления. Только у 27% респондентов выявлен высокий уровень развития психологической культуры. Такие учителя способны адекватно оценивать ситуации, понимать и принимать себя и других. Они готовы и стремятся  к самообразованию.

По результатам исследования психологической грамотности педагогов было выявлено, что только у 18,8 % педагогов преобладает высокий уровень развития психологической компетентности, у 24,7 % - низкий уровень развития психологической культуры. У большинства же педагогов (56,5%)  преобладает средний уровень развития психологической грамотности.

По результатам четвёртой методики было выявлено, что у 27,4 % педагогов преобладает высокий уровень развития самоэффективности в сфере предметной деятельности и у 25,8 % преобладает низкий уровень развития самоэффективности в сфере предметной деятельности. У большинства педагогов (46,8%) педагогов преобладает средний уровень развития самоэффективности в сфере предметной деятельности.

А у 21,8 % педагогов преобладает высокий уровень развития в сфере  межличностных отношений и у 19,1 % педагогов низкий уровень развития самоэффективности в сфере межличностных отношений и у 60,1 % педагогов преобладает средний уровень развития самоэффективности в сфере межличностных отношений.

Подводя итоги пилотажного исследования, можно сделать вывод о том, что на этапе модернизации системы образования, введения новых образовательных стандартов развитие психологической компетености педагогов находится на среднем уровне развития. Современные учителя стремятся реализовать необходимые и важные качества для своей педагогической деятельности, но пока не могут найти для этого  необходимые ресурсы.

Это говорит о том, что в условиях модернизации системы образования в ПМР, важно создавать условия для повышения психологической компетентности педагогов в общеобразовательных учреждениях, а также при прохождении курсов повышения квалификации. Этому могут способствовать современные технологии организационного развития личности: методы социального психологического тренинга, метод виртуальной субъектности, анализ конкретных педагогических ситуаций, формирование умений учителя оценивать и совершенствовать свой индивидуальный стиль и профессиональные позиции, совершенствование качеств учителя, необходимых для его профессиональной деятельности и самореализации и др.

 

Список литературы:
1. Гончар С.Н. Исследование профессиональной направленности личности учителей общеобразовательных школ ПМР в период модернизации системы образования // В сборнике: Профессиональная культура педагога. Сборник научных трудов VI Всероссийской научно-практической интернет-конференции. - 2017. С. 7-12.
2. Гончар С.Н., Клименко И.В. Формирование профессионально-педагогической культуры преподавателей // В сборнике: Современное образование в психолого-педагогических исследованиях. Сборник научных трудов конференции. - 2016. С. 42-48. Диагностика развития. - М., 2004
3. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования / Н.В. Кузьмина. М., 2001. 
4. Лазаренко Л.А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации / Л.А. Лазаренко // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 1. С. 67–68.
5. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя.
6. Щербакова Т.Н. Психологическая компетентность учителя: акмеологический анализ : автореф. ... д-ра психол. наук. – Ростов н/Д, 2006.
7. Якиманская И.С. Динамика готовности к инновациям у современных педагогов / И.С. Якиманская // Сборник научных трудов. 2011. Т. 21. № 3. С. 26–33.