Статья:

Детские страхи, или мир глазами ребенка

Конференция: I Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Панцеховская А.Р., Булатова А.У., Ахметова А.Р. [и др.] Детские страхи, или мир глазами ребенка // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(1). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/1(1).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Детские страхи, или мир глазами ребенка

Панцеховская Аурика Рустамовна
студент, Колледж БГПУ им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа
Булатова Аида Ураловна
студент, Колледж БГПУ им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа
Ахметова Адель Рамилевна
студент, Колледж БГПУ им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа
Юсупова Диана Маратовна
студент, Колледж БГПУ им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа
Салихова Гульнара Камиловна
научный руководитель, преподаватель, Колледж БГПУ им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

1. Мир детей в другом цвете

Мир ребенка – «тайна за семью печатями». Внимательные люди могут время от времени получать доступ туда и наслаждаться детским видением всего, что происходит вокруг, но, к сожалению, доступ к загадочному миру открывается для взрослых редко [4, с.67].

Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других. Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и примеров [6].

Ребёнок исследует весь доступный материал – всё природное и рукотворное, чем он наполнен. Когда нужные ресурсы ребёнка оказываются исчерпанными для этих непростых задач, он объединяется с другими малышами – и осмеливается выйти за границы обыденного мира. Мышление ребенка центрировано, он связывает с собой все события, происходящие вокруг, он пока не может представить, что он всего лишь часть огромного мира, видит себя центром вселенной [5].

Есть парадокс, он заключается в том, что дети стремятся быть взрослыми, хотят обуздать и проникнуться во взрослую атмосферу,  а спустя годы с тоской оглядываются назад с желанием хотя бы на время почувствовать всю прекрасную жизнь детей без ежедневных проблем, которые испытывают взрослые. Причина этому проста – в детстве мы были полны сил и энергии, желания жить, творить, общаться, познавать. Нам был неведом страх. Мы были молоды, жизнь казалась бесконечной. С течением времени, взрослея, приходит желанная свобода,  но и точное представление, что мир не такой радужный, как казался он нам в детстве.

1.1 Богатое воображение – основа страхов

Воображения является неотъемлемой частью внутреннего мира ребёнка, способностью учиться понимать окружающий его мир, придавать ему смысл. [3, c.12].

Воображение способно играть две роли, как негативную, так и позитивную. Оно позволяет способствовать развитию, увидеть всё под другим углом, сыграть роль защиты от внешнего мира. Но так же оно выступает в другой роли. Способность увидеть и навыдумывать, чего нет, позволяет не только грезить и строить воздушные замки и веселиться за счёт этого, но и стать причиной страха, и в определённых случаях может стать серьёзной причиной беспокойства.

Фантазии рождаются из подсознательного обобщения увиденного и услышанного. Если мы добавим ощущения и чувства к воспоминаниям, то получим защитную функцию фантазий, которые приводят к страхам в детстве. Фантазия никогда не бывает полностью независимой от реальности. [3, c. 9].

Воображение ребёнка играет яркими красками, за счёт чего, заставляет поверить, что это вполне реально. Весь страх идёт из головы. Наличие его, говорит о том, что ребёнок борется со сложившимися, в процессе, негативными впечатлениями и пытается одержать над ними вверх, хоть и не всегда осознанно.

Воображение является довольно насмешливой и, в определенных моментах, неконтролируемой «вещью», играя с разумом, делая объекты и окружение не таким, каким оно является на самом деле, добавляя детали и искажая. Воображение ребёнка и то, как он видит всё, является недоступным для понимания обычных взрослых, не понимающих и не пытающихся их понять, хотя сами были когда-то такими. Это и является проблемой.

Мозг ребёнка очень восприимчив, набор разных картинок, звуков могут наложиться друг на друга, и создать совершенно другую правду.

Несостыкующиеся или упущенные факты может восполнить воображение. У них нет границы между реальным и нереальным.

Воображение, зачастую, начинает активную деятельность с наступлением темноты, из-за чего ребёнок начинает видеть больше того, чего нет в обычных вещах, чем при дневном свете, от чего у ребёнка складывается  некая цель – «пережить» ночь.

1.2 Ужас в сердце, страх в глазах

Страх – не вреден сам по себе, он навевает тревожность, панику и т.п. чувства, но в отдельных случаях он может навредить. Страх является естественным процессом у человека, в особенности у ребёнка, это защитный механизм.

Страх может преобразиться в настолько сильно влияющее чувство, что может вызвать ряд расстройств:

-     Физиологические – головокружения, проблемы с сердцем, потеря сознания и др.

-     Эмоциональные – подавленность, панические атаки, бессонница и др.

-     Поведенческие – неконтролируемость, внезапная агрессия, плохие привычки и др. [2, c.57].

К появлению страха относится много различных влияний, к ним же относится и розыгрыши. Казалось бы чего серьёзного? Но это может привести к проблемам для тонкой психики ребёнка, тем самым травмировав.

По мере взросления страхи могут пройти, так как начинается осознание реальности и что вымышленное, не может причинить реального вреда. Но это не обязательно должно значить, что страх уйдёт с возрастом, страх может остаться и на всё протяжение жизни, благодаря ряду причин: в неправильной форме предоставлена информация родителями, смеяться над тем или игнорирование того, что ребёнок пытался донести,  что его беспокоит.

Страхи не смотря не на что, могут иметь и положительные стороны. Боязнь чего-то может предотвратить нежелательные последствия, защитить от кого-то, обезопасить здоровье и саму жизнь. Страхи уравновешивают беспредельное любопытство детей. Значит, если ребёнок не проявляет их, то нужно немного подтолкнуть к этому.

Ребёнку всегда нужна поддержка от близких ему людей, соучастие, что они смогут их всегда понять и защитить от невзгод. Им очень нужно знать, что такой человек найдётся, всегда будет рядом.

Нужно проявлять эмпатию к детям, а лучший способ для взрослого – это вспомнить своё собственное детство. Открыть дверь, которая давно закрыта, за которой его прошедшее детство и его воспоминания. Какие ужасы мучили? Посредством этого можно и понять ребёнка – поставить себя на их место. К сожалению, бывает так, что, повзрослев люди, забывают об этом факте и не стремятся понять чувства и мысли детей.

1.3 Как развиваются и менялись страхи по годам

Психологи утверждают, что большинство страхов у детей, возрастные, то есть с взрослением, они проходят.

В 2 года страхи боли и уколов выдвигаются на первый план, затем следуют страхи одиночества. По сравнению с 1-ым годом уменьшается страх неожиданных звуков. Это указывает на уменьшение, безусловно-рефлекторных, инстинктивно обусловленных страхов, и нарастание страхов, имеющих главным образом условно-рефлекторную природу происхождения.

К 2 – 3 годам существенно увеличиваются страхи перед засыпанием, что связано с более частыми у них кошмарными сновидениями.

Виды страхов у детей 4 - 6 лет:

-     боязнь насекомых и животных

-     боязнь белых халатов

-     страх громких звуков, скандалов

-     боязнь чужих людей

-     состояние беспокойства, вызванное долгим отсутствием матери

-     страх темноты

-     боязнь замкнутого пространства

-     страх наказания.

В 6 - 7 лет у наших взрослеющих малышей появляется страх смерти. Как раз сейчас у них формируется чувство времени и пространства, приходит понимание того, что жизнь не бесконечна, а люди рождаются и умирают. Ребенок остро переживает, что из жизни может уйти и член его семьи

В 7 - 8 лет смягчаются прежние страхи, но появляются новые. Ученик младшего класса начинает бояться неодобрительной реакции со стороны родителей, переживать, что не сможет соответствовать их пожеланиям и ожиданиям. Так и появляются школьные страхи, например, получить плохую оценку или опоздать в школу и «нарваться» на замечание в дневнике. [1, c. 15].

В зависимости от возникновения и характера представляемой угрозы различают три виды страхов:

- экзистенциальный страх. Боязнь человека кроется в его внутренних переживаниях, отражающих мир. В зависимости от того, как он воспринимает реальность, будут формироваться те или иные страхи. К экзистенциальным относят страх смерти, неминуемости времени и другие подобные фобии.

- социальный страх. Он связан с отражением и реакцией общества на самого человека. Если он боится быть непринятым, испортить себе репутацию, значит, он расположен к формированию социального страха    

- биологический страх. Этот вид базируется на боязни физического поражения или угрозы для жизни человека.

В каждом отдельном случае страх рассматривается индивидуально с учетом характерологических особенностей личности, генетических факторов и условий внешней среды.

2. Детская психология – тонкая вещь

2.1 Детская психология как наука

Детская психология – отрасль возрастной психологии, изучающая психологию ребенка, его поведение и закономерности его психического развития [6].

Основной целью изучения является желание понять мотивы поведения детей. Понимание детской мотивации помогает предугадать те или иные поступки малыша и уберечь его от негативных последствий какого-то события. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения. Понимая своего ребенка, можно помочь ему справиться с проблемами в коллективе. Ведь в детских коллективах малыш остается один на один с различными вызовами. Его нужно научить находить решение в сложных конфликтных ситуациях.

К двум самым главным процессам в становлении личности ребенка можно отнести следующие черты психического поведения, это:

-     врожденные (природные);

-     приобретенные (зависят от воспитания и социальной среды).

Приобретенные особенности психического характера начинаются формироваться буквально с момента рождения. Мы знаем, что процесс воспитания ребенка длительный и сложный, поэтому, можно с уверенностью сказать, что развитие ребенка зависит от его родителей, воспитателей и учителей, но также не стоит забывать и про другие факторы влияния – незнакомые люди, различные TV программы, компьютеры и т.п., а также от него самого. Ведь даже при всем, казалось бы, идеальном воспитании и присмотре, всё может обернуться под неожиданным углом.

Немаловажную роль в воспитательном процессе играет внимание, любовь и забота. Все эти способы выражения родительской любви могут здорово повлиять  на поведение и характер, что в последующем сыграет большое значение при формировании в будущем личности и взгляда его на жизнь. А родители раскроют массу секретов, разобравшись в которых, они смогут наладить взаимоотношения с ребенком.

К сожалению, неправильное воспитание может убить в ребенке смелость и интерес к жизни, привить дурные привычки, развить эгоизм и привлечь к воровской деятельности.

2.2 Защита от кошмаров

Советы:

- пусть ваш ребенок смотрит что-нибудь веселое или забавное перед сном;

- приобрести для ребенка игрушки, которые будут для него друзьями и в соответствии с этим защитниками;

- больше думайте о счастливых событиях с вашим ребенком, произошедших в вашей жизни;

- нежелательно ребёнку смотреть страшные фильмы, лучше их уберечь просмотра от таких кинокартин, которые способны оказать влияние на психику ребёнка и его спокойный сон;

-  оберегайте своих детей от печальных событий;

- придумать игры, которые будут способны прогнать страхи ребенка, например, сделать театральное представление, где монстров побеждает сам ребенок или его родители;

- убедитесь, в том, что ребенок комфортно спит. Если в комнате слишком холодно или жарко, то ему будет физически дискомфортно, что приведет к внутреннему дискомфорту, следовательно, к ночным кошмарам;

- желательно пусть слушает хорошую, расслабляющую музыку перед сном. Это поможет освободить его голову от плохих мыслей, что повысит вероятность хороших сновидений;

- объясните ему, что большинство его снов не реальны, и они не могут произойти в настоящей жизни;

- купите ему амулет «ловец снов» или драгоценный камень для защиты, чтобы физиологически помочь ему забыть о плохих мыслях.

3. Сказка как транслятор ценностей личности

С самого раннего возраста родители читают детям сказки, но не все подозревают, что эти рассказы играют огромное влияние на формирование его психики и отношение к окружающему миру.

Важно, чтобы дети с ранних лет усваивали суть нравственных понятий и человеческих ценностей, главным помощником являются сказки, т.к. в них отражаются борьба со злом, реальная жизнь со счастьем и горем, также даётся понятие о жизни общества и природы, о чувствах и взаимоотношениях между людьми.

Каждый шаг героев детских сказок ведёт к финальному успеху, поэтому можно утверждать, что они дают педагогическую направленность: воспитывают; показывают, что в любой трудной ситуации не нужно сдаваться; побуждают к деятельности; учат и предупреждают о последствиях. Они являются устойчивыми формами передачи информации в культуре, могут служить матрицами и источником информации при образовании основных форм поведения и жизненных сценариев [7].

3.1 Влияние выдуманных историй

Выдуманные истории – это фантазия нашего разума. Мы знаем, что в детстве любой любит придумать что-то нереалистичное, уметь летать, стать героем книги, быть бессмертным и всё в этом роде. Такой полёт фантазий, может у ребёнка, выявить способность писать книги.

Всё это, составляет внутренний мир вашего ребенка, в котором он хочет радоваться и мечтать. Когда он делится со своими историями с родителями и видит, что они нам действительно нравятся, ребенок радуется, и наша вера в них придаёт им новые силы.

Порой выдуманные истории ведут к разочарованию. Дети с возрастом поймут, что, все, о чем они мечтали, всего – лишь полёт их фантазий и жизнь, не так проста и прекрасна, как им казалось. Такие беспочвенные грезы и бесплодные мечтания лишь расслабляют энергию человека, делают его пассивным членом общества, уводят в сторону от действительности, некоторым проще забыть и «плыть по течению».

Хоть и не правдоподобные фантазии, движут нами, они заставляют с раннего возраста трудиться и совершенствоваться. Выдуманные истории в будущем становятся двигателем во взрослой жизни.

Вывод

Воображение будет сопровождать человека всегда, до конца жизни, но не всегда будет удаваться побороть, то, что когда-то произвело сильное впечатление, пугало, врезавшись в память и по нынешний день, может являться в кошмарах.

Дети не скрывают своих эмоций, они не лицемерят, дружат не из-за выгоды, а с кем им по-настоящему хорошо, они искренне проявляют интерес к миру. Они не боятся быть самим собой, не боятся быть забавными и трогательными. И не перестают верить в чудеса. «Глаза ребенка» – это особое видение мира, они интересуются и удивляются вещам, которые мы, взрослые, совсем не замечаем. У них другие масштабы, другие ценности, другое понимание того, что важно и неважно.

 

Список литературы:
1. Готтман Джон, Деклер Джоан. Эмоциональный интеллект ребенка / Джон Г, Джоан Д, – М.: Манн, Иванов и Фербер, – 2015. – 48 с.
2. Доменек Монсе. Монстры под кроватью: Как помочь ребенку победить любые страхи / Монсе Доменек – М.: Альпина Паблишер, 2017.  154 с.
3. Фрейд Зигмунд. Письмо Вильгельму Флиссу / Зигмунд Фрейд. – 1897.
4. Юлия Гиппенрейтер. Общаться с ребенком. Как? / Гиппенрейтер Юлия;  – АСТ, Астрель, Харвест 2014. – 118 с.
5. Плотникова Н. Внутренний мир ребенка. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: http://sonyaclub.ru/vnutrennij-mir-rebenka
6. Основы психологии, общая психология. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://psyznaiyka.net
7. Научная электронная библиотека – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachimost-skazki