Статья:

Влияние стиля руководителя на управление социально-психологическим климатом в образовательном учреждении

Конференция: XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Новикова Н.А. Влияние стиля руководителя на управление социально-психологическим климатом в образовательном учреждении // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/1(12).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние стиля руководителя на управление социально-психологическим климатом в образовательном учреждении

Новикова Наталья Алексеевна
студент, Нижнетагильский социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета, РФ, г. Нижний Тагил
Белоусова Ирина Викторовна
научный руководитель, канд. социол. наук, доцент, Нижнетагильский социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета, РФ, г. Нижний Тагил

 

Увеличение эффективности  работы  организации  зависит,  с  одной стороны, от личности руководителя, с другой стороны, от социально-психологического климата в трудовом коллективе организации. Взаимосвязь между стилем руководителя и социально-психологическим климатом – ключевая проблема для руководителей организаций.

Так как немаловажно понимание важных элементов социально-психологического климата организации.

Особенности поведения человека в коллективе, результаты его работы вызывают конкретные взаимодействия со стороны других членов коллектива, формируют у каждого из них отношение к этому человеку, и таким образом в коллективе формируется и развивается система взаимоотношений. 

Под стилем руководителя понимается комплекс методов и принципов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителя с коллективом. Это один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива [1].

Обычно стиль управления формируется под влиянием личности руководителя, навыков и поведения других людей и личного опыта. Руководитель выполняет основные управленческие функции: планирование, организация, мотивация, контроль деятельности сотрудников и организации в целом.

Под социально-психологическим климатом понимается комплекс социальных и психологических факторов, оказывающих большое влияние на жизнедеятельность коллектива, его эффективность и характер межличностных связей.

Основными признаками положительного социально-психологического климата трудового коллектива являются стремление к сохранению целостности группы, совместимость, слаженность, единство, коммуникабельность, открытость, ответственность.

Проблемы социально-психологического климата и стилей управления в своих трудах анализировали:  А.А. Реан, А.А. Бодалев, М.И. Битянова К. Левин, и др.

На сегодняшний день проблема воздействия стиля руководства на социально-психологический климат в коллективе актуальна, так как каждый день мы сталкиваемся с ней, выполняя свои трудовые обязанности на своем рабочем месте.

Изучение стиля руководства в последнее время стало важным направлением в изучении личности.

Оценка личностных качеств и проблем, связанных с отбором руководителей образовательных учреждений, является одним из самых сложных аспектов управленческой деятельности.

Понятие о стилях руководства предложил Курт Левин, который исследовал их совместно со своими сотрудниками Р. Липпитом и Р. Уайтом [2]. Ими было выделено три стиля руководства:

1. Авторитарный (автократический) стиль предполагает строгое руководство — распоряжения, указания, требующие от подчиненных неукоснительного выполнения. Придерживающийся этого стиля, руководитель определяет всю деятельность коллектива, прописывает все технические приемы и действия. Руководитель принимает все решения самостоятельно, не считая необходимым принимать во внимание суждение и советы коллектива. При таком руководителе будет обладать неблагоприятным социально-психологический климат, вероятно даже будет иметь негативный характер.

2. Для демократического стиля свойственно подключение коллектива в той или иной мере к организации деятельности. Руководитель информирует сотрудников о пребывания дел в коллективе, кроме того ему свойственно адекватно воспринимать критику подчиненных в свой адрес. Такой руководитель воспринимается сотрудниками не как начальник, а как равноправный участник коллектива. Эти качества содействуют поддержанию благоприятного социально-психологического климата в коллективе.

3. Либеральный стиль управления предполагает принятие значимых управленческих решений, руководителем ориентируясь на цели и круг интересов отдельных групп коллектива занимая при этом разнообразные позиции сторон. Либеральный стиль заключается в коллективном принятии управленческих решений, при этом сам руководитель не обладает сильной воли, цели. Этот стиль руководства достаточно неустойчив.

Так же существует и еще один стиль руководства это – смешанный, он учитывает комбинации авторитарного, демократического и либерального стилей руководства. Либеральный, авторитарный и демократический стиль имеют шанс преобладать у того или иного руководителя, но никогда не добиваются совершенства [3].

Все выше приведенные стили отличаются друг от друга по многим характеристикам (к ним принадлежит и характер принятия решений, и метод контроля над исполнением поручений, и уровень делегирования полномочий и др.), однако, в качестве самого основного различия выступают выбираемые руководителем способы управления. 

В новых условиях увеличивается значимость руководства образовательного учреждения, система управления которыми испытывает значительные изменения. Руководители вынуждены все больше отступать от принципов чисто педагогического влияния в пользу использования управленческих знаний. Стиль руководителя считается одной из основных форм осуществления технологий, применяемых руководителем в практике управления.

В изменившихся условиях необходим пересмотр принципов управления с целью увеличения производительности деятельности образовательных учреждений. Прежняя система, направленная в большей степени на устойчивость, больше не соответствует реалиям современной внешней среды. Современное образовательное учреждение имеет необходимость в пересмотре прежних принципов управления в пользу усложнения структуры, формирования и развития принципов руководства.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что эффективное руководство заключается в том, чтобы руководитель не ограничивал себя жесткими рамками какого-то одного стиля: все стили укладываются в рамки общей концепции управления, все они имеют быть в той или иной ситуации полезны и даже необходимы, создавая и формируя благоприятный социально-психологический климат в организации.

 
Список литературы:
1. Вачугова Д.Д. Основы менеджмента 2-е изд., перераб. и доп./ Д.Д.  Вачугова - М.: Высшая школа. – 2005, 376 с.
2. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом: Учебник – М.: «Юнити», 2001 г. 
3. Кушнир И.В. Организационное поведение. 2009 // Институт экономики и права Ивана Кушнира. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://be5.biz/ekonomika/o002/index.htm [Дата обращения 25.02.2015]