Социальные сети как фактор риска суицидального поведения в подростковом возрасте (в связи с задачами психопрофилактики)
Конференция: XLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Психология
XLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Социальные сети как фактор риска суицидального поведения в подростковом возрасте (в связи с задачами психопрофилактики)
По данным ВОЗ аутоагрессивное поведение в виде суицидов является сегодня одной из наиболее актуальных проблем здравоохранения. Суицид становится второй-третьей ведущей причиной смерти среди 15–24-летних молодых людей (ВОЗ, 2001). Россия занимает одно из ведущих мест среди стран мира в рейтинге по этой проблеме.
Суицид представляет сложный феномен – сочетание биологических, психологических, интрапсихических, межличностных, социологических, культуральных и философских факторов риска [3]. Анализируя причины совершения суицида в подростковом возрасте, их можно объединить в три группы фактор: взаимоотношения с родителями (взаимопонимание, поддержка с их стороны и т.д.), проблемы в школе (наличие учебной мотивации, социометрический статус в классе, отношения с учителем и т.д.), взаимоотношения со сверстниками, представителями противоположного пола. Поэтому профилактику суицидального поведения необходимо начинать с семьи ребёнка, продолжать в детсаду и школе, и заканчивать в ВУЗе.
В подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает ключевое значение – это важный фактор психического развития, необходимое условие для становления личности человека. Однако в настоящее время контакты в сети Интернет заменяют реальное общение: среди большинства подростков в приоритете становится общение через социальные сети, которые дают им возможность для самораскрытия, снятия внутренних барьеров и психологических защит, выражения себя. Социальные сети – это новый защитный механизм психики, который создаёт иллюзию, включенности в социум, но на самом деле – лишь усиливает чувство одиночества.
В социальных сетях подростки, сами того не подозревая, раскрывают своё бессознательное (через фото, видео, интересы, проблемы и т.д.), давая ценный материал для вербовщиков и мошенников, в том числе и создателей суицидальных сообществ и игр. Пропагандисты суицида среди подростков создают иллюзию помощи, обещая ребёнку именно то, чего ему так не хватает в реальной жизни: внимание, понимание, признание, принятие и т.п. [2]. Подросток, сам того не осознавая, запускает игру, которую сложно остановить и конечный результат такой игры почти всегда один – суицид подростка.
Подлинного желания умереть, как правило, в этом возрасте нет, у всех у нас есть врожденный инстинкт самосохранения и врожденная эмоция страха, которая мобилизует организм к избегающему поведению. Но в голове подростка кроется вера в своё бессмертие: он подсознательно верит в то, что останется жив после совершения акта суицида. По мнению Е.М. Вроно, для подростка смерть представляется чем-то нереальным, временным, своего рода отдыхом от невзгод [1]. Внушение из социальных сетей, установки на совершение самоубийства только провоцируют и подкрепляют имеющиеся мысли о суициде (через образы китов, выбрасывающихся на берег, картинки бабочек-однодневок, гробы и др.), поскольку подросток зачастую мыслит образами, а не словами.
К подростку, который открыто обсуждает идею суицида или пытается его совершить, необходимо пристальное внимание. Профилактика суицидального риска осуществляется в следующих направлениях: снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации, снижение эмоциональной зависимости, выработка компенсаторных механизмов поведения, формирование адекватного отношения к жизни [1].
Высокий профессиональный уровень специалистов, занимающихся профилактикой отклонений, обеспечивается за счет создания непрерывной подготовки и повышения квалификации: мастер-классы, семинары, изучение специальной литературы, обмен опытом с коллегами и т.д. Еще одной важной задачей в данном направлении является совершенствование программно-методического обеспечения профилактических мероприятий, направленных, на выявление предпосылок риска суицидального поведения. На сегодняшний день наблюдается дефицит специалистов, владеющих диагностическим и профилактическим инструментарием, умением работать с семьями подростков с суицидальным риском, с депривированными семьями [2].
Психолог должен быть информированным о кризисных ситуациях подростков (кризисы развития, кризисы отношений, кризисы утрат, кризисы смысла жизни и др.), уметь выявлять их, оказывать психологическую помощь в разрешении. Необходимо научить подростков способам психологической защиты, ознакомить со способами саморегуляции, развить способность управлять своими эмоциональными состояниями.
Психопрофилактическая работа проводится на специальных занятиях с группами. Она включает в себя:
· первичную профилактику, направленную на формирование адекватного стиля поведения в трудных жизненных ситуациях;
· вторичную профилактику: проводится для тех, кто уже находится в состоянии суицидального поведения;
· третичную профилактику: проводится с целью предотвращения срывов и рецидивов самоубийств.
Для формирования адекватного стиля поведения в трудных жизненных ситуациях важно выявить причины, способствующие проявлению риска суицидального поведения. Вынужденными мерами первичной профилактики суицидального риска является укрепление социальной защищенности подростков и развитие их социальной активности.
Мероприятия по профилактике риска суицидального поведения в подростковом возрасте необходимо начинать в первую очередь с выявления лиц с негативным самовосприятием и неустойчивой самооценкой. В дальнейшем организуются встречи подростков с психологами, врачами по вопросам причин суицидального поведения, формирования жизненных установок и ценностного отношения к жизни. Возможные темы занятий: «Кризисные ситуации в жизни человека и способы их преодоления», «Психологическая защита», «Человек в поисках смысла» и др. Психолог обеспечивает групповое обсуждение выбранной темы, проводит беседу с элементами активного слушания, подростки выполняют индивидуальные творческие задания, обмениваются впечатлениями, проигрывают конфликтные ситуации, в ходе которых активизируются эмоции и чувства, и происходит самоосвобождение.
Особое внимание необходимо уделять работе с родителями детей, входящих в группу риска. Для предотвращения подростковых суицидов родителям необходимо, в первую очередь, начать интересоваться жизнью подростка (его интересами и увлечениями, переживаниями и т.д.), наладить детско-родительские отношения в атмосфере любви и принятия, постепенно перейти на авторитетный стиль воспитания: меньше давить на подростка. Наличие у подростка внутренних эмоциональных или психологических проблем – это повод обратиться за помощью к специалистам – психологу, психотерапевту [2]. Кроме того, на сегодняшний день имеются программное обеспечение и программы-фильтры, через которые родители могут частично контролировать и ограничивать информацию, получаемую ребёнком через «всемирную паутину».
Таким образом, приоритетным направлением в работе психолога с данной категорией лиц является работа на первом уровне (общая профилактика) с целью формирования у них психологической социальной защищенности.