Статья:

Система управления качеством образования в вузе

Конференция: XXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Иванова К.Р., Бильдина И.В. Система управления качеством образования в вузе // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(32). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/2(32).pdf (дата обращения: 18.09.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Система управления качеством образования в вузе

Иванова Ксения Романовна
студент ГБОУ ВО СГПИ, РФ, г. Ставрополь
Бильдина Ирина Васильевна
студент ГБОУ ВО СГПИ, РФ, г. Ставрополь
Сербина Людмила Ивановна
научный руководитель, д-р. физ.-мат. наук, профессор, ГБОУ ВО СГПИ, РФ, г. Ставрополь

 

«Качество необходимо России: волевые,

знающие и даровитые люди;  крепкая и

гибкая организация; напряженный и добросовестный

труд; выработанный первосортный продукт;

высокий уровень жизни. Новая, качественная

эпоха нужна нашей Родине»

 русский философ И.А.Ильин

 

На сегодняшний день под качеством образования понимается совокупность требований к собственно образовательному процессу и его результатам.

Данный процесс представляется как комплекс характеристик, формирующих у студента профессиональное сознание. Вероятно, данный комплекс является решающим в получении желаемого результата в процессе образования.

Качество образовательного процесса вызывается наличными условиями, которые включают в себя качество цели, качество стандартов, задающих образовательный процесс, качество образовательной программы, осваиваемой студентом, качество материально-технической базы, качество ППС, качество информационной и методической базы и качество абитуриентов.

Таким образом, качество образовательного процесса описывается такой методологической схемой: качество условий, потенциально задающих качество процесса; качество процесса, более или менее полно реализующего упомянутый потенциал условий; качество результата, описываемое также комплексом характеристик, заключающих в своей совокупности потенциал выпускника как будущего специалиста.

Целенаправленное воздействие на все компоненты управляемого объекта называют управлением социальной системой.

Рассмотрим качество образования непосредственно как объект управления. Управление качеством образования в вузе, чаще всего, ассоциируется с контролем качества. Напротив, контроль качества это только один из аспектов управления качеством.

К функциям управления качеством относят такие социально-психологические феномены, как применение мышления и создание субъектов образовательной системы высших учебных заведений, а так же мотивация, планирование и т.п.

В большинстве случаев, благополучие системы управления качеством зависит от объективности оценки и емкости характеристик.

В практике системы управления качеством образования в вузе выделяют два аспекта: оценка «на входе» - ресурсная (объем учебной нагрузки по блокам дисциплины образовательной программы, обеспеченность литературой и т.п.), оценка «на выходе» (уровень усвоения образовательной программы, наличие профессиональных навыков и т.п.)

В нашей стране традиционно используется, чаще всего, подход к оценке качества образования, в основе которого лежит оценка знаний студентов. Безусловно, это необходимая составляющая проверки, но она ориентирует на поддержание надлежащего уровня теоретической подготовки студентов, часто во вред практическим умениям и навыкам, которые необходимы специалисту.

В оценке качества образования не редко доминирует стремление к формальным сторонам проверки – обнаружение системы нормативов и процедур и сравнение с примерным представителем.

Данное смещение приоритетов проверок ясно: это проще, кроме этого существуют отработанные методики и итоги проверки однозначны, что говорит о защите проверяющих, достаточно уменьшает возможность возникновения конфликтов. На сегодняшний день было замечено, что в публикациях исследователей проблемы управления качеством образования поднимется тема результата образовательного процесса в учебном заведении, в том числе и педагогическом.

От выпускника требуется высокий уровень динамики профессионального сознания, функциональная и ролевая готовность к дальнейшей профессиональной деятельности, навыки самостоятельного поиска необходимой информации, способность к распознаванию проблем, поиску решения проблем, принятию различных нестандартных решений. Необходимы такие социальные качества, как социальная ответственность, а также нравственных качеств (честность, верность, стремление к улучшению своей деятельность и т.д.).

Образование – основная составляющая часть формирования будущей деятельности студента. Как известно, деятельность – это не только воспроизведение, но и реформация предмета деятельности в соответствии с запросами завтрашнего дня. Сообщение нестандартных умений преобразования деятельности является результатом современного образования.

Как говорилось выше, контроль качества образования централизуется на оценке условий и результата [2; 4; 5]. Однако недостаточное внимание уделяется контролю конкретно процесса и это происходит косвенным образом.

Технологические изменения образовательного процесса появились не только в сознании исследователей, но и зафиксированы в государственных стандартах (ФГОВО, ФГОС 3+). А собственно стандарт является главным средством государственного регулирования качества образования.

Ориентация на ФГОС общего образования особенно актуальны для педагогических вузов, т.к. выпускник педагогического вуза (учитель) транслирует обучающимся методы и способы выполнения образовательной деятельности, которые ему предъявляли в учебном заведении, собственно учит таким образом, каким его обучали в вузе [3;6].

Исследователи отмечают, что на сегодняшний день большая часть преподавателей сводит высшее образование к передаче знаний [4;7].

В литературе широко обсуждается проблема оптимальной организации самостоятельной работы студентов во время аудиторной и внеаудиторной образовательной деятельности. Это довольно новый элемент образовательной деятельности вузов (в том числе педагогических), которая осваивается под влиянием ФГОС ВО.

В ГБОУ ВО «Ставропольском государственном педагогическом институте» на отделениях и кафедрах сложились свои системы самостоятельной работы студентов разной степени эффективности. Безусловно они недостаточно совершенны и порой преподаватели ГБОУ ВО «СГПИ» прибегают к использованию традиционных способов обучения.

Преподаватели вуза активно работают над развитием логического мышления студентов, логических действий.

Внедрение ИКТ дает студентам возможность взаимодействовать друг с другом, а так же с преподавателем, что позволяет систематизировать весь учебный процесс с использованием различных медиа средств (презентации, видеоматериалы и т.д.). Имея доступ к сети студенты могут задать любой вопрос, а так же следить за своей успеваемостью.

Все эти изменения укладываются в магистральное русло развития высшей школы [1;6;7].

Возможным элементом воздействия на качество образовательного процесса является проведение различных мастер-классов, на которых молодые преподаватели имеют возможность продемонстрировать на реальных занятиях со студентами результаты своей поисково-методической исследовательской деятельности.

На данный момент представление об управлении качеством образования в вузе подразумевает помимо создания специализированных структур, изменения подходов к построению общей системы управления качеством, что является гарантом качества.

Таким образом, управление качеством – это система не статичная, а динамично меняющаяся. Она воздействует на все ключевые структуры и связи образовательной системы. К улучшению качества должны привести системные воздействия, но желаемые изменения достигаются не сразу. Сначала происходит изменение сознания субъектов образовательного процесса, затем изменяются их способы деятельности, а после наступает очередь изменения результатов.

 

Список литературы:
1. Абросимов А.Г. Информационно-образовательная среда учебного процесса в вузе. – М.: Образование и информатика, 2004. – 257 с. 
2. Адлер Ю., Черных Е. Управление знаниями: новые акценты поиска источников конкурентных преимуществ // Стандарты и качество. – 2000. – № 6 – С. 48–55. 
3. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. Управленческий аспект. – М.: 5 за знания, 2007. – 178 с. 
4. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2008. – 315 с. 
5. Ищенков С.В. Управление качеством образования [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. URL: http://nsportal.ru/shkola/ekonomika/library/book360.pdf (дата обращения: 08.09.2014). 
6. Родина Е.В. Основные характеристики нового качества образования при переходе на стандарты третьего поколения // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. конф. – СПб.: Реноме, 2012. – С. 357–359. 
7. Федоров В.А., Колегова Е.О. Инновационные технологии в управлении качеством образования: учеб. пособие. – Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. университет, 2006. – 226 с.