ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСТВА
Конференция: CCCIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
лауреатов
участников
лауреатов


участников



CCCIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСТВА
Студенчество — это важнейший этап формирования личной и профессиональной идентичности в жизни человека. Часто данный этап находится на стыке юношества и молодости – именно этим и обуславливается сложность и неоднозначность психологии студентов. В научных трудах уделяется большое внимание исследованию возрастных психологических особенностей периода от 18 до 23 лет, в данном пункте я предлагаю остановиться на специфике психики юношей и молодых людей, получающих высшее образование.
Ананьев Б. Г. в своих работах говорит о том, что в студенческом возрасте физическое и психологическое развитие индивида находится на его пике – его исследования показали, что все высшие психические функции достигают максимального развития в период 18-22 лет [1]. Данные исследования позволили ему сделать вывод о том, что именно этот период является наиболее благоприятным для получения высшего образования.
Леонтьев А. Н. говорит о студенчестве, как о периоде глубокой перестройки личности – в первую очередь, активно развивается мотивационная сфера студента – она усложняется, расширяется, формируется структура соподчинения мотивов, выделяются ведущие мотивы деятельности (в первую очередь, учебной), которые главным образом развивают личность студента. Таким образом, если во время обучения в ВУЗе, мотивы студента меняются в сторону содержания познаваемых наук, то не только сам процесс познания, но и его предмет становится смыслом деятельности студента – что впоследствии меняет его личность, закладывает в нее новые, взрослые, черты. Если же предметы осваиваемых наук не отвечают системе мотивов студента – его цели значительно сужаются и фиксируются на получении диплома, а значит, такое образование не несет в себе качественного развития личности [2].
Шнейдер Л. Б. говорит о студенчестве в рамках периодизации становления профессиональной идентичности. Студенчество – это третий, «осведомительный» этап формирования идентичности, в рамках которого юноша активно включается в профессиональное сообщество, обстоятельно дифференцирует его на группы, при этом, идентифицируясь с одной из них. К концу студенчества, как наиболее благоприятный исход – возможно полное формирование профессиональной идентичности у молодого человека [4].
Помимо этого, Лидия Бернгардовна рассматривала студенчество, как особую социальную группу, цель которой – подготовка к выполнению сложных общественно важных профессиональных и социальных ролей в материальной и духовной плоскостях производства. При этом, профессиональную подготовку она определяет, как «совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять работу в определенной области профессионального образования, и это является одной из задач профессионального развития человека» [3, с 215].
Также в своей работе, Шнейдер Л. Б. активно иллюстрирует исследования М. Ю. Ронгинского. Он выделил следующие характеристики студенчества, как социальной группы: 1) обучение и познание, как общий вид труда и деятельности; 2) получение высшего образования, как общая цель группы; 3) возрастная и психологическая однородность; 4) неформальность взаимоотношений, как норма взаимодействия студентов друг с другом; 5) относительно свободная структура времени. Также, по итогам исследования, он резюмировал о том, что у студентов первого курса профессиональное самоопределение развито на начальном уровне, в процессе студенчества оно проходит ряд преобразований, по итогам которых некоторый процент студентов формирует негативную оценку выбранной профессии, но, при этом, часть из них, продолжает обучение в ВУЗе, побуждаемая субъективными мотивами, не попадающими под категорию вопросов профессионального самоопределения [3].
Козловская С. Н. рассматривает студенчество, как продолжение сенситивного периода профессионального самоопределения. Юноша, начиная свой путь в профессиональном образовании, получает новую роль – студент. С этой позиции, ему предстоит быстро адаптироваться к новой социокультурной среде: понять и принять систему норм и правил, которые предъявляют ему ВУЗ, факультет и учебная группа; освоить новые способы учебной деятельности; выработать свою систему ценностей, относящеюся к учебе и профессии, одногруппникам и преподавателям. В связи с этим, у студентов часто возрастает интеллектуальное и эмоциональное напряжение.
Таким образом, стоит отметить, что важными аспектами обучения в ВУЗе является не только максимальное развитие высших психологических функций и физического потенциала, но и периода личностной трансформации. Успешное прохождение данного этапа определяет дальнейший профессиональный и личностный рост студента, который зависит от мотивационных установок студента в процессе обучения.