Статья:

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конференция: CXCIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Голышева Е.Ю. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXCIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(193). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/2(193).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 11 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Голышева Екатерина Юрьевна
студент, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула
Филиппова Светлана Анатольевна
научный руководитель, канд. психол. наук, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

Каждый человек в этом мире оказывается в той или иной степени включен во взаимодействие с социумом, в различные системы межличностных отношений с другими людьми. Важной характеристикой любых межличностных отношений является определенная эмоциональная окрашенность, т.к. они формируются на основе определенных эмоций и чувств. Сами эмоциональные отношения представляют собой «отношения, которые возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу» [1].

Вопросы эмоциональных отношений с различных позиций изучали Г.М. Андреева, Л.Я. Гозман, В.Н. Мясищев, Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова и др.

Эмоциональные отношения между людьми активно развиваются в старшем дошкольном возрасте, приобретая все большее многообразие форм в сравнении с более ранними возрастными ступенями (симпатия, дружба, антипатия, неприязнь и т. д.). Это становится возможным благодаря активному развитию эмоциональной сферы дошкольников, их личностных качеств и черт [5].

Формирование положительного эмоционального отношения к сверстникам у старших дошкольников способствует развитию их личности, а также установлению благоприятного психологического климата в детском коллективе, формированию и развитию самого детского коллектива. В том случае, когда у ребенка превалирует отрицательное эмоциональное отношение к сверстникам, когда он сам не удовлетворен своим положением в коллективе сверстников, у него могут возникать острые переживания, проявляться агрессивность, повышаться тревожность, возникать значительные затруднения в общении с другими детьми [6]. На основе этого обозначается крайне важная задача, встающая перед окружающими старших дошкольников взрослыми – педагогами, психологами, родителями – задача по установлению у детей положительного эмоционального отношения к сверстникам.

Ведущим видом деятельности для дошкольников является игровая деятельность. Совместная игра дошкольников оказывает позитивное влияние на развитие дружеских контактов, формирование умения считаться с товарищами, замечать их самочувствие и отзываться на него [4]. В игре дети имеют возможность активно взаимодействовать друг с другом, поддерживая положительный эмоциональный фон. Совместная игра способствует формированию позитивных установок на взаимодействие со сверстниками, доброжелательного отношения к ним. И так как самостоятельная регуляция взаимодействия детей без целенаправленного контроля со стороны взрослых проявляется не всегда, мы считаем актуальным проведение исследования, посвященного развитию эмоционального отношения у детей 6-7 лет к сверстникам в игровой деятельности.

Целью исследования выступало теоретическое обоснование и экспериментальное выявление эффективности предлагаемой программы развития эмоционального отношения у детей 6-7 лет к сверстникам в игровой деятельности. В ходе проведения исследования была достигнута его цель. А также были решены поставленные задачи.

Так, в процессе проведения исследования была составлена диагностическая программа для изучения развития эмоционального отношения к сверстникам у старших дошкольников. Критериями исследования были выбраны характер взаимоотношений сверстников в коллективе, восприятие и представления о своем отношении к сверстникам, выделенные на основе анализа работ Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой [5], Л.Я. Гозмана [2], В.Н. Мясищева [3]. Для диагностики характера взаимоотношений сверстников в коллективе использовались «Метод вербальных выборов» и «Наблюдение» Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой. Для диагностики восприятия и представлений детей о своем отношении к сверстникам использовались «Мозаика», «Рассказ о друге», «Методика Рене Жиля».

Проведенное на констатирующем этапе диагностическое исследование по критерию «характер взаимоотношений сверстников в коллективе» показало, что у большинства детей 6-7 лет снижена степень интереса к сверстнику и симпатии к нему, степень эмоциональной вовлеченности в деятельность сверстника, сопереживания ему. Результаты по критерию «восприятие и представления о своем отношении к сверстникам» показали, что у многих детей низкий уровень сформированности представлений о своем отношении к сверстникам, развития восприятия сверстников и своего отношения к ним. Подведение итогов исследования на констатирующем этапе позволило сделать вывод, что в группе детей 6-7 лет, с которыми проводилось исследование, у многих проявляется положительный характер отношения к сверстникам, но многие проявляют и отрицательное отношение к сверстнику. Характер взаимоотношений сверстников в коллективе благоприятный, большинство дошкольников имеет благоприятный социометрический статус, но одновременно многие имеют неблагоприятный социометрический статус.

С опорой на результаты констатирующего этапа исследования был запланирован, организован и проведен формирующий этап исследования. Для этого была составлена программа развития эмоционального отношения у детей 6-7 лет к сверстникам в игровой деятельности. Всего в программу было включено 15 занятий, на которые отводилось по 30-35 минут в соответствии с СанПиН для детей 6-7 лет. Занятия разделены в программе на 3 этапа в зависимости от задач, предполагающих развитие выявленных на констатирующем этапе аспектов отношения к сверстникам у дошкольников. На занятиях с детьми проводились сюжетные игры, коллективные подвижные игры, словесные игры, режиссерские игры. Предлагаемые детям игры были выстроены таким образом, чтобы обеспечивалось их постепенное усложнение (от более легких игр к более сложным играм). Использование разных видов игр позволило на занятиях с детьми чередовать разные виды актив­ности (речевую с двигательной, спокойные игры с подвижными), согласно рекомендациям Л.В. Чернецкой [7].

После реализации составленной развивающей программы был проведен контрольный этап исследования. Были сравнены результаты констатирующего и контрольного этапов. Выявлено, что после проведения формирующего этапа исследования у детей 6-7 улучшилось эмоциональное отношение к сверстникам по критерию «характер взаимоотношений сверстников в коллективе», что выражается в улучшении характера отношения к сверстникам и взаимоотношений сверстников в коллективе, повышении симпатии и интереса к сверстникам, повышении степени эмоциональной вовлеченности в деятельность сверстника, сопереживания ему. Также у детей улучшилось эмоциональное отношение к сверстникам по критерию «восприятие и представления о своем отношении к сверстникам», что выражается в повышении уровня сформированности представлений о своем отношении к сверстникам, развития восприятия сверстников и своего отношения к ним. Подведение итогов сравнительного анализа результатов проведенной диагностики показало, что у большинства детей 6-7 лет установилось положительное эмоциональное отношение к сверстникам. Выявленные улучшения были подтверждены проведенным математико-статистическим анализом с помощью t-критерия Стьюдента. На основании результатов проделанной работы мы можем говорить об эффективности программы развития эмоционального отношения у детей 6-7 лет к сверстникам в игровой деятельности, которая была нами составлена.

Таким образом, в процессе проведенного исследования нами было выявлено и подтверждено, что совместная игровая деятельность старших дошкольников оказывает благоприятное влияние на формирование положительного эмоционального отношения к сверстникам. Была подтверждена гипотеза исследования, согласно которой эффективность развития эмоционального отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста будет обеспечиваться при включении сюжетных, коллективных подвижных, словесных и режиссерских игр в программу развития эмоционального отношения у детей 6-7 лет к сверстникам в игровой деятельности, а также при включении в программу игр, способствующих улучшению характера отношения к сверстникам, повышению симпатии и степени интереса к ним, эмоциональной вовлеченности в деятельность сверстника и сопереживания ему, повышению уровня восприятия сверстников и своего отношения к ним, сформированности представлений о своем отношении к сверстникам.

 

Список литературы:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М. : Аспект Пресс, 2009. – 375 с.
2. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М. : МГУ, 1987. – 175 с.
3. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. – М. : Модэк МПСИ, 2004. – 158 c.
4. Пинхасова Е.А. Условия развития положительных взаимоотношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – № 2 (12). – С. 97-101.
5. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. – М. : Владос, 2015. – 157 с.
6. Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста: Программа и методическое обеспечение для педагогов и психологов ДОУ. – Ульяновск : ИПКПРО, 2005. – 100 с.
7. Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. – 128 с.