Статья:

Пограничное расстройство личности у подростков: определение, признаки, причины, симптомы, классификация

Конференция: XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Кихтенко А.Е., Панина Я.А. Пограничное расстройство личности у подростков: определение, признаки, причины, симптомы, классификация // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(40).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Пограничное расстройство личности у подростков: определение, признаки, причины, симптомы, классификация

Кихтенко Анастасия Евгеньевна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Панина Яна Андреевна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Твелова Ирина Александровна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

Пограничное расстройство личности (ПРЛ) – условно рассматриваемое как расстройство личности, при котором индивид «постоянно живет на границе между нормальным функционированием и реальной психической патологией» [1, с. 564].

Профессор кафедры психологии Принстонского университета в своем труде описывает данный термин, как «расстройство личности, при котором человек проявляет постоянную нестабильность в межличностных взаимоотношениях, у него крайне нестабильная самооценка, резко меняется настроение и поведение отличается крайней импульсивностью». [2, с. 63]

Во время исследования заболевания в первую очередь изучались его истоки. Был сделан вывод о том, что оно относится к группе биосоциальных расстройств. То есть начинается с биологической (наследственной или темпераментной) предрасположенности, которая усугубляется внешними факторами (окружающей социальной средой). Они имеют примерно равнозначное влияние, то есть толчком к развитию заболевания может быть любой из вышеупомянутых факторов. Важно, что в совокупности они представляют большую опасность для самого ребенка. К сожалению, со стороны родителей, зачастую еще в раннем возрасте, при появлении первых признаков, не оказывается должного взаимодействия с ребенком, поэтому симптомы не учитываются и со временем прогрессируют, перерастая в более серьезные проблемы.

Выделяются симптомы пограничного расстройства личности:

  • эмоциональная лабильность (проявляется в резких скачках настроения – паника сменяется грустью, позже агрессией, затем глубоким чувством вины);
  • тревожность;
  • сепарационная тревога (расстройство, которое появляется в момент разлуки с близким и важным для них человеком);
  • депрессивность;
  • импульсивность;
  • рискованность;
  • враждебность.

Так как данные симптомы слишком расплывчаты и могут встречаться в жизни любого человека, необходимо еще глубже изучать пограничное расстройство.

Для того чтобы заболевание не усугублялось, необходимо вовремя его заметить. Поэтому выделяются признаки, которые могут встречаться у детей еще в раннем возрасте. К ним относятся:

  • неспокойный сон;
  • проблемы с приемом пищи;
  • частые истерики, после которых трудно успокоить ребенка;
  • трудность адаптации в новых условиях;
  • чрезмерная требовательность к себе и окружающим;
  • трудности в обучении, что влечет к сложностям в определении психологической готовности к школе;
  • слабая способность к рассуждениям и мышлению;
  • чрезмерная чувствительность к критике;
  • депрессивное состояние;
  • страх получения отказа;
  • наклонность к самоповреждениям;
  • склонность к приступам агрессии и гнева;
  • импульсивность;
  • нестабильное отношение к себе и окружающим;

Многие проблемы с личным взаимоотношением со сверстниками и учителями, а также неоправданным страхом отказа и боязнью быть отвергнутым, зачастую приводят к частой смене школ. Такому ребенку сложно управлять своими эмоциями, а подростку тем более, так как ко всем вышеперечисленным признакам добавляются еще психологические особенности переходного возраста.   В общении с другими детьми присутствует идеализация отношений, что приводит к довольно скорому разочарованию в них. Часто происходит путаница в своей идентичности, в том числе гендерной. Поэтому в настоящее время так много подростков стало задумываться о смене своего пола, либо к отнесению себя к обоим полам. Безусловно, это не считается нормой, и так как в настоящий момент наблюдается тенденция увеличения таких случаев, необходимо своевременное оказание психологической помощи таким детям.

Одним из показателей пограничного расстройства личности у детей и подростков является манипуляция. С ее помощью они пытаются достичь желаемого и контролировать всех вокруг. Обычно это не осознается ими, а осуществляется на подсознательном уровне. Окружающим важно научится распознавать такие психологические уловки и научиться избегать их.

Так, возникает простой вопрос – как же все-таки избежать манипуляций детьми с пограничным расстройством личности? Единственный способ – это дать себе разрешение отказаться от запросов манипуляторов. Нужно прийти к осознанию того, что никто не должен делать то, что им хочется. Это довольно сложно. И, безусловно, ответной реакцией ребенка будет наглядная демонстрация всего его эмоционального спектра.

Дети с пограничным расстройством личности часто злятся и провоцируют окружающих на конфликт. Это тоже своеобразная форма манипуляции. Необходимо понимать, что избегая ситуаций, где вы будете говорить то, что вы считаете нужным, но при этом у ребенка это вызвало бы ярость, вы как бы ограждаете его от лишнего срыва. Но при этом вы даете ему возможность управлять окружающими так, как хочется ему, а не так, как правильно. Поэтому стоит задуматься нужно ли идти на такие жертвы лишь бы только ребенок не показывал свои истерики и чувствовал себя комфортно, либо нужно научиться налаживать контакт, при том ничем не жертвуя.

Для более полного понимания подростка с пограничным расстройством личности необходимо рассмотреть еще один существенный метод рассмотрения этой проблемы. Американский психолог Теодор Миллон классифицировал ПРЛ, выделив четыре подтипа [3, с. 4]:

  • унылое пограничное расстройство (выражается в избегающем, либо зависимом взаимодействии: уступчивости, покорности, беспомощности, скромности, уязвимости, подавленности);
  • обидчивое пограничное расстройство (выражается в пассивно-агрессивном контакте: угрюмости, нетерпеливости, пессимистичности, разочарованности, постоянной обеспокоенности, обидчивости);
  • импульсивное пограничное расстройство (выражается в истеричном и антисоциальном поведении: ветрености, раздражительности, мрачности, суицидальности, капризности, излишней волнительности);
  • самоповреждающее пограничное расстройство (включается в себя депрессивные, мазохистские и саморазрушающие особенности: заискивание, самонаказуемость, замкнутость, угрюмость, риск совершения суицида).

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что пограничное расстройство личности заболевание довольно новое и еще не до конца изученное, хотя в наше время и довольно часто встречающееся. Ученые пытаются найти его первопричину, способы диагностики, а также профилактики расстройства. Детям, относящимся к этой группе, довольно сложно находиться в обществе, так как их эмоциональное состояние довольно нестабильно. В отличие от своих сверстников, им необходимо большее количество времени, чтобы успокоиться и вернуться в норму. Они довольно часто срываются на окружающих и манипулируют ими. Поэтому так важно своевременно диагностировать такие особенности у ребенка и научиться правильно сглаживать разногласия и недопонимания. Особенно важно это научиться делать в семье, так как климат внутри семьи закладывает основы в социализацию ребенка и его приобщение к миру.

 

Список литературы:
1. Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии / В. А. Жмуров. – 2-е изд. – М.: Джангар, 2012. – 864 с.
2. Комер Рональд. Патопсихология поведения : нарушения и патологии психики / Рональд Комер. - 4-е междунар. изд. - Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2007. - 638 с.
3. Millon, Theodore. Personality Disorders in Modern Life. Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons. 2004, p. 4. - [Электронный ресурс]. Режим доступа. -URL: Personality.Disorders.in.Modern.Life.Second.Edition.eBook-EEn (turkpsikiyatri.org) (Дата обращения 25.05.2021)