Статья:

Влияние стиля семейного воспитания на взаимоотношения подростка со сверстниками

Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Коптева А.В. Влияние стиля семейного воспитания на взаимоотношения подростка со сверстниками // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(51). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/12(51).pdf (дата обращения: 23.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние стиля семейного воспитания на взаимоотношения подростка со сверстниками

Коптева Анна Владимировна
студент, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»), РФ, г. Белгород
Кузнецова Людмила Борисовна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры психологии НИУ «БелГУ», ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», РФ, г. Белгород

 

Подростковый возраст - самый проблемный возраст человека. Проблемы подросткового возраста оказывают большое влияние на общество и являются часто исследуемым возрастом. Дети в подростковом возрасте ставят на первое место общение со сверстниками. Подростковый возраст – возраст сильно развитой общительности. Уровень развития потребности в общение разный.
Каждый ребенок ищет себе похожего в интересах, эмоциях сверстника. Психологи исследователи подросткового возраста пришли к общему мнению о важности для подростка общения со сверстниками. [1] Именно взаимоотношения со сверстниками, во многом предопределяют все стороны поведения и деятельности подростка. В подростковом возрасте появляются новые качества личности, такие как осмысленная регуляция своих поступков, умение прислушиваться к чувствам других, учитывать интересы окружающих людей. Эти новообразования являются результатом личного опыта ребенка, полученным по итогу активного включения в выполнение различных форм общественной деятельности. Важным фактором развития личности подростка является его высокая социальная активность, которая направлена на усвоение определенных ценностей, на построение благоприятных отношений со сверстниками, а также на самого себя. Но те аспекты, которые влияют на взаимоотношения ребенка со сверстниками, закладываются в семейном воспитании. [2]

Во все времена влияние стиля семейного воспитания отражается на формировании личности ребенка и, как следствие, на взаимоотношениях его  со сверстниками.

Семья – это важный социальный  институт, который выполняет функцию первичного социального контроля, первичной социализации детей. В любой семье складывается определенная система воспитания. Семья выполняет ряд важных для общества функций, необходимых для жизни каждого человека: воспитательную, репродуктивную, бытовую, социально-регулирующую функцию досуга. Большое значение в развитии личности ребенка имеет стиль семейного воспитания.[3]

Существует несколько различных классификаций стилей семейного воспитания. Было выделено четыре стиля семейного воспитания: авторитетный, либеральный, авторитарный, индифферентный. [4] И у каждого стиля семейного воспитания свои особенности.

Первоначальной средой обитания  для каждого ребенка будет свой родной дом. Семья создает у человека понятие дома не как места, где он живет, а как чувства, ощущение места, где его ждут, любят, ценят, понимают и защищают. Семья играет основополагающую роль в формировании нравственных принципов и жизненных принципов ребенка. С раннего детства его следует обучать навыкам, которые помогут в жизни терпеть неудачи и реалии, стать гуманным и смелым, заботливым и внимательным. Конечно, только счастливая семья может дать ребенку хорошее образование, комфортный теплый дом и бесконечную любовь. Хорошее семейное воспитание подразумевает существование полноценной семьи, где есть преемственность поколений, хороший долгий брак между бабушкой и дедушкой, и особенно между родителями. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”. [5]

Именно семья является первым шагом в формировании человеческой личности. Насколько разумно для этого процесса подходят родители, напрямую влияет на адаптацию ребенка к сверстнику, а затем и к взрослому коллективному пониманию морали и поведения. Семейное воспитание детей дает им сильное ядро, которое влияет на формирование личности, высокие моральные ценности, уважение к другим людям и чужому труду.

Чем крепче семья, чем искренние отношения в ней, тем успешнее ребенок войдет во взрослую жизнь. Для того, чтобы семейное воспитание принесло свои плоды, необходимо представить следующие методы: убеждение, конечно, личный пример и заслуженное поощрение. Воспитание в семье предполагает очень открытые отношения между детьми и их родителями.

В современном мире часто можно наблюдать, как родители не принимают участие в должном воспитании ребенка. Они уделяют мало внимания своим детям. Им легче дать ребенку планшет или телефон, нежели уделить время на разговор с дочерью или сыном.  В это время без назиданий и морализма на подростка воздействует среда сверстников, а особенно информационное поле, состоящее из социальных сетей, медиапродуктов, официальной пропаганды, образ  взрослой жизни и аналогичные факторы.

Исследуемый нами возраст самый сложный и самый интересный для исследования одновременно. Предполагая, что авторитетный, авторитарный и либеральный стили семейного воспитания оказывают на взаимоотношения подростков со сверстниками различное воздействие, мы провели экспериментальное исследование на базе МБОУ «Бехтеевская СОШ» Белгородской области, Корочанского района. В исследовании принимали участие 16 обучающихся 9-го класса и 32 родителя этих учеников.

Для изучения проблемы влияния стилей воспитания на взаимоотношения подростков со сверстниками мы использовали методику «Стратегии семейного воспитания», «Опросник межличностных отношений»  А.А. Рукавишников (ОМО), опросник «Оценка отношений подростка с классом». На основе полученных результатов сделали следующие выводы.

Экспериментальное исследование мы начали с выявления стилей семейного воспитания. На родительском собрании были розданы вопросы, на которые родители 16 учеников дали ответы. По полученным результатам мы увидели, что:

· 10 семей придерживаются авторитетного стиля воспитания;

· 3 семьи следуют либеральному стилю воспитания;

· 3 семьи придерживаются авторитарного стиля воспитания.

По результатам методики «Оценка отношений подростка с классом», выявили, что для подростков, воспитываемых авторитетным стилем, соответствуют индивидуалистический, прагматический, коллективистический типы восприятия ребенка класса. Для подростков, воспитываемых авторитарным и либеральным стилями, соответствует индивидуалистический тип.

Исследуя результаты «Опросника межличностных отношений»  А.А. Рукавишников (ОМО) мы пришли к следующим выводам. Определенный стиль воспитания напрямую влияет на особенности взаимоотношения подростка со сверстниками. Подростки, воспитываемые в семьях с авторитетным стилем, общительны, тщательно подходят к выбору друзей, не привыкли к тотальному контролю над собой, они всегда ищут компромисс и не склонны к долгим обидам. Взаимоотношения со сверстниками легкие, непринужденные, они любят находиться и работать в коллективе. Подростки, воспитываемые в семьях с либеральным стилем, «свободны». Их никто не контролирует, они общаются с большим количеством людей, не разбирая, они ответственны. Такие дети делают все то, что они захотят, они не зависят от других. Поэтому относятся к индивидуалистическому типу восприятия своих сверстников. Подростки, которые воспитываются в семьях с авторитарным стилем, не общительны, разборчивы в выборе друзей, не принимают контроля над собой, не привыкли работать в коллективе. Индивидуализм – их тип восприятия сверстников.

На основе данного исследования были разработаны рекомендации для родителей: больше разговаривать со своими детьми; понимать их, а не осуждать, так как подростковый возраст очень сложный; быть своему ребенку другом; проводить больше времени с детьми; утраивать развлекательные мероприятия, интересные каждому ребенку.

Таким образом, подростковый возраст является одним из самых сложных и непредсказуемых. В этот период происходит перестройка всех ценностных ориентаций ребенка. Происходят существенные изменения в личности: чувство взрослости. Дети имеют желание если не быть, то хотя бы казаться взрослым. Есть сильное желание общаться со сверстниками и поэтому ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение. Но личная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки подростки пытаются быть похожими на своих сверстников, пытаясь быть похожими на своих друзей. Из-за этих острых изменений поведения и их образа "Я" подросток должен быть близок к своей семье. Но важно то, какого стиля воспитания они будут придерживаться. Самое главное, чтобы семья и родители не отошли от проблем подростка, а принимали его таким, какой он есть, потому что иначе это может привести к асоциальному поведению, отделению от семьи или непониманию подростка и его окружения.

 

Список литературы:
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М.: Просвещение, 2002. – 685 с.
2. Игошев К.Е, Минковский Г.М. Семья, дети, школа. — М.: Феникс, 2004. – 485 с.
3. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр "Академия", 2007. - 232 с.
4. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2005. – 550 с.
5. Некрасова З., Некрасова Н. Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти. – М.: ООО Издательский дом "София", 2006. – 416 с.