Статья:

Организация работы в школе по формированию стрессоустойчивости у подростков

Конференция: XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Панина Я.А., Кихтенко А.Е. Организация работы в школе по формированию стрессоустойчивости у подростков // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(40).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Организация работы в школе по формированию стрессоустойчивости у подростков

Панина Яна Андреевна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Кихтенко Анастасия Евгеньевна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Твелова Ирина Александровна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

Современный человек постоянно испытывает психологическое напряжение, обусловленное действием негативных влияний и их последствий. Наше сознание теснейшим образом связано с работой нашего тела, которое не понимает разницы между настоящим прошлым и будущим.

Сегодняшние дети, подростки находятся в подобном положении. Они тоже испытывают стресс. Этот стресс можно квалифицировать, как учебный стресс. Учебный стресс включает в себя компоненты физиологического, информационного и эмоционального стресса. Обучение – это крайне энергозатратный процесс.

Поэтому, на сегодняшний день особенно важна интеграция усилий педагогики и психологии, в части того, чтобы реализовать психологические знания в повседневной жизни школы и каждого ученика. Традиционно во всех образовательных учреждениях, особое внимание уделяют физическому здоровью ребенка. Взрослые еще не до конца осознают значение психического здоровья и эмоционального благополучия. Взрослые - это те люди, которые окружают ребенка, учителя, родители,  родственники, представители различных организаций.

Можно отметить, что особенно сложно этот процесс протекает у подростков, так как,  именно в этом возрасте характерны такие черты как:

-эмоциональная лабильность;

- конфликты;

-тревожность;

-противоречивость чувств;

-нравственная неустойчивость;

-колебания в самооценке, все это можно охарактеризовать как личностную нестабильность.

Негативными последствиями всего вышеизложенного могут стать:

-курение и употребление алкоголя;

-суицидальные риски;

-конфликтность подростков;

-детская преступность.

Всего этого можно избежать, предотвратить, воспитав психически здорового школьника. Стресс оказывает одинаковое воздействие и на детей и на взрослых. Взрослые в силу опыта реагируют на многие ситуации более адекватно и спокойно. Современных подростков стресс окружает со всех сторон: в семье, на улице, в школе.

В школе подростков волнуют отношения с учителями и одноклассниками, особенно их волнуют экзаменационные оценки. Частые эмоциональные взрывы (неважно эмоции положительные или отрицательные) могут приводить к нервному истощению. Если подросток успешно борется со стрессом, то со временем возникает своего рода иммунитет на внешние раздражители, и он начинает более спокойно реагировать на различные жизненные ситуации. Это бережет его нервы, нервы окружающих и позволяет спокойно решать проблемы, которых возникает в жизни не мало.

Слово «стресс» в переводе с английского означает «напряжение». В научный оборот этот термин введен в 1936 году канадским физиологом Гансом Селье, разработавшим общую концепцию стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов. Необыкновенная популярность как самой концепции, так и самого понятия «стресс» возникла благодаря тому, что они помогают легко объяснить многие явления нашей повседневной жизни: реакции на возникающие трудности, конфликтные ситуации, неожиданные события.

Стрессоустойчивость – это важное качество для каждого человека. В подростковом возрасте оно поможет перенести этот непростой период и физического и психологического созревания. Благодаря способности спокойно преодолевать стресс старшеклассник сможет по-прежнему радоваться жизни, преодолевать возникающие трудности и идти к своей цели.

Социально-педагогический тренинг – активная групповая работа с использованием методов групповой дискуссии, деловой и ролевой игры, направленная на формирование и развитие личностных качеств. Это форма специально организованного общения, в ходе которого осуществляется развитие личности, формирование коммуникативных навыков, оказание психологической помощи и поддержки, позволяющих снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.

Данной проблемой занимались такие ученые как: А.П. Катунин, Л.А. Китаев- Смык, Р. Лазарус, Ш. Мельник, Р. Розенфельд Г. Салье , Дж. Эверли и др.

Стресс запускает цепочку физиологических процессов, которые могут спровоцировать практически любое заболевание, от инфаркта до рака.

Стресс – это психофизиологическая реакция, что является неотъемлемой частью нашей жизни. Избежать его в условиях нашего существования невозможно, это не всегда и надо, т.к. стресс имеет способность закалять психикучеловека и подготавливать его к сложным ситуациям в будущем. В отечественной литературе по психологии активно рассматривается понятие стрессоустойивости, именно оно определяет реакцию на определенное событие в жизни.

Стрессоустойчивость личности– это умение справляться с трудностями, сдерживать свои эмоции, проявляя выдержку и такт. Стрессоустойчивость определяется как совокупность личностных качеств, помогающих человеку преодолеть физические и эмоциональные нагрузки, без последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Современники рассматривают стрессоустойчивость, как совокупность качеств состоящую из следующих компонентов:

- психофизический компонент, то есть тип и свойства нервной системы.

-мотивационного компонента (имеется в виду, что сила мотивов определяет в большой мере эмоциональную устойчивость. Поменяв свою мотивацию, человек может увеличить или, наоборот уменьшить свою эмоциональную устойчивость.)

В настоящее время ученые выделяют два вида стресса эустресс и дистресс. Эустресс – это стресс который несет в себе положительный эффект и мобилизует организм. Во время данного стресса активизируются познавательные процессы и процессы самосознания, осмысление происходящего, памяти. Дистресс – это стресс который оказывает отрицательное действие на организм. Дистресс возникшей в рабочей обстановке или в какой -либо другой деятельности, может распространяться на все сферы жизни человека. Негативно влияет на психику и здоровье человека, деформирует поведение, приводя к дезорганизации. Дистресс может спровоцировать невротические, психосоматические и физиологические заболевания.

К физиологическим признакам стресса относят язвы, мигрень, гипертония, боли в спине, артрит астма и боли в сердце. Психологические проявления включают в себя раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным отношениям.

Формирование, какого либо стресса зависит от факторов стрессовой ситуации: физического и психического здоровья, личностных особенностей, механизма защиты, образа жизни и реакции на стресс.

В работах, которые изучают проблемы стресса, связывают поведение во время стресса и значимость ситуации для личности (его отношение к трудностям, успехам - неудачам, уверенности и неуверенности в своих силах). Р.А. Каразек выдвинул гипотезу о переживании стресса между двумя факторами - ответственностью и контролем («широта работы» и «психологические требования»). Высокую стрессовость имеет деятельность, в которой личность при большой ответственности имеет малый контроль над достижением поставленных задач.

Подчеркнем, что речь идет не просто о детях подросткового возраста, а о старших подростках. Можно отметить следующие противоречия в развитии личности старших подростков.

Первое противоречие - между исключительной сконцентрированностью подростка на собственной личности и насущной потребностью в общении со сверстниками.

Второе противоречие - между притязанием подростков на взрослость, самостоятельность и материальной и эмоциональной зависимостью от взрослых, отсутствием жизненного опыта.

Сосредоточенность на себе, своих проблемах выражается в том, что для формирующегося человека чрезвычайно важно внимание окружающих к его личности, их неравнодушное отношение к достижениям и удачам. Понимания, одобрения, восхищения ищет подросток у друзей и родителей. Эмоциональная зависимость от взрослых находит свое выражение в жажде глубокого понимания родителями, взрослыми.

Актуальные (но неосознаваемые самими подростками) потребности вступают в противоречие с рационально сформулированными целями развития. Подростки самостоятельно не могут осознать свои потребности на рациональном уровне: осуществлять рефлексию, анализ «Я» им мешает незрелость собственной личности. Но эти потребности присутствуют в структуре личности, существенно влияя на поведение и образ жизни.

Таким образом, подростки очень нуждаются в общении с друзьями, в любви и понимании родителей, близких людей, во внимании окружающих людей к себе, в самопознании.

Согласно теории стрессоустойчивости все люди делятся на 4 типа:

1. Стрессонеустойчивые: характеризует максимально возможная ригидность по отношению к внешним событиям.

2. Стрессотренируемые: готовы к переменам, но только не глобальным и не мгновенным.

3. Стрессотормозные: отличаются жесткостью своих жизненных принципов и мирвоззренческих установок, однако к внезапным внешним изменениям относятся достаточно спокойно.

4. Стрессоустойчивые.

Стрессоустойчивость представляет собой готовность относительно спокойно принимать любые перемены, какой бы характер — длительный или мгновенный — они ни носили.

У человека существует огромное количество способов и приемов предупреждения и преодоления стрессового состояния (приложение №3). Знаниями приемов психологической защиты должен владеть каждый человек. Это не только составная часть общей культуры но и условие для поддержания психологического и соматического здоровья.

 

Список литературы:
1. Абрамова; Г.С. Практическая психология.: /Г. С. Абрамова- Екатеринбург: "Деловая книга", 1998. - 368 с. 
2. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека : /Л.М Аболин.- Казань: изд-во Казанского университета, 1987. - 262 с. 
3. Ананьев.Б.Г. Человек как предмет познания / Избранные психологические труды : / Б.Г Ананьев.- СПб.: Питер, 2010.- 288 с. 
4. Андреева, Г.М. Социальная психология: / Г.М Андреева. - М., 2013. – 368 с.