Статья:

Мифы о самоубийстве

Конференция: XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Соловьева Е.А., Шаповалова В.Г. Мифы о самоубийстве // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(28). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(28).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Мифы о самоубийстве

Соловьева Екатерина Алексеевна
студент, Тверской государственный университет, РФ, г. Тверь
Шаповалова Валерия Геннадьевна
студент, Тверской государственный университет, РФ, г. Тверь
Галимская Елена Валерьяновна
научный руководитель, канд. мед. наук, Тверской государственный университет, РФ, г. Тверь

 

MYTHS ABOUT SUICIDE

Ekaterina Solovyova

Student, Tver state University, Russia, Tver

Valeria Shapovalova

Student, specialty "Clinical psychology", Tver state University, Russia, Tver

Elena Galimskaya

Scientific director, Cand. honey. Sciences Tver State University, Russia, Tver

 

Аннотация. В современном мире существует множество стереотипов относительно различных аспектов самоубийства. В данной статье нами были проанализированы и дифференцированы следующие группы мифов: «О проявлениях суицидального поведения», «О личности суицидента», «О суициде и его предпосылках». Актуальность изучения мифов о суициде и специфике суицидального поведения обусловлена прежде всего социальной и практической значимостью. Это необходимо для адекватного, истинного информирования общества, поскольку, не зная основ данного явления, невозможно оказать эффективную и своевременную помощь, а также невозможно построить адекватные превентивные и поствентивные меры.

Abstract. In the modern world, there are many stereotypes about various aspects of suicide. In this article, we have analyzed and differentiated the following groups of myths: "about the manifestations of suicidal behavior", "about the personality of a suicidal person", "about suicide and its prerequisites». The relevance of studying myths about suicide and the specifics of suicidal behavior is primarily due to its social and practical significance. This is necessary for adequate, true public information, because without knowing the basics of this phenomenon, it is impossible to provide effective and timely assistance, as well as it is impossible to build adequate preventive measures.

 

Ключевые слова: самоубийство, мифы, жизнь, смерть, стереотип, психотравмирующая ситуация, суицидальное поведение.

Keywords: suicide, the myths, life, death, stereotype, psychotraumatic situation, suicidal behaviour.

 

Самоубийство – это всегда социальное действие, вызывающее резонанс не только среди ближайшего окружения суицидента, но и в социальной системе вообще [3, с.148]. ВОЗ признала, что Россия находится в чрезвычайной ситуации, поскольку в течении длительного периода показатель самоубийств значительно превышает установленный критический уровень – 20 случаев на 100 тысяч населения в год [5]. Частота суицидов представляет собой один из наиболее объективных индикаторов общественного психического здоровья [14, с.12]. Трудность изучения этого явления связана с многоаспектностью и сложным взаимодействием внешних и внутренних причин данного деструктивного поведения личности. Актуальность исследования мифов относительно суицида обуславливается спецификой и масштабностью распространения аутоагрессивных тенденций в обществе, зависимостью от социальных процессов, причин и условий.

Исторически сложилось так, что любое труднопонимаемое явление со временем обрастает мифами и стереотипами. Это связано в первую очередь с тем, что стереотип в содержательном отношении представляет собой узкую парадигму, которая формируется разумом для экономии собственных усилий, требуемых для восприятия и трактовки сложных ситуаций или явлений. Данное явление присуще и для суицида. В современном мире существует множество стереотипов относительно различных аспектов самоубийства. Подобные ошибочные суждения, как правило, распространены среди обывателей, однако могут регистрироваться и у небольшой части медицинских работников, как следствие профессионального выгорания. В настоящей статье нами предпринята попытка развеять часть мифов, связанных с суицидом. Это необходимо для грамотного информирования общества в вопросах самоубийства, поскольку, не зная основ данного явления, невозможно оказать эффективную и своевременную помощь индивиду и вызывают затруднения выбор адекватных превентивных и поствентивных мер.

Осознание данных стереотипов мышления поможет удержать консультанта/специалиста от возможных ошибок, а также позволит изменить отношение общественности к лицам, склонным к совершению самоубийства. Анализ информационных источников (статьи в периодических изданиях и сети Internet, документальных и художественных фильмов) позволил дифференцировать существующие и описанные мифы на следующие группы: «Мифы о проявлениях суицидального поведения», «Мифы о личности суицидента», «Мифы о суициде и его предпосылках». 

Первая группа - «Мифы о проявлениях суицидального поведения» [11]:

  1. «Человек, который говорит о желании покончить с жизнью, просто пытается таким образом привлечь к себе внимание». Вероятно, данный миф возник в связи с тем, что в суицидологии существует такое понятие, как «демонстративно-шантажное суицидальное поведение». Суть его заключается в следующем: индивид сознательно и целенаправленно манипулирует действиями, которые угрожают его жизненным функциям, но в то же время высоко оценивает свою жизнь и не стремится её потерять. Данная поведенческая тактика позволяет «управлять ситуацией» в свою пользу [12]. Человек, реализуя демонстративно-шантажные попытки, оказывает психологическое давление на окружение и получает «вторичную выгоду»: например, сочувствие, жалость и внимание к собственной персоне [2]. В таких случаях смерть не является желанной целью, поскольку человек придерживается мер безопасности.

Следует отметить, что люди, которые думают о самоубийстве, испытывают сильную душевную боль обусловленную внутриличностным конфликтом, психотравмирующей ситуацией. Причем, данный психологический кризис обладает такой интенсивностью, что весь предыдущий жизненный опыт индивида не может подсказать ему любого иного выхода из данной ситуации помимо суицида. Человек осознает свою несостоятельность в решении своей проблемы и в момент такого сильного эмоционального напряжения и внутриличностного конфликта он может поделиться своими переживаниями с авторитетным, близким человеком. Таким образом индивид пытается заручиться помощью и поддержкой других людей, чтобы как-то совладать со стрессовым воздействием, психоэмоциональным напряжением. Безусловно, бывают случаи, когда суицидальное поведение носит театрализованный характер. Однако, следует помнить, что подобное поведение тоже может заканчиваться смертью. Поэтому никогда не стоит игнорировать угрозу совершения самоубийства и избегать возможности обсудить возникшие трудности.

  1. «Человек совершает самоубийство без предупреждения». Фактически этот миф можно трактовать существующим в суицидологии понятием «аффективные суицидальные действия». Их особенностью является отсутствие сознательного осмысления. Фрагментарное восприятие конфликтной ситуации и высокое психоэмоциональное напряжение в виде отрицательных переживаний (гнев, обида, чувство оскорблённого достоинства) – критерии, сопутствующие такому импульсивному поступку, как совершение суицида без предупреждения [7].

То, что человек, под влиянием сильных эмоций, способен свести счёты с жизнью, не может свидетельствовать о шаблонности суицидального поведения. Научно доказано, что человек, имеющий склонность к совершению самоубийства, демонстрирует достаточное количество предупреждающих знаков. Выделена группа индикаторов, свидетельствующих о суицидальных намерениях личности (ситуационные, поведенческие, коммуникативные, когнитивные, эмоциональные индикаторы). Статистические данные утверждают, что 8 из 10 лиц, решившихся на суицид, заявляют о задуманном с помощью средств коммуникации, моделей поведения [10].

  1. «Все действия во время суицидальной попытки являются импульсивными, непродуманными и свидетельствуют об отсутствии плана».

Данный миф, вероятно, также обусловлен существованием аффективного суицида. Стоит понимать, что человек не всегда сводит счёты с жизнью под влиянием импульса. Напротив, многие тщательно планируют свои действия на протяжении нескольких дней, недель или месяцев. Они приобретают вспомогательные средства, определяют место и время для того, чтобы уйти из жизни [6].

  1. Убеждение, что «не существует значимой связи между суицидом и такими видами девиации, как наркомания, токсикомания и алкоголизм», ошибочно. Напротив, растормаживающий эффект данных психоактивных веществ в комбинации с депрессивными переживаниями облегчает суицидальные действия [18]. В одних случаях химическая зависимость способствует манифестации суицидальных идеаций, а в других -  корректирует вспыльчивость, эмоциональное напряжение и сниженное настроение при тягостном состоянии [16]. Если человек находится в депрессивном состоянии, пессимистически прогнозирует свое будущее и испытывает чувство одиночества и непонимания, то алкоголизм, наркомания или токсикомания значительно увеличивают суицидальный риск. Табакокурение для многих людей является первым шагом на пути к употреблению психоактивных веществ[17].
  2. Ложным также является утверждение, что, «если человек уже решил умереть, его невозможно остановить». Основная масса людей с суицидальными намерениями сомневается в своём решении. Если человек нашёл в себе силы обратиться за помощью к специалисту или близкому человеку, то это уже свидетельствует об амбивалентности суицидальных мотивов и попытках найди другой выход из сложившейся ситуации [4]. Потенциальный суицидент хочет заручиться помощью и поддержкой намного больше, нежели уйти из жизни.

Вторая группа - «Мифы о личности суицидента» [11,12]:

  1. «Самоубийства происходят только на верхних уровнях общества - среди политиков, писателей, артистов». Основу этого мифа составляет тот факт, что, если суицид случается на верхних уровнях общества, об этом сразу многократно транслируют СМИ. Тема, как правило, обсуждается на протяжении длительного времени, пока полностью не утратит своей актуальности. А когда умирает «обычный» человек, то об этом знает только его ближайшее окружение. Также наличие данного мифа может быть обусловлено существованием «художественного» типа личности, который имеет предпосылки к совершению самоубийства из-за индивидуально-типологических особенностей: повышенная эмоциональность, склонность к пониженному настроению, депрессии.

Однако принадлежность к определённой социальной группе не отменяет суицидальные идеации, намерения или поступки. Значительную роль на поведение человека оказывают внешние и внутренние факторы, влияющие на личность, количество ресурсов индивида в борьбе с психологическим кризисом, внутренними конфликтами и психотравмирующими ситуациями. Соответственно, как показывают исследования, количество самоубийств на всех уровнях общества примерно одинаково. Нравственность современного общества такова, что гибель известного человека – это сенсация, которая обеспечивает СМИ рейтинги и доход. К тому же роль СМИ в этом вопросе зачастую недооценивают, а ведь они иногда способствуют формированию суицидальной настроенности молодежи [8, с.46].

  1. Представление общественности о том, что «все суицидальные личности страдают психическими расстройствами», ошибочно. Сторонники подобной глобализации сталкиваются с существованием многочисленных случаев, опровергающих их точку зрения. Психическое расстройство свойственно далеко не каждому суициденту, в отличие от болезненного психоэмоционального состояния, чувства безнадёжности, беспомощности [9]. Суицид личности, страдающей психическим расстройством, осложняется этиологией и патогенезом заболевания, а также спецификой нозологической единицы.
  2. Представление о том, что «человек, совершив суицидальную попытку, навсегда будет в группе риска, и в будущем это обязательно повторится», некорректно. Зачастую суицидальный кризис носит временный характер и ликвидируется с помощью работы специалиста. Профилактика суицидального поведения – приоритетное направление в сфере психологической помощи суицидента [10]. Воспитание общества с уклоном на понимание смысла жизни, любви к жизни, желании жить – вот массовая профилактика суицида в современном мире.
  3. «Мужчины пытаются покончить жизнь самоубийством чаще, чем женщины». Окончательного вердикта, кто чаще пытается свести счёты с жизнью, не существует. Бытует мнение, что женщины в 3 раза чаще реализуют суицидальные попытки, тогда как мужчины в 3 раза чаще доводят их до конца [6]. В суицидологии существует мнение, что женщин больше волнует эстетика, тогда как мужчин – результат, но оно не является единственно верным.
  4. В обществе бытует мнение, что «люди, задумавшие самоубийство, просто не хотят жить». Подавляющее большинство суицидентов с помощью суицида стремятся избавиться от невыносимой душевной боли, нежели на деле хотят умереть [9]. Перспектива жить с неразрешёнными трудностями или их последствиями пугает человека, лишает его сознание рационального звена. Человек хочет жизнь, но не знает и не понимает, как справиться со сложными жизненными обстоятельствами.

Третья группа - «Мифы о суициде и его предпосылках» [11,12]:

  1. Научные знания в области суицидологии опровергают миф, что «склонность к самоубийству наследуется». Выявлено, что суицидальные наклонности не передаются генетически, тогда как предрасположенность к суицидальному поведению наследуется биологически [15].
  2. Миф о том, что «разговор о самоубийстве может усилить желание человека уйти их жизни», противоречит основам консультативной практики пациентов с суицидальным прошлым. В действительности конструктивная беседа на тему самоубийства не является провоцирующим звеном. Грамотный диалог позволяет специалисту оценить степень риска и готовности к совершению определённых действий. В большинстве случаев центральным элементом, предупреждающим самоубийство, является откровенный, душевный разговор.
  3. Представление о том, что «суицид – это редкое явление», ошибочно. Прогнозы о том, что к 2020 году суицид займёт 2-ое место в мире среди причин смертности, обойдя онкологические болезни – прямое опровержение данного мифа [17, с.71]. Всемирная организация здравоохранения отметила, что Россия по количеству самоубийств вошла в лидирующую тройку, однако это не приводит в восторг, а указывает на суровую жизненную реальность [9]. На сто тысяч россиян приходится 26,5 случает добровольного ухода из жизни, в то время как среднемировой показатель едва превышает 10 [13].

Резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод о том, что суицидальное поведение и непосредственно суицид окружены многочисленными мифами и стереотипами, которые затрудняют понимание данного сложного явления и формируют неверные образы в сознании недостаточно информированных людей. Частично это может быть связано с тем, что «ложные» образы люди выхватывают из различных фильмов, сериалов и других художественных произведений, поскольку подобные сцены обычно производят сильное впечатление. Недостаток информации о данном феномене провоцирует появление в обществе различных заблуждений и неверных представлений. Отсюда можно сделать заключение, что необходимо ликвидировать «психологическую безграмотность» посредством более широкого внедрения психологического просвещения среди взрослого населения как на этапах обучения в образовательных учреждениях разного уровня, таки в процессе профессиональной деятельности в различных сферах.

 

Список литературы:
1. Акопян Л.С., Мишина С.С. Эмоциональные состояния как детерминанты суицидального поведения подростков // Поволжский педагогический вестник. –Т.7, –№ 1 (22) – 2019.  – 24 с.
2. Боенко А. В. Психологические особенности суицидального поведения военнослужащих и его профилактика // Военная психология: методология, теория, практика. –М. –1998, – 256 с.
3. Бойко О.В. Мифология суицида // Социология девиантности. Журнал социологии и социальной антропологии. – 2004. –Том VII. –№2. – 138-159 с. 
4. Галетян Г.С. Влияние алкоголя и наркомании на суицид несовершеннолетних.// Вестник АГУ. - № 3 (64).– 2010. –155-159 с.
5. Дорофейков В.В., Бакулев С.Е., Задорожная М.С., Петрова Н.Н., Кайстря И.В. Клинико-лабораторный способ оценки степени тяжести депрессии у молодых лиц.// Медицинский журнал. – Т4. – 2018. – 74 с.
6. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). — М.: Издатель¬ский центр «Академия».– 2003. – 288с.
7. Караяни А., Сыромятников И. Прикладная военная психология: Учебно-методическое пособие. – СПб.: –Питер.–2006. – 480 с.
8. Лучина А.А. Роль СМИ в формировании суицидальной настроенности молодёжи и её превенции // Суицидология. –2011. –№2. –45-46 с.
9. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь близким. – М.: Эксмо.–2009. -–191 с.
10. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005 – 960 с.
11. Моховиков А.Н. Мифы и факты о суициде. –М.: Когито-центр.– 2001. –  22с.
12. Моховиков А.Н. Хрестоматия по суицидологии// –Отв. ред. К.:АЛД. – 1996. –  456с.
13. Позняк. В. О статистике самоубийств в России [Электронный ресурс]. // URL: http://www.unic.ru/event/2019-10-08/v-rossii/vladimir-poznyak-o-statistike-samoubiistv-v-rossii (дата обращения: 19.05.2020)
14. Положий Б.С., Фритлинский В.С., Агеев С.Е. Суициды в странах СНГ// Суицидология. Том 5, № 4 (17). – 2014. – 12-15 с.  
15. Розанов В.А. Гены и суицидальное поведение // Суицидология. Том №4, №1. – 2013. – 3-15с.
16. Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия //–М.: Когито-Центр. – 2005. – 281 с.
17. Шелюк О.Н. Подростковый суицид. Здравоохранение Юргы: опыт и инновации. – №4. – 2018. – 71-73 с.
18. Щербакова Н.П. Химическая зависимость // Вестник науки и образования. –2019. – №3. –105 с.