Статья:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конференция: CCXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Кулиш В.В. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 30(221). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/30(221).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кулиш Владимир Витальевич
магистрант, кафедра психологии, ОЧУВО Международный инновационный университет, РФ, г. Красноярск

 

В настоящее время тема современных условий развития самооценки младшего школьника приобретает все большую актуальность. Это происходит из-за того, что перед современной школой стоит важная задача - формирование самостоятельного человека с активной личностной позицией [1].

Важным фактором, влияющим на поведение индивида, является его самооценка. Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания, то есть осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе [2].

Начальным периодом осознания детьми самых себя, а также своих потребностей и мотивов в мире человеческих отношений является младший школьный возраст. Дети, вступая в этот возраст, начинают постепенно осознавать факт собственного существования. Тем самым, в данный период времени крайне необходимо сформировать основы для развития у ребенка дифференцированной адекватной самооценки.

Стоит сказать, что у детей с задержкой психического развития самооценка своеобразна и больше, чем у обычных детей зависима от мнения окружающих людей. Это связано с нарушениями в личностном и познавательном развитии, а также с наличием негативного влияния социальных факторов. Согласно исследованиям Л. И. Божович, формирование самооценки обучающихся с задержкой психического развития сильно отстает от нормы, отличается нерасчлененностью, упрощенностью, противоречивостью, неустойчивостью [2].

В российской и зарубежной психологической литературе значительное внимание было уделено самооценке. В современной психологической литературе исследованию закономерностей формирования у детей самооценки было посвящено множество научных трудов следующих исследователей: Т. Ю. Андрющенко, Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, О. А. Белобрыкиной, А. В. Захаровой, В. А. Горбачевой, М. И. Лисиной, В. С. Мухиной, Г. И. Катрич, А. И. Липкиной, Л. И. Уманец, В. М. Слуцкий, Е. И. Савонько и др..

Важнейшим источником самооценки является оценка результатов человеческого поведения и деятельности, а также его личностных качеств.

Общественная оценка выполняет двоякую роль в формировании самосознания обучающегося. Являясь критерием соответствия поведения требования окружающих, оценка указывает человеку на характер его взаимоотношений с окружающей средой и тем самым определяет его эмоциональное благополучие, его поведение, и его отношение к самому себе.

Общественное мнение помогает человеку выделить то или иное качество поведения и деятельности и сделать его предметом сознания оценки самого человека. Б. Г. Ананьев подчёркивал, что крайне важно в отношении формирования собственного мышления иметь жизнь в обществе и правильно развивать оценочные отношения, формировать самооценку [1].

Развитие самооценки в течение жизни индивидуума, в первую очередь, представляет немаловажную значимость в ходе ее формирования, представляет регулятором разных разновидностей работы и действия лица.

Самооценка – это осознание человеком себя и его отношение к себе в их единстве. Самооценка включает в себя распределение собственных навыков, действий, качеств, мотивации и целей их поведения, их сознания и оценки их отношения. Способность человека оценивать свои силы и способности, желания, вовлечение в их внешние условия, требования окружающей среды, способность самостоятельно ставить определенную цель, крайне значима в формировании личности человека.

Как известно, самооценка, исходя из ее формы (адекватная, высокая, низкая) способна стимулировать деятельность человека или, напротив, сдерживать ее. Низкая, недостаточная самооценка ведет к развитию способностей ребенка к неопределенности, уменьшает уровень его социальных потребностей. Данная самооценка может сопровождаться серьезным эмоциональным коллапсом, внутренними конфликтами и так далее. Низкая самооценка причиняет ущерб гражданскому обществу, потому что человек работает не со всем сердцем, ведь он не в абсолютной степени осознает собственные способности и силы.

Самооценка, по мнению американских и западноевропейских специалистов, - это механизм, который обеспечивает ориентацию личности во внешней среде, а также соответствие внутренних требований к самой себе условиям внешней среды. Причем они понимают социальную среду, потому что всегда враждебно относятся к человеку, враждебно относятся к его потребностям и желаниям. Вследствие самоуважения, которое, по их мнению, формируется под давлением непрерывного конфликта между внешним запретом и внутренним пробуждением, правильное самоуважение невозможно по принципу.

Мысли людей о себе не являются полными и искаженными. Самые острые и сложные внутренние конфликты личности, как отмечала А. Фрейд, сопряжены с недооценкой и переоценкой своей личности. По мнению А. Фрейд, деализированное представление личности о собственном «Я» на систематической основе сталкивается с реальным и актуальным «Я».

Достаточная самооценка дает моральное удовлетворение. Самооценка – способность человека выражать определенную степень требований, определяется как уровень, на котором человек ставит себя в жизни и считает себя компетентным.

Уровень притязаний человека и характер его самооценки отчетливо проявляется в различных отборных ситуациях, как в сложных жизненных ситуациях, в повседневной деятельности, в социальной работе.

Неудача или успех наиболее остро переживаются в той деятельности, которую сам человек считает для себя главной, в которой у него имеются очень высокие притязания.

Уровень самоуважения последовательно повышается, последовательно связывая фазы со своим происхождением. Они специфичны по качеству.

После каждого гена уровень самооценки не появляется через уже существовавшую деструкцию, а на основе предыдущей трансформации.

Таким образом, самооценка – это сложный и длительный процесс, в результате которого взаимодействуют различные факторы его формирования: оценка окружающих, анализ его успехов и неудач, результаты деятельности, проявленные качества его личности. Основными средствами и методами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самооценка, самоконтроль, сравнение.

Можно сделать вывод, что самооценка – это динамическое, достаточно сложное личностное образование. Самооценка является личностным параметром умственной деятельности человека. Тем самым, она характеризует уровень развития чувства собственной ценности, чувства самоуважения, а также положительного отношения к своей личности. В связи с этим, низкая самооценка подразумевает самоотрицание, а также неприятие человеком того, что непосредственно включается в сферу человеческого «Я». Такая самооценка, ограничивая жизненные перспективы человека, снижает уровень его притязаний.

 

Список литературы: 
1. Сафин, В.Ф. Психология самоопределения личности / В.Ф. Сафин. — Москва: Просвещение, 2020. - 146 с.
2. Сергеева Б. В. / Модель формирования самооценки младших школьников как достижение личностных результатов обучения / Б. В. Сергеева, Т. К. Габелия // ПНиО. - 2023. - №1. – С. 78-81