Система управления качеством образования в вузе
Конференция: XXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Система управления качеством образования в вузе
«Качество необходимо России: волевые,
знающие и даровитые люди; крепкая и
гибкая организация; напряженный и добросовестный
труд; выработанный первосортный продукт;
высокий уровень жизни. Новая, качественная
эпоха нужна нашей Родине»
русский философ И.А.Ильин
На сегодняшний день под качеством образования понимается совокупность требований к собственно образовательному процессу и его результатам.
Данный процесс представляется как комплекс характеристик, формирующих у студента профессиональное сознание. Вероятно, данный комплекс является решающим в получении желаемого результата в процессе образования.
Качество образовательного процесса вызывается наличными условиями, которые включают в себя качество цели, качество стандартов, задающих образовательный процесс, качество образовательной программы, осваиваемой студентом, качество материально-технической базы, качество ППС, качество информационной и методической базы и качество абитуриентов.
Таким образом, качество образовательного процесса описывается такой методологической схемой: качество условий, потенциально задающих качество процесса; качество процесса, более или менее полно реализующего упомянутый потенциал условий; качество результата, описываемое также комплексом характеристик, заключающих в своей совокупности потенциал выпускника как будущего специалиста.
Целенаправленное воздействие на все компоненты управляемого объекта называют управлением социальной системой.
Рассмотрим качество образования непосредственно как объект управления. Управление качеством образования в вузе, чаще всего, ассоциируется с контролем качества. Напротив, контроль качества это только один из аспектов управления качеством.
К функциям управления качеством относят такие социально-психологические феномены, как применение мышления и создание субъектов образовательной системы высших учебных заведений, а так же мотивация, планирование и т.п.
В большинстве случаев, благополучие системы управления качеством зависит от объективности оценки и емкости характеристик.
В практике системы управления качеством образования в вузе выделяют два аспекта: оценка «на входе» - ресурсная (объем учебной нагрузки по блокам дисциплины образовательной программы, обеспеченность литературой и т.п.), оценка «на выходе» (уровень усвоения образовательной программы, наличие профессиональных навыков и т.п.)
В нашей стране традиционно используется, чаще всего, подход к оценке качества образования, в основе которого лежит оценка знаний студентов. Безусловно, это необходимая составляющая проверки, но она ориентирует на поддержание надлежащего уровня теоретической подготовки студентов, часто во вред практическим умениям и навыкам, которые необходимы специалисту.
В оценке качества образования не редко доминирует стремление к формальным сторонам проверки – обнаружение системы нормативов и процедур и сравнение с примерным представителем.
Данное смещение приоритетов проверок ясно: это проще, кроме этого существуют отработанные методики и итоги проверки однозначны, что говорит о защите проверяющих, достаточно уменьшает возможность возникновения конфликтов. На сегодняшний день было замечено, что в публикациях исследователей проблемы управления качеством образования поднимется тема результата образовательного процесса в учебном заведении, в том числе и педагогическом.
От выпускника требуется высокий уровень динамики профессионального сознания, функциональная и ролевая готовность к дальнейшей профессиональной деятельности, навыки самостоятельного поиска необходимой информации, способность к распознаванию проблем, поиску решения проблем, принятию различных нестандартных решений. Необходимы такие социальные качества, как социальная ответственность, а также нравственных качеств (честность, верность, стремление к улучшению своей деятельность и т.д.).
Образование – основная составляющая часть формирования будущей деятельности студента. Как известно, деятельность – это не только воспроизведение, но и реформация предмета деятельности в соответствии с запросами завтрашнего дня. Сообщение нестандартных умений преобразования деятельности является результатом современного образования.
Как говорилось выше, контроль качества образования централизуется на оценке условий и результата [2; 4; 5]. Однако недостаточное внимание уделяется контролю конкретно процесса и это происходит косвенным образом.
Технологические изменения образовательного процесса появились не только в сознании исследователей, но и зафиксированы в государственных стандартах (ФГОВО, ФГОС 3+). А собственно стандарт является главным средством государственного регулирования качества образования.
Ориентация на ФГОС общего образования особенно актуальны для педагогических вузов, т.к. выпускник педагогического вуза (учитель) транслирует обучающимся методы и способы выполнения образовательной деятельности, которые ему предъявляли в учебном заведении, собственно учит таким образом, каким его обучали в вузе [3;6].
Исследователи отмечают, что на сегодняшний день большая часть преподавателей сводит высшее образование к передаче знаний [4;7].
В литературе широко обсуждается проблема оптимальной организации самостоятельной работы студентов во время аудиторной и внеаудиторной образовательной деятельности. Это довольно новый элемент образовательной деятельности вузов (в том числе педагогических), которая осваивается под влиянием ФГОС ВО.
В ГБОУ ВО «Ставропольском государственном педагогическом институте» на отделениях и кафедрах сложились свои системы самостоятельной работы студентов разной степени эффективности. Безусловно они недостаточно совершенны и порой преподаватели ГБОУ ВО «СГПИ» прибегают к использованию традиционных способов обучения.
Преподаватели вуза активно работают над развитием логического мышления студентов, логических действий.
Внедрение ИКТ дает студентам возможность взаимодействовать друг с другом, а так же с преподавателем, что позволяет систематизировать весь учебный процесс с использованием различных медиа средств (презентации, видеоматериалы и т.д.). Имея доступ к сети студенты могут задать любой вопрос, а так же следить за своей успеваемостью.
Все эти изменения укладываются в магистральное русло развития высшей школы [1;6;7].
Возможным элементом воздействия на качество образовательного процесса является проведение различных мастер-классов, на которых молодые преподаватели имеют возможность продемонстрировать на реальных занятиях со студентами результаты своей поисково-методической исследовательской деятельности.
На данный момент представление об управлении качеством образования в вузе подразумевает помимо создания специализированных структур, изменения подходов к построению общей системы управления качеством, что является гарантом качества.
Таким образом, управление качеством – это система не статичная, а динамично меняющаяся. Она воздействует на все ключевые структуры и связи образовательной системы. К улучшению качества должны привести системные воздействия, но желаемые изменения достигаются не сразу. Сначала происходит изменение сознания субъектов образовательного процесса, затем изменяются их способы деятельности, а после наступает очередь изменения результатов.