Статья:

Интерперсональный психоанализ. Интерперсональные отношения

Конференция: XXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Мысякин А.А., Келлер Е.А., Бардакова А.Ю. [и др.] Интерперсональный психоанализ. Интерперсональные отношения // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 28(29). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/28(29).pdf (дата обращения: 21.10.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Интерперсональный психоанализ. Интерперсональные отношения

Мысякин Александр Андреевич
студент, Алтайский государственный медицинский университет, РФ, г. Барнаул
Келлер Екатерина Александровна
студент, Алтайский государственный медицинский университет, РФ, г. Барнаул
Бардакова Александра Юрьевна
студент, Алтайский государственный медицинский университет, РФ, г. Барнаул
Кабанова Евгения Олеговна
студент, Алтайский государственный медицинский университет, РФ, г. Барнаул
Гончарова Дарья Сергеевна
студент, Алтайский государственный медицинский университет, РФ, г. Барнаул

 

Аннотация. В статье проанализирован материал трудов Саливана, а также последующих публикаций на тему интереперсоанальных психоанализа и отношений. Рассмотрена взаимосвязь между этими явлениями, выделены ряд плюсов и минусов метода.

Ключевые слова: Психоанализ, психология, отношения, Саливан.

 

Цель исследования: рассмотреть труды Саливана Г.С. и теорию интерперсоанлаьного психоанализа.

Изучить понятие интерперсоанальных отношений и их роль в структуре данного метода психоанализа.

Интерпесроанальный психоанализ – направление психоанализа, созданное Саливаном Г. С. под влиянием психиатрии, но при этом с некоторыми отличиями от классического психоанализа З. Фрейда, таких как признание потребности в ласке и общении как одной из базисных[1,3,4,5,6].

В его учении, как и у З. Фрейда человек должен пройти через этапы развития для достижения зрелости, но эти этапы имеют отличия так как в основе лежит не реализация сексуальных потребностей, а стремление к избеганию тревоги и стресса личностью. [1,2,4]

Хотя имеется общее сходство в том, что на определенных этапах при нарушении нормального их прохождения, закрепляются некоторые отклонения, которые потом проявляются в зрелом возрасте.[2,3,4,5]

В трудах Саливана одиночество и оторванность от окружения, это один из самых сильных источников тревоги[4,5]. При этом в зависимости от периода развития в котором находился человек и продолжительности этого состояния могут возникать различные серьезные нарушения, вплоть до регрессии личности и развития шизофрении.

Саливан рассматривал личность не как индивидуально сложившийся элемент человека, но как совокупность воздействий и окружения, а также считал невозможным рассматривать развитие человека изолированно от социального и культурного окружения[1,2].

С понятием интерперсоанального психоанализа тесно связано понятие интерперсональных отношений. В широком смысле последние это любое общение с другими людьми (с другим ЭГО, а не, например, с собственным Супер-ЭГО), а в узком это взаимодействие двух лиц, отличающиеся эмпатией, чувствами, “теплотой” [2,5].

Интраперсоанальные отношения не только являются фактором развития личности (напр. мать-дитя), но и инструментом для воздействия психолога или психиатра для исправления нарушений[1,3,4,6].

От сюда плавно вытекает особенность, отличающая интерперсоанальный психоанализ из числа других.

Пользующийся данным методом не только и не столько рефлексирует переживания пациента, сколько является их частью, отсюда вытекает ряд трудностей и возможностей при применении[1,3,4,5]:

- необходимость войти в систему переживаний пациента

- выраженное воздействие аналитика на пациента (как позитивного, так и негативного)

- динамичность процесса психоанализа, его открытость к новым переживаниям и актуальным проблемам личности, а не замыкание на событиях прошлого или детства.

Вывод: Г.С. Саливан безусловно повлиял на весь психоанализ в целом и зародил целое его частное направление, его идеи во многом эволюционировали и нашли отражение в поведенческой и когнитивно-поведенчиской психотерапии, он открыл новый подход к взаимодействию психоаналитика, психолога и психиатра, и пациентов.

Этому во многом поспособствовало включение интерперсоанальных отношений в структуру взаимодействия между ними.

 

Список литературы:
1. Салливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии. СПб.: Восточно-Европ. Ин-т Психоанализа. 1999.
2. Авенариус Р. Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры сил. СПб.: 1912.
3. Коэн М.Б. Введение // Салливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии. СПб.: Восточно-Европ. Ин-т психоанализа. с.25-31, 1999.
4. Mullahy P. The Beginnings of Modern American Psychiatry. The Ideas of Harry Stack Sullivan. Boston: Houghton Mifflin Company. 1973.
5. Старовойтов В.В. Салливан Гарри Стэк  [Электронный ресурс]  // Журнал практической психологии и психоанализа. 2016. № 1