ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Конференция: CXCIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
CXCIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Каждый человек в этом мире оказывается в той или иной степени включен во взаимодействие с социумом, в различные системы межличностных отношений с другими людьми. Важной характеристикой любых межличностных отношений является определенная эмоциональная окрашенность, т.к. они формируются на основе определенных эмоций и чувств. Сами эмоциональные отношения представляют собой «отношения, которые возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу» [1].
Вопросы эмоциональных отношений с различных позиций изучали Г.М. Андреева, Л.Я. Гозман, В.Н. Мясищев, Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова и др.
Эмоциональные отношения между людьми активно развиваются в старшем дошкольном возрасте, приобретая все большее многообразие форм в сравнении с более ранними возрастными ступенями (симпатия, дружба, антипатия, неприязнь и т. д.). Это становится возможным благодаря активному развитию эмоциональной сферы дошкольников, их личностных качеств и черт [5].
Формирование положительного эмоционального отношения к сверстникам у старших дошкольников способствует развитию их личности, а также установлению благоприятного психологического климата в детском коллективе, формированию и развитию самого детского коллектива. В том случае, когда у ребенка превалирует отрицательное эмоциональное отношение к сверстникам, когда он сам не удовлетворен своим положением в коллективе сверстников, у него могут возникать острые переживания, проявляться агрессивность, повышаться тревожность, возникать значительные затруднения в общении с другими детьми [6]. На основе этого обозначается крайне важная задача, встающая перед окружающими старших дошкольников взрослыми – педагогами, психологами, родителями – задача по установлению у детей положительного эмоционального отношения к сверстникам.
Ведущим видом деятельности для дошкольников является игровая деятельность. Совместная игра дошкольников оказывает позитивное влияние на развитие дружеских контактов, формирование умения считаться с товарищами, замечать их самочувствие и отзываться на него [4]. В игре дети имеют возможность активно взаимодействовать друг с другом, поддерживая положительный эмоциональный фон. Совместная игра способствует формированию позитивных установок на взаимодействие со сверстниками, доброжелательного отношения к ним. И так как самостоятельная регуляция взаимодействия детей без целенаправленного контроля со стороны взрослых проявляется не всегда, мы считаем актуальным проведение исследования, посвященного развитию эмоционального отношения у детей 6-7 лет к сверстникам в игровой деятельности.
Целью исследования выступало теоретическое обоснование и экспериментальное выявление эффективности предлагаемой программы развития эмоционального отношения у детей 6-7 лет к сверстникам в игровой деятельности. В ходе проведения исследования была достигнута его цель. А также были решены поставленные задачи.
Так, в процессе проведения исследования была составлена диагностическая программа для изучения развития эмоционального отношения к сверстникам у старших дошкольников. Критериями исследования были выбраны характер взаимоотношений сверстников в коллективе, восприятие и представления о своем отношении к сверстникам, выделенные на основе анализа работ Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой [5], Л.Я. Гозмана [2], В.Н. Мясищева [3]. Для диагностики характера взаимоотношений сверстников в коллективе использовались «Метод вербальных выборов» и «Наблюдение» Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой. Для диагностики восприятия и представлений детей о своем отношении к сверстникам использовались «Мозаика», «Рассказ о друге», «Методика Рене Жиля».
Проведенное на констатирующем этапе диагностическое исследование по критерию «характер взаимоотношений сверстников в коллективе» показало, что у большинства детей 6-7 лет снижена степень интереса к сверстнику и симпатии к нему, степень эмоциональной вовлеченности в деятельность сверстника, сопереживания ему. Результаты по критерию «восприятие и представления о своем отношении к сверстникам» показали, что у многих детей низкий уровень сформированности представлений о своем отношении к сверстникам, развития восприятия сверстников и своего отношения к ним. Подведение итогов исследования на констатирующем этапе позволило сделать вывод, что в группе детей 6-7 лет, с которыми проводилось исследование, у многих проявляется положительный характер отношения к сверстникам, но многие проявляют и отрицательное отношение к сверстнику. Характер взаимоотношений сверстников в коллективе благоприятный, большинство дошкольников имеет благоприятный социометрический статус, но одновременно многие имеют неблагоприятный социометрический статус.
С опорой на результаты констатирующего этапа исследования был запланирован, организован и проведен формирующий этап исследования. Для этого была составлена программа развития эмоционального отношения у детей 6-7 лет к сверстникам в игровой деятельности. Всего в программу было включено 15 занятий, на которые отводилось по 30-35 минут в соответствии с СанПиН для детей 6-7 лет. Занятия разделены в программе на 3 этапа в зависимости от задач, предполагающих развитие выявленных на констатирующем этапе аспектов отношения к сверстникам у дошкольников. На занятиях с детьми проводились сюжетные игры, коллективные подвижные игры, словесные игры, режиссерские игры. Предлагаемые детям игры были выстроены таким образом, чтобы обеспечивалось их постепенное усложнение (от более легких игр к более сложным играм). Использование разных видов игр позволило на занятиях с детьми чередовать разные виды активности (речевую с двигательной, спокойные игры с подвижными), согласно рекомендациям Л.В. Чернецкой [7].
После реализации составленной развивающей программы был проведен контрольный этап исследования. Были сравнены результаты констатирующего и контрольного этапов. Выявлено, что после проведения формирующего этапа исследования у детей 6-7 улучшилось эмоциональное отношение к сверстникам по критерию «характер взаимоотношений сверстников в коллективе», что выражается в улучшении характера отношения к сверстникам и взаимоотношений сверстников в коллективе, повышении симпатии и интереса к сверстникам, повышении степени эмоциональной вовлеченности в деятельность сверстника, сопереживания ему. Также у детей улучшилось эмоциональное отношение к сверстникам по критерию «восприятие и представления о своем отношении к сверстникам», что выражается в повышении уровня сформированности представлений о своем отношении к сверстникам, развития восприятия сверстников и своего отношения к ним. Подведение итогов сравнительного анализа результатов проведенной диагностики показало, что у большинства детей 6-7 лет установилось положительное эмоциональное отношение к сверстникам. Выявленные улучшения были подтверждены проведенным математико-статистическим анализом с помощью t-критерия Стьюдента. На основании результатов проделанной работы мы можем говорить об эффективности программы развития эмоционального отношения у детей 6-7 лет к сверстникам в игровой деятельности, которая была нами составлена.
Таким образом, в процессе проведенного исследования нами было выявлено и подтверждено, что совместная игровая деятельность старших дошкольников оказывает благоприятное влияние на формирование положительного эмоционального отношения к сверстникам. Была подтверждена гипотеза исследования, согласно которой эффективность развития эмоционального отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста будет обеспечиваться при включении сюжетных, коллективных подвижных, словесных и режиссерских игр в программу развития эмоционального отношения у детей 6-7 лет к сверстникам в игровой деятельности, а также при включении в программу игр, способствующих улучшению характера отношения к сверстникам, повышению симпатии и степени интереса к ним, эмоциональной вовлеченности в деятельность сверстника и сопереживания ему, повышению уровня восприятия сверстников и своего отношения к ним, сформированности представлений о своем отношении к сверстникам.