Статья:

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРИЗИСА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Конференция: CLXXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Тартояков Р.А. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРИЗИСА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 32(183). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/32(183).pdf (дата обращения: 24.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРИЗИСА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Тартояков Руслан Александрович
магистрант Новосибирского Государственного Университета Экономики и Управления «НГУЭУ», РФ, г. Новосибирск
Юдина Светлана Дмитриевна
научный руководитель,

 

Выражение «кризис среднего возраста», в наше время, на слуху у всех и часто употребляется. Многие пытаются им оправдать свою лень, апатию, не успешность, всяческие депрессии. Учёные полностью не изучили этот жизненный феномен. Всегда было принято считать, что он наступает после 30-ти лет, когда происходит переоценка жизненного опыта и своих знаний. Основой в этой области стали научные исследования К. Юнга [4]. Он дал классификацию этому состоянию, на которой и основываются прочие исследования.

Кризисом среднего возраста, называется психоэмоциональное состояние, схожее с депрессией. Точного возрастного критерия нет у этого состояния, но Юнг разделял показатели на два критерия:

  1. Сложность переориентации личности с эстравертированных задач на интровертированные. Это объясняется тем, что в первой половине жизни, человек хочет занять своё место в социуме, быть полезным, получить достижения. Во второй половине – начинается познание себя методом задавания вопросов «почему у меня не получилось?» «где я допустил ошибку?» Начинают всё чаще посещать мысли о старости и сожалении прожитых лет. Такое очень часто проявляется у людей, которые рано повзрослели, были лишены детства.
  2. Переключение с гендерноспецифицеских возможностей на психофизиологические. В молодости хватает здоровья и амбиций, чтобы выполнять работу, которая может быть несвойственна одному из полов, переутомлять организм с минимальным уходом за ним. В середине жизни уже делается акцент на самочувствие, организм утратил былую продуктивность, и многие действия становятся недопустимыми. Такие, как активный спорт, реализация карьерных желаний, очень часто страдает репродуктивная функция. Так же происходят и физиологические изменения. У мужчин появляется живот, удлиняются уши, появляется лысина. У представительниц женского пола появляются волосы на лице, седеют волосы, из-за прекращения выработки эстрогена, кожа теряет свою эластичность и обвисает.

Тем самым, из-за разного рода трансформаций и внешних, и внутренних, происходит психологический сбой. Человек впадает в маниакальную депрессию. Ему хочется изменить свою жизнь, он недоволен тем, что имеет. При этом не знает, что и как делать. Внутренние терзания часто приводят и к суицидальным мыслям. В такие моменты очень важна не только поддержка кризисного индивида  но и показать пути роста.

Признано считать, что кризис среднего возраста встречается только у мужчин. Они более склонны к депрессиям, самобичеванию из-за слабой психики. Мужчины, в возрасте 40 лет, впадают в детство, покупая различные игрушки, пуская много время на развлечения. Это происходит из-за слабой нервной системы. Им становится просто необходимо интерпретировать свои желания в реальную жизнь. В прежние времена, ученые считали такое поведение свойственной чертой мужской половины. Женщины так же сталкиваются с кризисом среднего возраста. Но проживают иначе его за счёт крайне сильной психологической жизнеуправляющей установкой. Женщина в первую очередь думает о проблемах и заботах семьи и своего дома, а только потом о развлечениях.

П. Перун и Д. Биелби [2] рассмотрели и доказали другую концепцию, на которой сейчас и основываются дальнейшие учения. За основу взято учение Юнга, только из него убрали возрастные ограничения. Авторы новой концепции объясняют, как некое количество временных отрезков пережитого опыта и внутренних изменений влияют на психологический фон человека. Таких аспектов было выделено несколько: физические изменения, семейный цикл, развитие личности, профессиональные изменения, сдвиги в гендерной роли. При этом каждое из этих направлений имеет свое «расписание» и скорость развития. Они неотъемлемо связаны друг с другом, образуя целую картину. Связи могут быть как синхронны (когда всё в порядке), так и асинхронны (когда что-то выпадает из «расписания»). Во втором случае и получается внутренний стресс или кризис среднего возраста. Таким образом, личная картина кризиса может быть разнообразной. Достаточно нередко, она сопровождается буйством позитивных эмоций. Возможно и острое состояние, когда изменения переносятся болезненно и угнетённо. Если же, аспекты не наступают, а прочие следуют «расписанию», процесс прохождения кризиса среднего возраста проходит «смазано».

Психологи диагностируют кризис среднего возраста схожими симптомами с депрессией, описывая таким образом:

  • индивид начинает отказываться от своих жизненных достижений, не смотря на суждения его окружения;
  • чувствуется опустошённость, появляется чувство загнанности в угол, проявляется жалость к себе;
  • приходят мысли о несправедливости жизни, что индивид попал в ловушку карьеры или отношений;
  • проявление безразличия к ранее важным и интересующим сторонам жизни, депрессивное состояние;
  • изменение лиц близкого круга;
  • смена ценностей и жизненных приоритетов;
  • проявляется эксцентричность;
  • появляется бессмысленность бытия.

При анамнезе достаточно нескольких пунктов для подтверждения наличия сложностей с возрастным экватором.

 

Список литературы:
1. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. – 1998. Т.1. Вып.2.
2. Перун П.Дж., и Билби Д.Д. Структура и динамика индивидуального жизненного пути / ред. К.У. Бэк // Жизненный путь: интегративные теории и образцовые популяции. Выбранный AAAS Симпозиум 41. - Боулдер, Колорадо: Вествью Пресс, 1980.
3. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: 1996. 
4. Юнг К. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1994.