Влияние стиля руководителя на управление социально-психологическим климатом в образовательном учреждении
Конференция: XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Влияние стиля руководителя на управление социально-психологическим климатом в образовательном учреждении
Увеличение эффективности работы организации зависит, с одной стороны, от личности руководителя, с другой стороны, от социально-психологического климата в трудовом коллективе организации. Взаимосвязь между стилем руководителя и социально-психологическим климатом – ключевая проблема для руководителей организаций.
Так как немаловажно понимание важных элементов социально-психологического климата организации.
Особенности поведения человека в коллективе, результаты его работы вызывают конкретные взаимодействия со стороны других членов коллектива, формируют у каждого из них отношение к этому человеку, и таким образом в коллективе формируется и развивается система взаимоотношений.
Под стилем руководителя понимается комплекс методов и принципов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителя с коллективом. Это один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива [1].
Обычно стиль управления формируется под влиянием личности руководителя, навыков и поведения других людей и личного опыта. Руководитель выполняет основные управленческие функции: планирование, организация, мотивация, контроль деятельности сотрудников и организации в целом.
Под социально-психологическим климатом понимается комплекс социальных и психологических факторов, оказывающих большое влияние на жизнедеятельность коллектива, его эффективность и характер межличностных связей.
Основными признаками положительного социально-психологического климата трудового коллектива являются стремление к сохранению целостности группы, совместимость, слаженность, единство, коммуникабельность, открытость, ответственность.
Проблемы социально-психологического климата и стилей управления в своих трудах анализировали: А.А. Реан, А.А. Бодалев, М.И. Битянова К. Левин, и др.
На сегодняшний день проблема воздействия стиля руководства на социально-психологический климат в коллективе актуальна, так как каждый день мы сталкиваемся с ней, выполняя свои трудовые обязанности на своем рабочем месте.
Изучение стиля руководства в последнее время стало важным направлением в изучении личности.
Оценка личностных качеств и проблем, связанных с отбором руководителей образовательных учреждений, является одним из самых сложных аспектов управленческой деятельности.
Понятие о стилях руководства предложил Курт Левин, который исследовал их совместно со своими сотрудниками Р. Липпитом и Р. Уайтом [2]. Ими было выделено три стиля руководства:
1. Авторитарный (автократический) стиль предполагает строгое руководство — распоряжения, указания, требующие от подчиненных неукоснительного выполнения. Придерживающийся этого стиля, руководитель определяет всю деятельность коллектива, прописывает все технические приемы и действия. Руководитель принимает все решения самостоятельно, не считая необходимым принимать во внимание суждение и советы коллектива. При таком руководителе будет обладать неблагоприятным социально-психологический климат, вероятно даже будет иметь негативный характер.
2. Для демократического стиля свойственно подключение коллектива в той или иной мере к организации деятельности. Руководитель информирует сотрудников о пребывания дел в коллективе, кроме того ему свойственно адекватно воспринимать критику подчиненных в свой адрес. Такой руководитель воспринимается сотрудниками не как начальник, а как равноправный участник коллектива. Эти качества содействуют поддержанию благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
3. Либеральный стиль управления предполагает принятие значимых управленческих решений, руководителем ориентируясь на цели и круг интересов отдельных групп коллектива занимая при этом разнообразные позиции сторон. Либеральный стиль заключается в коллективном принятии управленческих решений, при этом сам руководитель не обладает сильной воли, цели. Этот стиль руководства достаточно неустойчив.
Так же существует и еще один стиль руководства это – смешанный, он учитывает комбинации авторитарного, демократического и либерального стилей руководства. Либеральный, авторитарный и демократический стиль имеют шанс преобладать у того или иного руководителя, но никогда не добиваются совершенства [3].
Все выше приведенные стили отличаются друг от друга по многим характеристикам (к ним принадлежит и характер принятия решений, и метод контроля над исполнением поручений, и уровень делегирования полномочий и др.), однако, в качестве самого основного различия выступают выбираемые руководителем способы управления.
В новых условиях увеличивается значимость руководства образовательного учреждения, система управления которыми испытывает значительные изменения. Руководители вынуждены все больше отступать от принципов чисто педагогического влияния в пользу использования управленческих знаний. Стиль руководителя считается одной из основных форм осуществления технологий, применяемых руководителем в практике управления.
В изменившихся условиях необходим пересмотр принципов управления с целью увеличения производительности деятельности образовательных учреждений. Прежняя система, направленная в большей степени на устойчивость, больше не соответствует реалиям современной внешней среды. Современное образовательное учреждение имеет необходимость в пересмотре прежних принципов управления в пользу усложнения структуры, формирования и развития принципов руководства.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что эффективное руководство заключается в том, чтобы руководитель не ограничивал себя жесткими рамками какого-то одного стиля: все стили укладываются в рамки общей концепции управления, все они имеют быть в той или иной ситуации полезны и даже необходимы, создавая и формируя благоприятный социально-психологический климат в организации.