ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Конференция: CCXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
CCXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время тема современных условий развития самооценки младшего школьника приобретает все большую актуальность. Это происходит из-за того, что перед современной школой стоит важная задача - формирование самостоятельного человека с активной личностной позицией [1].
Важным фактором, влияющим на поведение индивида, является его самооценка. Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания, то есть осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе [2].
Начальным периодом осознания детьми самых себя, а также своих потребностей и мотивов в мире человеческих отношений является младший школьный возраст. Дети, вступая в этот возраст, начинают постепенно осознавать факт собственного существования. Тем самым, в данный период времени крайне необходимо сформировать основы для развития у ребенка дифференцированной адекватной самооценки.
Стоит сказать, что у детей с задержкой психического развития самооценка своеобразна и больше, чем у обычных детей зависима от мнения окружающих людей. Это связано с нарушениями в личностном и познавательном развитии, а также с наличием негативного влияния социальных факторов. Согласно исследованиям Л. И. Божович, формирование самооценки обучающихся с задержкой психического развития сильно отстает от нормы, отличается нерасчлененностью, упрощенностью, противоречивостью, неустойчивостью [2].
В российской и зарубежной психологической литературе значительное внимание было уделено самооценке. В современной психологической литературе исследованию закономерностей формирования у детей самооценки было посвящено множество научных трудов следующих исследователей: Т. Ю. Андрющенко, Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, О. А. Белобрыкиной, А. В. Захаровой, В. А. Горбачевой, М. И. Лисиной, В. С. Мухиной, Г. И. Катрич, А. И. Липкиной, Л. И. Уманец, В. М. Слуцкий, Е. И. Савонько и др..
Важнейшим источником самооценки является оценка результатов человеческого поведения и деятельности, а также его личностных качеств.
Общественная оценка выполняет двоякую роль в формировании самосознания обучающегося. Являясь критерием соответствия поведения требования окружающих, оценка указывает человеку на характер его взаимоотношений с окружающей средой и тем самым определяет его эмоциональное благополучие, его поведение, и его отношение к самому себе.
Общественное мнение помогает человеку выделить то или иное качество поведения и деятельности и сделать его предметом сознания оценки самого человека. Б. Г. Ананьев подчёркивал, что крайне важно в отношении формирования собственного мышления иметь жизнь в обществе и правильно развивать оценочные отношения, формировать самооценку [1].
Развитие самооценки в течение жизни индивидуума, в первую очередь, представляет немаловажную значимость в ходе ее формирования, представляет регулятором разных разновидностей работы и действия лица.
Самооценка – это осознание человеком себя и его отношение к себе в их единстве. Самооценка включает в себя распределение собственных навыков, действий, качеств, мотивации и целей их поведения, их сознания и оценки их отношения. Способность человека оценивать свои силы и способности, желания, вовлечение в их внешние условия, требования окружающей среды, способность самостоятельно ставить определенную цель, крайне значима в формировании личности человека.
Как известно, самооценка, исходя из ее формы (адекватная, высокая, низкая) способна стимулировать деятельность человека или, напротив, сдерживать ее. Низкая, недостаточная самооценка ведет к развитию способностей ребенка к неопределенности, уменьшает уровень его социальных потребностей. Данная самооценка может сопровождаться серьезным эмоциональным коллапсом, внутренними конфликтами и так далее. Низкая самооценка причиняет ущерб гражданскому обществу, потому что человек работает не со всем сердцем, ведь он не в абсолютной степени осознает собственные способности и силы.
Самооценка, по мнению американских и западноевропейских специалистов, - это механизм, который обеспечивает ориентацию личности во внешней среде, а также соответствие внутренних требований к самой себе условиям внешней среды. Причем они понимают социальную среду, потому что всегда враждебно относятся к человеку, враждебно относятся к его потребностям и желаниям. Вследствие самоуважения, которое, по их мнению, формируется под давлением непрерывного конфликта между внешним запретом и внутренним пробуждением, правильное самоуважение невозможно по принципу.
Мысли людей о себе не являются полными и искаженными. Самые острые и сложные внутренние конфликты личности, как отмечала А. Фрейд, сопряжены с недооценкой и переоценкой своей личности. По мнению А. Фрейд, деализированное представление личности о собственном «Я» на систематической основе сталкивается с реальным и актуальным «Я».
Достаточная самооценка дает моральное удовлетворение. Самооценка – способность человека выражать определенную степень требований, определяется как уровень, на котором человек ставит себя в жизни и считает себя компетентным.
Уровень притязаний человека и характер его самооценки отчетливо проявляется в различных отборных ситуациях, как в сложных жизненных ситуациях, в повседневной деятельности, в социальной работе.
Неудача или успех наиболее остро переживаются в той деятельности, которую сам человек считает для себя главной, в которой у него имеются очень высокие притязания.
Уровень самоуважения последовательно повышается, последовательно связывая фазы со своим происхождением. Они специфичны по качеству.
После каждого гена уровень самооценки не появляется через уже существовавшую деструкцию, а на основе предыдущей трансформации.
Таким образом, самооценка – это сложный и длительный процесс, в результате которого взаимодействуют различные факторы его формирования: оценка окружающих, анализ его успехов и неудач, результаты деятельности, проявленные качества его личности. Основными средствами и методами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самооценка, самоконтроль, сравнение.
Можно сделать вывод, что самооценка – это динамическое, достаточно сложное личностное образование. Самооценка является личностным параметром умственной деятельности человека. Тем самым, она характеризует уровень развития чувства собственной ценности, чувства самоуважения, а также положительного отношения к своей личности. В связи с этим, низкая самооценка подразумевает самоотрицание, а также неприятие человеком того, что непосредственно включается в сферу человеческого «Я». Такая самооценка, ограничивая жизненные перспективы человека, снижает уровень его притязаний.