Кибераддикция у мужчин от 25 до 30 лет
Конференция: LVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Кибераддикция у мужчин от 25 до 30 лет
CYBERADDICTION IN MEN BETWEEN 25 AND 30 YEARS OLD
Chulpan Shaidullina
master Student of Kazan Innovation University named after V.G. Timiryasova,
Russia, Republic of Tatarstan, Kazan
Аннотация. С появлением такого технического средства, как компьютер, деятельность и досуг человека стали намного проще и интересней. Но кроме множества положительных моментов, компьютерные технологии имеют и отрицательные стороны. Одна из них – психологическая зависимость от компьютерных игр.
В данной статье представлен теоретический анализ существующих точек зрения на компьютерную игровую зависимость как форму аддиктивного поведения у мужчин 25-30 лет. Рассмотрены взгляды отечественных и зарубежных ученых, касающиеся изучения данного феномена с нескольких позиций: термин, которым обозначают компьютерную игровую аддикцию, место компьютерной игровой зависимости в структуре аддиктивного поведения.
Abstract. With the advent of such a technical means as computer, human activities and leisure have become much easier and more interesting. But apart from a lot of positives, computer technology has negative sides. One of them is psychological dependence on computer games.
This article presents a theoretical analysis of existing viewpoints on computer game dependence as a form of addictive behavior in men 25-30 years old. The views of domestic and foreign scientists concerning the study of this phenomenon from several positions are considered: the term, which is referred to as computer game addiction, the place of computer game dependence in the structure of addictive behavior.
Ключевые слова: кибераддикция; мужчины 25-30 лет, склонные к кибераддикции; тревожность; агрессивность; конфликтность зависимость; психологическая зависимость; аддиктивное поведение у мужчин; компьютерные игры, компьютерная игромания.
Keywords: cyberaddiction; men 25-30 years old, prone to cyberaddiction; anxiety; aggressiveness; conflict addiction; psychological addiction; addictive behavior in men; computer games, computer playmaking.
С каждым этапом развития компьютерных технологий возрастает количество людей с зависимостью от виртуальных компьютерных игр. Психологи охарактеризовали данное явление понятием кибераддикция, а людей, страдающих данной зависимостью - кибераддиктами.
Проблема данного теоретического исследования актуальна в связи с тем, что в современности существует большая опасность воздействия компьютерных игр и сетевой коммуникации на психическое здоровье мужчин 25-30 лет: они погружаются в виртуальную реальность, достигают там определенных успехов и не желают возвращаться к предметной реальности.
У взрослых мужчин компьютерная зависимость не ограничивается играми – как и у подростков, встречается зависимость от виртуального общения или характерные для взрослых виды зависимости: покупки в интернете, аукционы, онлайн-казино, изучение информационных страниц, просмотр фильмов.
Все это не меньше, чем игры уводит людей из реальности в виртуальный мир. Развивается компьютерная зависимость в 58 % случаев за год, в 25 % – в течение полугода, в 17 % – после года активного пользования компьютером. Зависимость от компьютерных игр оказывает негативное влияние так же и на физическое здоровье у мужчин в возрасте 25-30 лет[8].
Общепринято считать, что кибераддикция выражается в двух формах: химических и нехимических зависимостях. Химические аддикции характеризуются системным потреблением психоактивных веществ, ощущением непреодолимого влечения к постоянному употреблению выбранного вещества, испытывая при этом значительные трудности в добровольном прекращении [3].
Мнения ученых при рассмотрении компьютерной игромании как аддикции у мужчин в возрасте 25-30 лет в общем совпадают, но возникают некоторые разногласия при более детальном изучении данного феномена. Рассмотрим их взгляды с нескольких позиций.
На сегодняшний день место компьютерной игровой зависимости в структуре аддиктивного поведения четко не определено. Считается, что это связано со стремительным прогрессом в сфере компьютерных технологий, который не позволяет ученым такими же быстрыми темпами изучать данный феномен.
Буквально каждый год повышаются качественный и количественный показатель в производстве компьютерных игр. При этом временные рамки изучения особенностей компьютерной игровой зависимости с помощью разных методов психологии намного шире.
Котляров А. В. компьютерную игроманию у мужчин в возрасте 25-30 лет относит в разряд технологических аддикций. При этом автор подчеркивает спорность вопроса вынесения технологических аддикций в отдельную группу в связи с ее неопределенной феноменологической самостоятельностью. По мнению Котлярова А. В. , это связано с тем, что объект зависимости является предметом зависимости, средством реализации других поведенческих форм аддиктивного поведения [5].
Спринц А.М., Ерышев О.Ф. одной из наиболее распространенных форм отклоняющегося поведения вне психопатологических рамок считают сверхценные психологические увлечения, под которыми понимает повышенный интерес к чему-либо с формированием пристрастного эмоционального отношения. В эту группу нехимических зависимостей авторы наряду с гемблингом, трудоголизмом, фанатизмом относит и психологическую зависимость от компьютерных игр( киберадикция) [7].
Развитие кибераддикции у мужчин в возрасте 25-30 лет схоже по своему течению с другими подобными зависимостями и происходит в 4 стадии [1].
1. Стадия легкой увлеченности.
Основной характерной чертой этой стадии формирования зависимости является ситуационный характер игры. Это стадия включения механизмов формирования зависимости.
Мужчина, поиграв пару раз в компьютерную игру начинает принимать ее, она ему нравится, ему нравится графика, звуковое сопровождение, сюжет игры, имитирующий реальность или какие – то фантастические миры с обилием различных героев.
Мужчина получает удовольствие от игры и стремится повторить действия, доставляющие ему удовольствие, вследствие чего игра приобретает целенаправленность. Начинает реализовываться неосознаваемая потребность принятия роли. Компьютер позволяет осуществить не реализованные в реальности желания.
2. Стадия увлеченности.
Характерной чертой этой стадии формирования зависимости, является появление новой потребности в иерархии потребностей человека. Это потребность играть в компьютерные игры. Аддикт торопится домой, чтобы поскорее поиграть в компьютерную игру, поскорее окунуться в этот чудесный и привлекательный мир игрового пространства, а не отдохнуть после работы или провести время с семьей или друзьями. Все чаще его мысли заняты игрой. Человек начинает зависеть от компьютера, игра уводит его от реальности. Иными словами, стремление к игре – это, скорее, мотивация, детерминированная потребностями бегства от реальности, принятия роли и осуществления фрустрируемого желания.
3. Стадия зависимости.
Здесь характерной чертой формирования зависимости является сдвиг потребности в игре на более низкий уровень потребностей. У аддикта происходят серьезные изменения в ценностно – смысловой сфере личности, а также изменения самосознания и самооценки.
4. Стадия привязанности.
На этой стадии происходит угасание игровой активности аддикта. Он дистанцируется от компьютера, происходит сдвиг поведения в сторону нормы, но при этом полностью оторваться от зависимости к компьютерным играм он не может. Однако следует отметить, что эта стадия является самой продолжительной и может длиться всю жизнь. При формировании зависимости геймер может остановиться на любой из предыдущих стадий, в этом случае угасание зависимости происходит быстрее. Но если мужчина проходит все три стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, то на этой стадии он будет находиться длительное время. Сила зависимости на этой стадии носит циклический характер между играми.
Во время прохождения игры сила зависимости находится на своем пике, но после ее прохождения возвращается на исходный уровень и так от игры до игры. Разбиение процесса формирования игровой зависимости на стадии представляется нам важным шагом на пути исследования феномена кибераддикции, т.к. предполагает типологизацию аддиктов, что в свою очередь является необходимым условием при помощи людям [1].
На современном этапе основными критериями, определяющими компьютерную зависимость у мужчин в возрасте 25-30 лет принято считать следующие:
·нежелание аддикта отвлечься от компьютера и раздражение при вынужденном отвлечении от него, пренебрежение домашними делами и служебными обязанностями, учебной деятельностью, забывание о договоренностях, при проведении времени за компьютером;
·неспособность аддикта спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
·трата немалых денежных средств на обновление и обеспечение компьютера, скорости интернета и онлайн-игр (покупка героев, танков, донаты организаторам (стримерам) на обучающих стримах, перевод материальных денежных средств в игровую валюту);
·пренебрежение аддикта здоровьем, гигиеной и сном, готовность питаться однообразной случайной пищей из – за невозможности оторваться от компьютера, злоупотребление психостимуляторами (кофе, энергетики и т.д.);
·общение и обсуждение аддиктом компьютерной тематики в основном с такими же зависимыми на темы, связанные с компьютером и компьютерными играми [3].
Игровая или компьютерная зависимость у взрослых мужчин 25-30 лет грозит проблемами в семейных отношениях, в том числе разводами. Потеря доступа в интернет или неудача в онлайн-игре способна вызвать у личности состояние дистресса, влекущее за собой нервные срывы и эмоциональные расстройства. Известны случаи смерти из-за хронического недосыпания.
Также стоит отметить, что компьютерная аддикция у мужчин 25-30 лет напрямую связана с определенными видами компьютерных игр и самым техническим средством (компьютером). Поэтому определяя предмет кибераддикции компьютерную игру нельзя рассматривать отдельно от компьютера. Только в тесной взаимосвязи эти два компонента ведут к формированию психологической зависимости.
Стоит отметить, что основное и ключевое чувство, которое движет и стимулирует мужчин 25-30 лет к продолжению компьютерной игры является удовольствие. Исходя из вышеизложенного, предлагаем такую трактовку понятия «киберадикции» – это аномальное пристрастие мужчины к длительной игре ради изменения своего психического состояния путем чрезмерной фиксации чувства удовольствия на определенных видах компьютерных игр.
В заключении хотелось бы отметить, что опасность чрезмерного увлечения компьютерными играми у мужчин 25-30 лет с каждым годом возрастает.
Об этом свидетельствуют результаты многих исследований.
Безусловно, крайне важными являются практически направленные вопросы изучения компьютерной аддикции, связанные с диагностикой компьютерной игромании, психопрофилактикой и психотерапией зависимого поведения. Но тем не менее, теоретический аспект данной проблемы не уступает по своей важности.
Поэтому определив место компьютерной игровой зависимости в структуре аддиктивного поведения у мужчин 25-30 лет, сформулировав основные понятия, принципы и закономерности формирования компьютерной игровой аддикции, возникает возможность более детального и достоверного изучения данной проблемы на практике.
Список литературы:
1.Авдеев Д.А. О некоторых так называемых нехимических зависимостях / Официальный сайт. [Электронный ресурс] http://www.daavdeev.ru ( дата обращения 15.07.2019)
2.Акопов А.Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни Личности / А.Ю. Акопов – СПб.: Речь, 2018. – 24-26 с.
3.Егоров А.Ю. Нехимические зависимости / А.Ю. Егоров – СПб.: Речь, 2016. – 190 с. 4. Котляров А.В. Другие наркотики или Homo Addictus: Человек зависимый / А.В. Котляров – М.: Психотерапия, 2015. – 200 с.
4.Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: [учебное пособие] / В.Д. Менделевич – Спб.: Речь, 2015. – 256 с.
5.Никитина Л.Н Последствия чрезмерного увлечения компьютерными играми у несовершеннолетних / Л.Н. Никитина // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2016. Т. 5. №3 (14). – С. 24-25.
6.Спринц А.М., Ерышев О.Ф. Химические и нехимические зависимости / А.М.Спринц, О.Ф. Ерышев. – СПб.: СпецЛит, 2016. – 112 с.
7.Старшенбаум Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей / Г.В. Старшенбаум – М.: Когито-Центр, 2015. – 207 с.
8.Шакирова Л.И. Исследование мотивационной, эмоционально-волевой сферы и психофизиологических особенностей подростков с позиции влияния на них компьютерных игр агрессивного содержания: дисс. ... канд. психол. наук / Л.И. Шакирова – Казань, 2016. – 150 с.