Статья:

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ПРОКРАСТИНАЦИИ У СТУДЕНТОВ

Конференция: LXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Нгуен Ф.Н. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ПРОКРАСТИНАЦИИ У СТУДЕНТОВ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(65). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/7(65).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ПРОКРАСТИНАЦИИ У СТУДЕНТОВ

Нгуен Фук Нгок Ха
студент, Дальневосточный федеральный университет, РФ, г. Владивосток
Капцевич Ольга Александровна
научный руководитель, канд. психол. наук, Дальневосточный федеральный университет, РФ, г. Владивосток

 

Аннотация. Исследование было проведено с целью выяснить факторы, влияющие на прокрастинацию студентов. Исследование также выявило разницу в прокрастинации учащихся в зависимости от учебного года; взаимосвязь прокрастинации и познавательной мотивации, достижений и самоорганизации студентов. По результатам исследования автор выдвинул несколько решений и рекомендаций, позволяющих свести к минимуму прокрастинацию в обучении учащихся.

 

Введение. Прокрастинация постепенно становится распространенной проблемой в современной жизни, особенно в обучении студентов, чем дольше задачи откладываются, тем меньше вероятность их завершения. На самом деле прокрастинация настолько распространена, что легко может стать привычкой. Прокрастинация часто негативно влияет на успеваемость учащихся и качество их жизни [4, C. 454]. В 1997 году Тайс и Баумайстер опубликовали исследование, в котором продемонстрировали опасный характер прокрастинации. Результаты показывают, что прокрастинация может привести только к стрессу, хронической усталости, снижению эффективности работы и даже повлиять на физическое и психическое здоровье [3, C. 491]. Нордби, Клингсик и Свартдал также рекомендуют уделять больше внимания влияющим факторам при поиске мер по сокращению и предотвращению прокрастинации учащихся [2, C.24].

Изложение основного материала статьи. Теоретической основой для рассмотрения понятия «прокрастинация» послужили научные работы авторитетных иностранных авторов (Пирс Стил, Феррари, Н. Милграм, Л. Соломон и Э. Ротблум, А. Эллис и Б. Кнаус, Дж. Комбс и др.) и отечественных ученых, работы которых прямо или косвенно сопряжены с изучаемой проблемой (А.В. Климова, Е.П. Ивтина и Е.С. Шлакова, О.В. Шемякина и др.)

Психологические факторы прокрастинации студентов.  Учебная мотивация — это то, что побуждает учащихся выполнять одновременные учебные действия, а также направляет, поддерживает и определяет интенсивность такого поведения [5, C.1169]. Было разработано множество теорий и проведено множество исследований для понимания учебной мотивации учащихся.

Негативный эмоциональный фактор. В исследовании, опубликованном Ferrari в 1989 году, было обнаружено, что студенты колледжей откладывают дела из-за нерешительности: они слишком долго беспокоятся о точности своих заданий, поэтому они откладывают время на выполнение работы, даже если она считается простой [1, C.280]. Для этих студентов прокрастинация — способ избежать стрессовых переживаний.

Фактор саморегуляции. Со временем подготовка к важному экзамену становится субъективно менее важной, и студенты откладывают обязательства, связанные с экзаменом, на более позднее время. Такие ситуации актуального интереса, содержащие конфликт с долгосрочными целями, предъявляют высокие требования к саморегулирующим свойствам индивида, используемым для управления его переживаниями и поведением. Регуляция представляет собой сложный процесс, в ходе которого индивиду часто приходится отказываться от деятельности, которой ему нравится заниматься, или, наоборот, приходится заниматься деятельностью, которая ему не по душе.

В эмпирическом исследовании, цель которого заключалась в выявлении психологические факторы прокрастинации у студентов В качестве выборочной совокупности выступили студенты первого и четвёртого курса ДВФУ, а также магистры второго года обучения. Студенты были условно разделены на 2 группы – «первокурсники» (студенты I курса) и «старшеклассники» (студенты выпускных курсов — IV курс бакалавриата и II курс магистратуры). Средний возраст – 20,1 лет. Всего в исследовании приняли участие 30 человека, из них 12 юноши и 18 девушек. В исследовании использовались три опросники, каждый из которых исследовала одну из следующих характеристик: факторы и уровень академической прокрастинации, академическую, мотивацию и уровень самоорганизации: «Шкала оценки академической прокрастинации» (Л. Соломона и Е. Ротблюма, Procrastination Assessment Scale for Students, PASS) «Шкала академической мотивации» (Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева и Е.Н. Осина, ШАМ), «Опросник самоорганизации деятельности» (Е. Ю. Мандриковой, ОСД).

Основные гипотезы исследования:

  • Академическая прокрастинация обусловлена индивидуально-психологическими особенностями обучающихся, т.е. у обучающегося низкая познавательная мотивация, плохо сформированные учебные навыки, трудности в налаживании познавательного планирования и организации и других видов деятельности без самодисциплины и навыки самоконтроля, как правило, академическая прокрастинация.
  • Существует связь между прокрастинацией и познавательной, достижительной и интроецированной  мотивацией у студентов.
  • Существует связь между прокрастинацией и самоорганизацией у студентов.
  • Существует разница в уровни прокрастинации между первокурсниками и старшекурсниками.

Результаты исследования и их обсуждение. Для анализа полученных данных использовались: Сравнительный анализ: U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ: коэффициенты корреляции Пирсона и Спирмена.

Уровень академической прокрастинации. На рисунке представлено процентное соотношение испытуемых с разным уровнем академической прокрастинации.

 

Рисунок 1. Процентное соотношение респондентов с разным уровнем академической прокрастинации

 

Первокурсники и старшекурсники. На рисунке представлено процентное соотношение испытуемых с разным уровнем академической прокрастинации среди первокурсников и старшекурсников.

 

Рисунок 2. Процентное соотношение испытуемых с разным уровнем академической прокрастинации среди первокурсников и старшекурсников

 

Как видно из рисунка, процентное соотношение количества старшеклассников с высоким уровнем академической прокрастинации равняется 36,67% против 3,33% у первокурсников. В тоже время доля с низким уровнем академической прокрастинации больше у первокурсников и составляет 23,33%. Доля среднего уровня академической прокрастинации одинакова в обеих группах. Таким образом, можно сделать вывод о пропорциональном распределении респондентов с разным уровнем академической прокрастинации зависимо от уровня обучения.

Далее сравнительный анализ был проведён для сопоставления уровня прокрастинации и видов мотивации между первокурсниками и старшекурсниками. Его результаты представлены в таблице 3. Количество первокурсников составило 12 человек, а старшекурсников 18 человек.

Таблица 1

Особенности у первокурсников и старшекурсников

Примечание: * p≤0,05; ** p≤0,01

 

Результаты сравнения первокурсников и старшекурсников по методике «Шкала оценки академической прокрастинации»: уровень академической прокрастинации выше в группе  старшекурсников (средний ранг в группе первокурсников = 9.71, в группе старшекурсников = 19.36). Так как p-уровень U критерия < 0,05; таким образом, статистически значимых различий выявлено было.

Результаты сравнения первокурсников и старшекурсников по методике «Опросник образовательной мотивации» показывают статистически значимое различие по познавательной мотивации мотивации и интроецированной мотивации в обоих случаях значение больше у первокурсников. Подобные результаты были получены другими авторами, которые исследуют феномен мотивации. Они полагают, что постепенное снижение мотивации к выпускному курсу во многом объясняется неспособностью студентов чувствовать свою компетентность в связи с растущим уровнем сложности учебной деятельности и учебных требований на фоне потери понимания их смысла.

Результаты сравнения первокурсников и старшекурсников по методике «Опросник самоорганизации деятельности» показывают статистически значимое различие по шкале «планомерность» и «настойчивость» в обоих случаях значение больше у первокурсников.

Таким образом, по проведённому сравнительному анализу, можно сделать вывод, что фактор академической прокрастинации зависит от курса.

Прокрастинаторы и не прокрастинаторы. Ещё один статистический анализ был осуществлён для рассмотрения отличий между теми, у кого низкий уровень академической прокрастинации и у кого высокий уровень академической прокрастинации. К первой группе относятся 10 человек, а ко второй 12 человек.

Таблица 2

Особенности у непрокрастинаторов и прокрастинаторов

Примечание: * p≤0,05; ** p≤0,01

 

По Шкале оценки академической прокрастинации у прокрастинаторов более выражены такие негативные факторы как социальная тревожность, лень, плохой перфекционизм, избегание неудач и импульсивность. Другими статистически значимыми различиями при более высоких значениях у прокрастинаторов является познавательная мотивация и мотивация достижения. В мотивационной сфере прокрастинаторы отличаются преобладанием внешней мотивации, отсутствием мотивации достижения успеха и перфекционизмом; в познавательной сфере присутствуют иррациональные убеждения, связанные с различными страхами, а эмоциональная сфера сопряжена с тревогой, беспокойством, чувством вины и депрессией.

Из представленных данных видно, что академическая прокрастинация отрицательно коррелирует с всех мотивацией.  Факторы «Самоконтроль» и «Организованность» положительно связаны со всеми шкалами обоих опросников. Факторы «Социальная тревожность», «Лень» и «Плохой перфекционизм» отрицательно коррелирует с всеми шкалами обоих опросников. Таким образом, чем выше уровень академической прокрастинации, тем ниже уровень мотивации.

Таблица 3

Взаимосвязь академической прокрастинации и её факторов со факторов самоорганизации

 

Из представленных данных видно, что академическая прокрастинация отрицательно коррелирует с показателем самоорганизацией. Факторы «Социальная тревожность», «импульсивность» отрицательно коррелирует с всеми шкалами обоих опросников. Таким образом, чем выше уровень академической прокрастинации, тем ниже уровень мотивации.

Факторы «Самоконтроль» и «Организованность» положительно коррелирует с всеми шкалами обоих опросников. Таким образом, чем выше уровень самоконтроль, тем выше уровень самоорганизации.

Выводы. Проведенное исследование позволяет заключить, что прокрастинация понимается как добровольное откладывание субъектом запланированных дел, несмотря на ожидаемые негативные последствия из-за задержки. Описаны результаты сравнительного анализа, по которому можно сделать вывод: фактор академической прокрастинации зависит от курса. В мотивационной сфере прокрастинаторы отличаются преобладанием внешней мотивации, отсутствием мотивации достижения успеха и перфекционизмом; в познавательной сфере присутствуют иррациональные убеждения, связанные с различными страхами, а эмоциональная сфера сопряжена с тревогой, беспокойством, чувством вины и депрессией: чем выше уровень академической прокрастинации, тем ниже уровень мотивации. Корреляционный анализ показал отрицательную связь академической прокрастинации и её факторов с с мотивацией и самоорганизации. В ходе вышеуказанного исследования также предлагаются некоторые решения для уменьшения прокрастинации студентов. Студенты могут начать с разбивки своих задач: Разбивания большие цели на маленькие, а затем детализировать задачи, которые являются обязательными и простыми для выполнения в первую очередь, чтобы не чувствовал себя слишком перегруженными. Каждый раз, когда студент завершает задачу, вычеркивает ее из списка дел. Четко написанная работа поможет понять, что нужно изучить, и выполнить ее быстрее. Студентов могут сделать работу более желанной, вознаграждаю себя. Выполнив несколько небольших заданий, могут выйти на прогулку, угоститься кусочком торта или посмотреть любимый фильм. Это создаст ощущение расслабления, помогая им эффективно повысить эффективность работы. Затем необходимо спланировать разумное распределение времени. После полного распределения задач они должны нажать на часы в течение 25-30 минут и сосредоточиться в это время. Вместо того, чтобы пытаться учиться часами подряд, сделать перерыв. Учебное пространство сильно влияет на способность концентрироваться и эффективность учебы. Мы должны найти достаточно просторное учебное пространство, где это может быть отдельная комната или просто письменный стол и небольшое пространство - создать максимально комфортное учебное пространство. Самая большая причина, по которой они постоянно откладывают обучение с высоким потенциалом, может исходить от телефона. Уведомления или сообщения появляются постоянно, легко отвлекая внимание студентов, наряду с побуждением из любопытства, это позволит им легко отложить важную работу, которую они делают, и выбрать временное удобство. Чтобы повысить концентрацию, установить  для себя некоторые правила, такие как только использование телефона после выполнения задачи. В результате эффективность обработки значительно возрастает. Учащиеся становятся все более уязвимыми перед факторами окружающей среды, которые влияют на такие аспекты их жизни, как академическая успеваемость, цели, возможности или физическое и психическое здоровье. Наконец, студенты должны понимать сущность прокрастинации, чтобы они могли подготовить свои собственные планы и практические действия, чтобы преодолеть прокрастинацию и воспользоваться преимуществами обучения.

 

Список литературы:
1. Ferrari, J.R. Self-handicapping by procrastinators: Effects of task importance and performance privacy // J.R. Ferrari. — Garden City: Adelphi University, 1990. – C. 280.
2. Klingsieck, K.B. Procrastination: when good things don’t come to those who wait // European Psychologist. – 2013. – № 1 (18). – C. 24–34.
3. Nordby, K., Klingsieck, K. B., & Svartdal, F., Do procrastination-friendly environments make students delay unnecessarily?// - Social Psychology of Education - 2017 - № 20(3) - C. 491-512.
4. Tice, D. M. Baumeister, R. F. Longitudinal study of procrastination, performance, stress, and health: The cost and benefits of dawdling // Psychological Science. – 1997. – № 8. – C. 454–458.
5. Vallerand, R. J., Fortier, M. S., & Guay, F. (1992). Self-determination and persistence in a real-life setting: Toward a motivational model of high school dropout. Journal of Personality and Social Psychology, 72(5), C. 1161-1176