Статья:

Характеристика подростков в трудной жизненной ситуации

Конференция: XXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Тягунова Е.А. Характеристика подростков в трудной жизненной ситуации // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(33). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/10(33).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 16 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Характеристика подростков в трудной жизненной ситуации

Тягунова Елена Алексеевна
магистрант, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж
Гридяева Людмила Николаевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж

 

THE CHARACTERISTIC OF TEENAGERS IN DIFFICULT LIFE CONDITIONS

 

Elena Tyagunova

Master, Voronezh State Pedagogical University, Russia, Voronezh

Lyudmila Gridyaeva

Science mentor, Associate Professor, Candidate of Psychological Sciences, Voronezh State Pedagogical University, Russia, Voronezh

 

Аннотация. В статье представлены факторы, характеризующие трудную жизненную ситуацию, характеристика подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, проблема адаптации подростков в жизни, признаки того, что подросток находится в трудной жизненной ситуации, опасность возможной дезадаптации подростка.

Abstract. The article presents the factors that characterize difficult life conditions, the characteristics of teenagers in a difficult life situation, the problem of teenagers' adaptation in life, the signs of a difficult life situation of a teenager, the danger of possible disadaptation of a teenager.

 

Ключевые слова: трудная жизненная ситуация, адаптация, дезадаптация, подростковый возраст, социализация, взаимоотношения, благополучие.

Keywords: difficult life conditions, adaptation, disadaptation, teenage years, socialization, personal relationships, well-being.

 

В большинстве случаев проблемы подростков кажутся надуманными и мало кому интересны, кроме самих подростков. И вот дети остаются со своими заботами один на один, и это создает опасную ситуацию, где подросток не получает своевременной помощи. В своей жизни подростки сталкиваются с разними проблемами, причем одна и та же ситуация вызывает и них разные реакции: временный дискомфорт или глубокая депрессия и срыв. В реакции на сложившиеся обстоятельства влияют: пол, возраст, окружение, мировосприятие, психологическое состояние, генетические особенности и.т.д. Трудная жизненная ситуация - это комплекс субъективных и объективных причин, возникших в жизни человека в результате внешних воздействий, нарушающих его нормальную жизнедеятельность и которую он не может исправить сам.

Данная проблема изучается  специалистами  различных областей знаний. В области психологии: Ф.Е. Василюк, С.В. Духновский, Н.Г. Осухова.

В исследовании Н.Г. Осуховой основным фактором для определения трудной жизненной ситуации является адаптация человека к жизни и если возникают условия дезадаптации можно говорить о наступлении трудной жизненной ситуации, когда нарушается привычный ход жизни, и будь то взрослый человек или подросток, не находит решения при помощи привычных норм [7].

Российский психотерапевт Ф. Е. Василюк предлагает понимать трудные жизненные ситуации как невозможность реализации внутренних потребностей жизни человека, несовпадением между «хотим» и «можем», а это вызывает возникновение негативных эмоций, и они сигнализируют о возникновении трудной жизненной ситуации.

Подростковый возраст - это не только период взросления, полового созревания, но и возраст созревания подростка как личности – писал Л.С. Выготский.

Трудная жизненная ситуация характеризуется взаимодействуют несколько факторов одновременно. Это - 

-поведенческий (подросток не имеет сформированных моделей поведения в протекающей ситуации);

-когнитивный (отсутствие знаний, умений, навыков для продолжения нормальной жизнедеятельности);

-витальный (ощущение невозможности существовать в сложившейся ситуации); экзистенциальный (указывающий на «внутреннюю пустоту», раздвоенность  образа «Я»);  

-вероятностно-прогностический (оценка возможности трудной жизненной ситуации до ее возникновения как ничтожной) [3].

К подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, относятся: подростки-сироты, подростки-инвалиды, подростки -потерпевшие стихийные бедствия, подвергшиеся насилию, отбывающие наказание в виде лишения свободы, подростки, живущие в малоимущих семьях, жертвы вооружённых конфликтов, подростки из семей беженцев и вынужденных переселенцев, подростки, имеющие недостатки в развитии, с отклонениями в поведении. Главной причиной возникновения такой категории как «подростки в трудной жизненной ситуации» является семейное неблагополучие (алкоголизм, наркомания в семье, жестокое обращение, насилие в семье, низкая материальная обеспеченность) [4].

Признаками того, что подросток находится в трудной жизненной ситуации, являются следующие факторов: агрессивность, раздражительность, стремление к одиночеству, негативное отношение к себе, обесценивание своих успехов, нарушение пищевого поведения, злоупотребление алкоголем или наркотиками, бессонница, соматические недомогания, несвойственное безразличие к своей внешности, увлечения религией, ранее не наблюдавшееся, уход от контактов, погруженность в себя

Классифицировать трудные жизненные ситуации можно следующим образом: жизненные ситуации, связанные со здоровьем; ситуации, которые связаны с выполнением поставленных задач, достижении целей; ситуации, характеризующие социальные отношения.

Нахождение в рудной жизненной ситуации чревато физическими, социальными и  психологическими изменениями подростка, что в свою очередь ведет к дальнейшим серьезным патологиям.

В подростковом возрасте необходимо проводит профилактическую и своевременную коррекционную работу по выявлению и исключению социальной и психологической дезадаптации. Развивать у ребенка навыки общения, налаживать гармоничные отношения в семье, в школе.  Данные меры воспрепятствуют негативным проявлениям в жизнедеятельности подростка и послужат благополучному функционированию в обществе. Социальная и психологическая адаптация подростка, находящегося в трудной жизненной ситуации заключается в избавлении его от беспокойства, чувства страха, одиночества.

 
Список литературы:
1. Абрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения Москва, 1980 – 55 стр.
2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал, 1994. Т. 15. – № 1. – С. 3–19.
3. Бычков, Д.Г. Социальная интеграция семей, находящихся в трудной жизненной ситуации: Организация оказания социальных услуг
с участием ближайшего окружения семьи / Д. Бычков, О. Феоктистова. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2009. – 60 с.
4. Вершловский, С.Г. Личность, семья, школа (проблемы социализации учащихся): пособие для руководителей школ / С.Г. Вершловский. -С.-П. ун-т пед. мастерства, 1996. – 220 с.
5. Духновский C.B. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях: Учебное пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2003. – 124 с.
6. Кузина И.Г. Теория социальной работы Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006. – 230 с.
7. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Наталия Георгиевна Осухова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.