Разработка и апробация психологического тренинга "Башня магов"
Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Психология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Разработка и апробация психологического тренинга "Башня магов"
В статье представлена информация о разработке и апробационном исследовании психологического тренинга «Башня магов» для детей 6–11 лет. Целью тренинга является профилактика и повышение уровня социального и психологического здоровья школьников, одной из составляющих которого является адекватность самооценки.
В мире существует ряд проблем, которым никогда не потерять актуальности. В какой-то степени эти проблемы связаны с самим по себе человеческим существованием, и потому их обыкновенно включают в ряд «проблем бытия», иначе говоря, экзистенциальных. В этот ряд входят проблемы рождения, одиночества, смысла жизни, смерти и того, какой след сумеет оставить человек после себя. Для внушительной части человечества ответом на вопрос «что останется после меня?» являются их дети, как уже появившиеся на свет, так и само по себе желание иметь детей.
В своей статье «Девиации, социальный контроль и риски взросления в современной России» Т.А. Хагуров говорит о том, что в условиях жизни в современной России среди школьников резко возросло количество непродуктивной, потребительской деятельности, и, соответственно, упало количество продуктивной, способствующей развитию, творчеству, нахождению собственного пути в жизни. Образ «трудного ребенка» дрейфует – и сейчас "трудными детьми" становятся не дети из неблагополучных семей, делинквентных или девиантных родителей, не дети из семей с низким уровнем материального благополучия, а дети из полных семей, в которых родители придерживаются четких принципов воспитания, заботятся об успехе своих детей в учебной и социальной деятельности. Параллельно с этим происходит подмена внутренней мотивации (любовь к «своему» делу, призвание, долг) на внешнюю (чувственные удовольствия, деньги, успех, власть). Вместе с этим современный ребенок (а часто родители становятся примером) уходит в эскапистскую деятельность, иллюстрацией которой могут быть социальные сети [3].
Решение может быть представлено именно в психологической, психотерапевтической форме. Для этого был создан тренинг для школьников младшего и среднего звена «Башня магов». В данной работе будет проведено исследование влияния тренинга «Башня магов» на развитие адекватной самооценки, которая является одним из показателей личностного здоровья и адаптивности. Овладение адекватной самооценкой тесно сопряжено с признанием каких-либо черт самого себя, которые до прохождения тренинга оставались без внимания, а значит, в теории, должно привести к повышению коммуникативной компетентности ребенка, большему принятию себя, своих ресурсов и в перспективе стать базисом для развития навыка саморефлексии в подростковом возрасте.
В возрасте 6–11 лет ребенок осваивает большую свободу передвижения, новый, школьный, коллектив и стремится к освоению окружающего пространства. Любопытство ребенка помогает ему удовлетворить жажду исследования, а также попутно влияет на его самооценку через самоутверждение. Ребенок все больше овладевает собственным телом, новыми движениями, пытается совершенствовать свои двигательные навыки. Это помогает ему выработать уверенность в себе и шире использовать окружающее пространство [1]. Чем больше движений и пространств освоил ребенок - тем более развито у него чувство «Я могу». Именно так в этом возрасте изменяются границы, содержание представлений о себе, представления о личной территории и самооценка.
Для разработки тренинга необходимо определить, какие его компоненты будут полезными для решения проблемы.
Все виды психотерапии стремятся противодействовать деморализации, чувству одиночества, утраты веры в себя и страха потерпеть неудачу. Такое противодействие включает в себя ряд компонентов, которые призваны обеспечить эффективное психотерапевтическое взаимодействие. Вот список этих компонентов: отношение «терапевт-пациент», включение психотерапевта в лечение (терапевтический контакт), терапевтическая обстановка (сеттинг), эмоциональное возбуждение, когнитивное и практическое обучение, повышение чувства самоэффективности [4].
Таким образом, психотерапевтический тренинг должен включать в себя все вышеуказанные компоненты. Для описания тренинга важно особо остановиться на таких его составляющих, как терапевтическая позиция, сеттинг, психотерапевтические методы (изотерапевтический и сказкотерапевтический элементы).
Терапевтическая позиция – концепция, предложенная психотерапевтом Я.И. Коряковым. Терапевтическая позиция – это особое психологическое состояние, которое является комбинацией следующих составных частей: настроенность на клиента, метапозиция, заочная благожелательность и принятие, особая форма уверенности и доверия к себе, индивидуальные особенности терапевта.
Также обеспечить эффективность терапевтической работы в тренинге призван сеттинг. Сеттинг тренинга включает в себя пространственную составляющую (собственно кабинет, в котором проводится тренинг) и структурную (непосредственно структура сессии, игровая псевдомистическая составляющая, помогающая участникам настроиться на важность занятия и сосредоточить внимание на своем внутреннем мире и метафорах, которые в тренинге обсуждаются).
Методики, использованные для оценки эффективности и изменений при апробации.
Поскольку тренинг "Башня магов" изначально разрабатывался как терапевтический тренинг, ценность при определении эффективности и влияния на самооценку младших школьников представляет как количественная, так и качественная диагностика.
В качестве методики, отражающей состояние самооценки детей, выбрана методика «Опиши себя», так как она подходит детям по их возрастным особенностям, а также проста в проведении и позволяет получить числовые данные, которые можно сравнить после проведения повторной диагностики. В исследованиях самооценки, безусловно, наибольшую популярность среди исследователей по причине своей эффективности, снискала методика Тимоти Лири «Диагностика межличностных отношений» и ее модификации, сделанные Л.Н. Собчик. Однако, методика «ДМО» имеет возрастное ограничение при использовании – она подходит для исследования самооценки и межличностных отношений людей старше 16 лет. Поэтому в данном исследовании она не была подходящей.
Качественная же диагностика психологического состояния детей и их самооценки была осуществлена с помощью методики «Дом, дерево, человек». Эта методика была выбрана, так как имеет ряд преимуществ по сравнению с другими рисуночными тестами: имеет четкие параметры для оценки и интерпретации рисунка; ребенок изображает не один объект, а три, в числе которых объект, в наибольшей степени отражающий чувство безопасности-небезопасности ребенка – дом; объект, символизирующий стоящего человека и позволяющий оценить текущий энергетический потенциал ребенка; объект, с которым ребенок обычно идентифицирует свой образ – человек. Методика отражает как текущее эмоциональное состояние, так и характер внутриличностных и межличностных конфликтов, возникающих у детей, степень адекватности способов тестирования реальности ребенком, способность к установлению контактов с другими людьми и степень готовности к контакту; характер фантазийной сферы ребенка [2].
Выводы.
В процессе работы с тренингом, обработкой экспериментальных данных было выяснено, что: необходим анализ более широкого спектра литературы, включающий в себя экспериментальные исследования, в т.ч. зарубежные, чтобы теоретическое обоснование такого тренинга было фундаментальным; литературные данные о проблемах здоровья современных детей возраста 6–11 лет подтверждаются. Часто дети действительно испытывают ряд психологических проблем с адекватностью самооценки, эмоциональной сферой, коммуникативной сферой, в частности, способности к установлению эмпатического контакта друг с другом и со взрослыми; разработанный тренинг «Башня магов» в действительности влияет на самооценку детей, способствует тому, чтобы самооценка была ближе к реальности, то есть, становилась более адекватной.
На примере 2 клинических случаев выяснилось, что тренинг эффективен еще и с точки зрения личностного развития, так как способствует таким процессам, как развитие способов тестирования реальности, коммуникативных способностей, способности к установлению эмпатического контакта, что отражается как на эмоциональной, так и поведенческих сферах; в то же время, тренинг недостаточно методологически обоснован и требует методической и методологической переработки. В частности, переработка требуется из-за того, что курс имеет недостаточную длительность: несмотря на развитие у детей определенных качеств, дети все еще испытывают сложности, связанные с тревожностью, требуется разработка специальной серии сессий, направленных на минимизацию тревоги и развитие способностей к поддержанию оптимального эмоционального состояния. К тому же, тренинг может быть более эффективен, если переориентировать работу ведущего и коммуникацию детей с ним свести до минимума и сделать гораздо больший упор на коммуникацию детей друг с другом. Так как данное исследование – это исследование пилотажное, необходимо провести повторное экспериментальное исследование после проведения методических и методологических изменений с увеличением числа испытуемых. Это необходимо для того, чтобы понять на более широкой выборке, в каких случаях тренинг более эффективен, а в каких – менее. В данной же работе невозможно было сделать такой вывод, так как количество испытуемых для такого анализа недостаточное.