Статья:

Психология общения менеджера с подчиненными

Конференция: XXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Хомутова П.И. Психология общения менеджера с подчиненными // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(32). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/2(32).pdf (дата обращения: 24.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Психология общения менеджера с подчиненными

Хомутова Полина Игоревна
студент, Московского Политехнического Университета, Россия, г. Москва

 

Psychology of communication manager with subordinates

 

Polina Khomutova

Student, Moscow Polytechnic University, Russia, Moscow

 

Аннотация: В данной статье рассматривается современное положение и причины необходимости менеджера в организациях. Затрагиваются вопросы того, как наиболее эффективно выстроить взаимодействие с подчинёнными. Особенности делового и межличностного общения, их синтез. Методы и инструменты воздействия на собеседника.

Abstract: In this article examines the current situation and the need for a manager in organizations. The questions of how to effectively build interaction with subordinates are touched upon. Features of business and interpersonal communication, their synthesis. Methods and tools of influence on the interlocutor.

 

Ключевые слова: неосознанная компетентность, осознанная компетентность, неосознанная некомпетентность, осознанная некомпетентность, паравербальные средства, деловое и межличностное общение.

Keywords: unconscious competence, conscious competence, unconscious incompetence, conscious incompetence, paraverbal means, business and interpersonal communication.

 

В последнее время, формат общения менеджера и подчиненных изменился. Возникло осознание того факта, что без учета индивидуальных особенностей каждого сотрудника (психологии) менеджер не может строить с ними общение наиболее эффективным образом.

Несмотря на то, что некоторые навыки поведения заложены в нас природой, людям приходится учиться общению. Одни из нас более нуждаются в таком обучении, другие менее, но большинству менеджеров развитие навыков общения необходимо. Существует несколько «уровней развития» навыка общения с подчиненными:

Первая – неосознанная некомпетентность. Предполагает, что человек даже не задумывается над тем, каким образом общается с другими людьми и над тем, насколько эффективно (неэффективно) это делает. Следующий уровень – осознанная некомпетентность. В какой-то момент человек начинает понимать, что ему не хватает навыков и умений в общении, он решает пересмотреть свой предыдущий опыт словесных взаимодействий. Далее – осознанная компетентность. Возможна лишь при работе в направлении самосовершенствования техники общения (изучение психологии), использование методик и приемов, которые советуют более успешные менеджеры. И, наконец, последний уровень – неосознанная компетентность. В этой ситуации человек набирается опыта в реальной жизни, активно использует все инструменты и получает не только результаты, но и удовольствие и приятные впечатления.

«При достижении определенного мастерства в сфере общения, важно помнить, что коммуникационная компетентность состоит не только в том, чтобы сделать эффективными действия, которые предпринимаем мы сами. Другие люди имеют каждый свой уровень, барьеры, склонности к чему-либо. Поэтому профессиональному менеджеру, возможно, придется возвращаться на стадию осознанной компетентности, чтобы подобрать лучший подход к конкретному человеку, ведь такой подход на данном этапе рассматривается как более эффективный, нежели тот, когда менеджер общается с сотрудниками, только отдавая им поручения, и не интересуясь при этом особенностями личности подчиненного» [1, с. 212].

Следует делать акцент на общие с сотрудником ценности, пробуждая его интерес. При требовании у сотрудника предоставить определенные сведения, нужно уточнять – какие данные необходимы, в какие сроки. Работники будут лучше выполнять обязанности при условии использования выражений «обсудим вместе», «я вас поддерживаю», «давайте подумаем вместе». Важно контролировать подчиненных разумно, оперативно и своевременно, но при этом не нужно прибегать к тотальному контролю. А вот поощрять, хвалить и награждать сотрудника лучше всего в присутствии коллег. Правила общения по мобильному телефону тоже являются важной частью процесса общения менеджера с подчиненными. Недопустимо, чтобы руководитель злоупотреблял положением, звоня подчиненным в нерабочее время по личному номеру мобильного телефона. Если предварительной договоренности о звонке не было, то и беспокоить работника в личное время допускается только в самых крайних случаях.

«Чувствительность к мере общения — важнейшее личностное качество менеджера. Его общение должно быть содержательным, иметь необходимую смысловую насыщенность. Менеджер пользуется в основном вербальной формой общения. При этом используются и паравербальные средства общения — жест, мимика, пантомимика» [2, с. 92].

На слово люди реагируют так же, как на непосредственные физические воздействия. Слово может вдохновить и вызвать апатию, побудить человека к росту и саморазвитию и парализовать его деятельность. Хороший менеджер — хорошо, разумно и убедительно говорящий человек.

Существенны также место и обстановка общения. Каждый акт общения имеет свои стратегию и тактику. Менеджер заранее продумывает различные линии собственного речевого поведения в зависимости от реакции партнера, его личностных особенностей (будет нейтральным, поддержит). Общение начинается с установления психологического контакта — обсуждения общей интересующей проблемы. На начальной стадии общения уместно проявить неподдельный интерес к личности собеседника, его достоинствам и возможностям, ярким биографическим фактам, текущим бытовым проблемам. При этом используются все средства комфортного воздействия — удобная мебель, легкое угощение, приятная улыбка, доброжелательность и дружеское расположение. Нужно постараться уловить и снять возможные психологические и смысловые барьеры, ориентироваться в мотивах и целях собеседника, его позициях и ценностных ориентациях. В основной части общения информировать собеседника по проблеме (кратко, четко и понятно). Внимательно слушать собеседника, следя и за его паравербальными проявлениями. Умение слушать — один из показателей культуры и дисциплинированности человека.

Далее приведу пример организации (издательства), где отсутствует должность менеджера, из которого заметно, что это большое упущение владельцев.

Издательство «Ad Marginem» - российское книжное издательство, основанное в 1993 году Александром Ивановым. Специализируется на издании художественных книг современных русских и зарубежных авторов, трудов западных философов второй половины XX века, а также работ, посвящённых современной культуре.

Это небольшое издательство, поэтому количество сотрудников минимальное. В штате: выпускающий редактор, редактор, переводчик, ответственный за продажи, прессу, верстальщик, дизайнер. И, к сожалению, в этом списке нет менеджера. Таким образом, в издательстве обязанности менеджера перекладываются на выпускающего редактора, который помимо этого должен еще контролировать весь процесс создания издания, следить за сроками, графиками и качеством работы на каждом этапе производства. Из этого следует, что работа выпускающего редактора как менеджера отодвигается на задний план. Уровень владения психологией общения сводится на нет.

Менеджер-профессионал – необходим даже маленькой организации (издательству), поскольку в том числе и от него зависит успех и продолжительность существования предприятия. Он строит эффективное планирование с реальным учетом ресурсов издательства, реализует систему организационных мероприятий, мотивирует производителей и создает благоприятный психологический климат в производственных подразделениях, внедряет высокую культуру делового общения. Все это, безусловно, отражается на конкурентоспособности издательства. Правильная работа менеджера – баланс всех видов управления, совмещение формального и неформального общения, постоянное развитие и усовершенствование. Перед каждым менеджером стоит большое количество задач, поэтому перекладывать его функции на других сотрудников (например, выпускающего редактора) неразумно, поскольку издательство – это, прежде всего, работа людей над общим процессом создания издания, т.е. отражением и формированием какого-то нового знания, а значит результат имеет большое значение.

Таким образом, менеджер сегодня необходим каждой организации и в русле современных тенденций его общение включает не только деловые обсуждения, но и неделовые беседы о личных интересах, семье, хобби. Деловое общение, содержанием которого является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир, включено в продуктивную совместную деятельность людей. Границы между деловым и межличностным общением размываются. То, что ранее относилось к личностному уровню общения, теперь включается в деловое общение. Менеджер во многом уже ориентируется на развитие межличностных отношений в деловой среде - с сотрудниками, партнерами, клиентами.

 

Список литературы:
1. Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов / М.И. Еникеев. – М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М, 1999. – 624 с.
2. Овчарова Р.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие (мультимедийное сопровождение курса в схемах и комментариях) / В.В. Овчарова. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. – 122 с.
3. Кнорринг В. И., Теория, практика и искусство управления / В.И. Кнорринг. – М.: НОРМА, 2007. – 528 с.
4. Ментцель В. Деловой разговор с сотрудниками как инструмент управления/ В. Ментцель. - М.: Омега-Л, 2006. – 112 с.