Детские страхи, или мир глазами ребенка
Конференция: I Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
I Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Детские страхи, или мир глазами ребенка
1. Мир детей в другом цвете
Мир ребенка – «тайна за семью печатями». Внимательные люди могут время от времени получать доступ туда и наслаждаться детским видением всего, что происходит вокруг, но, к сожалению, доступ к загадочному миру открывается для взрослых редко [4, с.67].
Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других. Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и примеров [6].
Ребёнок исследует весь доступный материал – всё природное и рукотворное, чем он наполнен. Когда нужные ресурсы ребёнка оказываются исчерпанными для этих непростых задач, он объединяется с другими малышами – и осмеливается выйти за границы обыденного мира. Мышление ребенка центрировано, он связывает с собой все события, происходящие вокруг, он пока не может представить, что он всего лишь часть огромного мира, видит себя центром вселенной [5].
Есть парадокс, он заключается в том, что дети стремятся быть взрослыми, хотят обуздать и проникнуться во взрослую атмосферу, а спустя годы с тоской оглядываются назад с желанием хотя бы на время почувствовать всю прекрасную жизнь детей без ежедневных проблем, которые испытывают взрослые. Причина этому проста – в детстве мы были полны сил и энергии, желания жить, творить, общаться, познавать. Нам был неведом страх. Мы были молоды, жизнь казалась бесконечной. С течением времени, взрослея, приходит желанная свобода, но и точное представление, что мир не такой радужный, как казался он нам в детстве.
1.1 Богатое воображение – основа страхов
Воображения является неотъемлемой частью внутреннего мира ребёнка, способностью учиться понимать окружающий его мир, придавать ему смысл. [3, c.12].
Воображение способно играть две роли, как негативную, так и позитивную. Оно позволяет способствовать развитию, увидеть всё под другим углом, сыграть роль защиты от внешнего мира. Но так же оно выступает в другой роли. Способность увидеть и навыдумывать, чего нет, позволяет не только грезить и строить воздушные замки и веселиться за счёт этого, но и стать причиной страха, и в определённых случаях может стать серьёзной причиной беспокойства.
Фантазии рождаются из подсознательного обобщения увиденного и услышанного. Если мы добавим ощущения и чувства к воспоминаниям, то получим защитную функцию фантазий, которые приводят к страхам в детстве. Фантазия никогда не бывает полностью независимой от реальности. [3, c. 9].
Воображение ребёнка играет яркими красками, за счёт чего, заставляет поверить, что это вполне реально. Весь страх идёт из головы. Наличие его, говорит о том, что ребёнок борется со сложившимися, в процессе, негативными впечатлениями и пытается одержать над ними вверх, хоть и не всегда осознанно.
Воображение является довольно насмешливой и, в определенных моментах, неконтролируемой «вещью», играя с разумом, делая объекты и окружение не таким, каким оно является на самом деле, добавляя детали и искажая. Воображение ребёнка и то, как он видит всё, является недоступным для понимания обычных взрослых, не понимающих и не пытающихся их понять, хотя сами были когда-то такими. Это и является проблемой.
Мозг ребёнка очень восприимчив, набор разных картинок, звуков могут наложиться друг на друга, и создать совершенно другую правду.
Несостыкующиеся или упущенные факты может восполнить воображение. У них нет границы между реальным и нереальным.
Воображение, зачастую, начинает активную деятельность с наступлением темноты, из-за чего ребёнок начинает видеть больше того, чего нет в обычных вещах, чем при дневном свете, от чего у ребёнка складывается некая цель – «пережить» ночь.
1.2 Ужас в сердце, страх в глазах
Страх – не вреден сам по себе, он навевает тревожность, панику и т.п. чувства, но в отдельных случаях он может навредить. Страх является естественным процессом у человека, в особенности у ребёнка, это защитный механизм.
Страх может преобразиться в настолько сильно влияющее чувство, что может вызвать ряд расстройств:
- Физиологические – головокружения, проблемы с сердцем, потеря сознания и др.
- Эмоциональные – подавленность, панические атаки, бессонница и др.
- Поведенческие – неконтролируемость, внезапная агрессия, плохие привычки и др. [2, c.57].
К появлению страха относится много различных влияний, к ним же относится и розыгрыши. Казалось бы чего серьёзного? Но это может привести к проблемам для тонкой психики ребёнка, тем самым травмировав.
По мере взросления страхи могут пройти, так как начинается осознание реальности и что вымышленное, не может причинить реального вреда. Но это не обязательно должно значить, что страх уйдёт с возрастом, страх может остаться и на всё протяжение жизни, благодаря ряду причин: в неправильной форме предоставлена информация родителями, смеяться над тем или игнорирование того, что ребёнок пытался донести, что его беспокоит.
Страхи не смотря не на что, могут иметь и положительные стороны. Боязнь чего-то может предотвратить нежелательные последствия, защитить от кого-то, обезопасить здоровье и саму жизнь. Страхи уравновешивают беспредельное любопытство детей. Значит, если ребёнок не проявляет их, то нужно немного подтолкнуть к этому.
Ребёнку всегда нужна поддержка от близких ему людей, соучастие, что они смогут их всегда понять и защитить от невзгод. Им очень нужно знать, что такой человек найдётся, всегда будет рядом.
Нужно проявлять эмпатию к детям, а лучший способ для взрослого – это вспомнить своё собственное детство. Открыть дверь, которая давно закрыта, за которой его прошедшее детство и его воспоминания. Какие ужасы мучили? Посредством этого можно и понять ребёнка – поставить себя на их место. К сожалению, бывает так, что, повзрослев люди, забывают об этом факте и не стремятся понять чувства и мысли детей.
1.3 Как развиваются и менялись страхи по годам
Психологи утверждают, что большинство страхов у детей, возрастные, то есть с взрослением, они проходят.
В 2 года страхи боли и уколов выдвигаются на первый план, затем следуют страхи одиночества. По сравнению с 1-ым годом уменьшается страх неожиданных звуков. Это указывает на уменьшение, безусловно-рефлекторных, инстинктивно обусловленных страхов, и нарастание страхов, имеющих главным образом условно-рефлекторную природу происхождения.
К 2 – 3 годам существенно увеличиваются страхи перед засыпанием, что связано с более частыми у них кошмарными сновидениями.
Виды страхов у детей 4 - 6 лет:
- боязнь насекомых и животных
- боязнь белых халатов
- страх громких звуков, скандалов
- боязнь чужих людей
- состояние беспокойства, вызванное долгим отсутствием матери
- страх темноты
- боязнь замкнутого пространства
- страх наказания.
В 6 - 7 лет у наших взрослеющих малышей появляется страх смерти. Как раз сейчас у них формируется чувство времени и пространства, приходит понимание того, что жизнь не бесконечна, а люди рождаются и умирают. Ребенок остро переживает, что из жизни может уйти и член его семьи
В 7 - 8 лет смягчаются прежние страхи, но появляются новые. Ученик младшего класса начинает бояться неодобрительной реакции со стороны родителей, переживать, что не сможет соответствовать их пожеланиям и ожиданиям. Так и появляются школьные страхи, например, получить плохую оценку или опоздать в школу и «нарваться» на замечание в дневнике. [1, c. 15].
В зависимости от возникновения и характера представляемой угрозы различают три виды страхов:
- экзистенциальный страх. Боязнь человека кроется в его внутренних переживаниях, отражающих мир. В зависимости от того, как он воспринимает реальность, будут формироваться те или иные страхи. К экзистенциальным относят страх смерти, неминуемости времени и другие подобные фобии.
- социальный страх. Он связан с отражением и реакцией общества на самого человека. Если он боится быть непринятым, испортить себе репутацию, значит, он расположен к формированию социального страха
- биологический страх. Этот вид базируется на боязни физического поражения или угрозы для жизни человека.
В каждом отдельном случае страх рассматривается индивидуально с учетом характерологических особенностей личности, генетических факторов и условий внешней среды.
2. Детская психология – тонкая вещь
2.1 Детская психология как наука
Детская психология – отрасль возрастной психологии, изучающая психологию ребенка, его поведение и закономерности его психического развития [6].
Основной целью изучения является желание понять мотивы поведения детей. Понимание детской мотивации помогает предугадать те или иные поступки малыша и уберечь его от негативных последствий какого-то события. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения. Понимая своего ребенка, можно помочь ему справиться с проблемами в коллективе. Ведь в детских коллективах малыш остается один на один с различными вызовами. Его нужно научить находить решение в сложных конфликтных ситуациях.
К двум самым главным процессам в становлении личности ребенка можно отнести следующие черты психического поведения, это:
- врожденные (природные);
- приобретенные (зависят от воспитания и социальной среды).
Приобретенные особенности психического характера начинаются формироваться буквально с момента рождения. Мы знаем, что процесс воспитания ребенка длительный и сложный, поэтому, можно с уверенностью сказать, что развитие ребенка зависит от его родителей, воспитателей и учителей, но также не стоит забывать и про другие факторы влияния – незнакомые люди, различные TV программы, компьютеры и т.п., а также от него самого. Ведь даже при всем, казалось бы, идеальном воспитании и присмотре, всё может обернуться под неожиданным углом.
Немаловажную роль в воспитательном процессе играет внимание, любовь и забота. Все эти способы выражения родительской любви могут здорово повлиять на поведение и характер, что в последующем сыграет большое значение при формировании в будущем личности и взгляда его на жизнь. А родители раскроют массу секретов, разобравшись в которых, они смогут наладить взаимоотношения с ребенком.
К сожалению, неправильное воспитание может убить в ребенке смелость и интерес к жизни, привить дурные привычки, развить эгоизм и привлечь к воровской деятельности.
2.2 Защита от кошмаров
Советы:
- пусть ваш ребенок смотрит что-нибудь веселое или забавное перед сном;
- приобрести для ребенка игрушки, которые будут для него друзьями и в соответствии с этим защитниками;
- больше думайте о счастливых событиях с вашим ребенком, произошедших в вашей жизни;
- нежелательно ребёнку смотреть страшные фильмы, лучше их уберечь просмотра от таких кинокартин, которые способны оказать влияние на психику ребёнка и его спокойный сон;
- оберегайте своих детей от печальных событий;
- придумать игры, которые будут способны прогнать страхи ребенка, например, сделать театральное представление, где монстров побеждает сам ребенок или его родители;
- убедитесь, в том, что ребенок комфортно спит. Если в комнате слишком холодно или жарко, то ему будет физически дискомфортно, что приведет к внутреннему дискомфорту, следовательно, к ночным кошмарам;
- желательно пусть слушает хорошую, расслабляющую музыку перед сном. Это поможет освободить его голову от плохих мыслей, что повысит вероятность хороших сновидений;
- объясните ему, что большинство его снов не реальны, и они не могут произойти в настоящей жизни;
- купите ему амулет «ловец снов» или драгоценный камень для защиты, чтобы физиологически помочь ему забыть о плохих мыслях.
3. Сказка как транслятор ценностей личности
С самого раннего возраста родители читают детям сказки, но не все подозревают, что эти рассказы играют огромное влияние на формирование его психики и отношение к окружающему миру.
Важно, чтобы дети с ранних лет усваивали суть нравственных понятий и человеческих ценностей, главным помощником являются сказки, т.к. в них отражаются борьба со злом, реальная жизнь со счастьем и горем, также даётся понятие о жизни общества и природы, о чувствах и взаимоотношениях между людьми.
Каждый шаг героев детских сказок ведёт к финальному успеху, поэтому можно утверждать, что они дают педагогическую направленность: воспитывают; показывают, что в любой трудной ситуации не нужно сдаваться; побуждают к деятельности; учат и предупреждают о последствиях. Они являются устойчивыми формами передачи информации в культуре, могут служить матрицами и источником информации при образовании основных форм поведения и жизненных сценариев [7].
3.1 Влияние выдуманных историй
Выдуманные истории – это фантазия нашего разума. Мы знаем, что в детстве любой любит придумать что-то нереалистичное, уметь летать, стать героем книги, быть бессмертным и всё в этом роде. Такой полёт фантазий, может у ребёнка, выявить способность писать книги.
Всё это, составляет внутренний мир вашего ребенка, в котором он хочет радоваться и мечтать. Когда он делится со своими историями с родителями и видит, что они нам действительно нравятся, ребенок радуется, и наша вера в них придаёт им новые силы.
Порой выдуманные истории ведут к разочарованию. Дети с возрастом поймут, что, все, о чем они мечтали, всего – лишь полёт их фантазий и жизнь, не так проста и прекрасна, как им казалось. Такие беспочвенные грезы и бесплодные мечтания лишь расслабляют энергию человека, делают его пассивным членом общества, уводят в сторону от действительности, некоторым проще забыть и «плыть по течению».
Хоть и не правдоподобные фантазии, движут нами, они заставляют с раннего возраста трудиться и совершенствоваться. Выдуманные истории в будущем становятся двигателем во взрослой жизни.
Вывод
Воображение будет сопровождать человека всегда, до конца жизни, но не всегда будет удаваться побороть, то, что когда-то произвело сильное впечатление, пугало, врезавшись в память и по нынешний день, может являться в кошмарах.
Дети не скрывают своих эмоций, они не лицемерят, дружат не из-за выгоды, а с кем им по-настоящему хорошо, они искренне проявляют интерес к миру. Они не боятся быть самим собой, не боятся быть забавными и трогательными. И не перестают верить в чудеса. «Глаза ребенка» – это особое видение мира, они интересуются и удивляются вещам, которые мы, взрослые, совсем не замечаем. У них другие масштабы, другие ценности, другое понимание того, что важно и неважно.