ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА КУРСАНТОВ И СПОСОБЫ ИХ РЕГУЛЯЦИИ
Конференция: CXLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
CXLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА КУРСАНТОВ И СПОСОБЫ ИХ РЕГУЛЯЦИИ
Аннотация. Социальные, политические и культурно-исторические изменения, наблюдаемые на протяжении последнего времени, обусловливают повышение значимости для российского государства служащих, непосредственно связанных с ее безопасностью (военная служба, правоохранительные органы и другие силовые структуры), что побуждает социальных психологов к изучению готовности военнослужащих к профессиональной деятельности в условиях резко меняющейся обстановки.
Ключевые слова: Волевая регуляция, воля, волевые качества, внешние и внутренние трудности, самоприказание, самоубеждение.
Человек рождается с сильной и слабой волей. Она формируется и развивается в процессе труда. Даже простая трудовая деятельность требует наличие трудовых качеств и их целенаправленного формирования. Следовательно, специфика волевого психологического процесса состоит в сознательном усилии, неправленом на активизацию всех сил и возможностей данной личности для достижения цели. В этих действиях личности различают простые и сложные волевые акты:
- Простой волевой акт имеет две стадии: побуждение к действию и само действие.
- Сложный волевой акт имеет несколько этапов:
а) подготовительный – на котором происходят возникновения побуждения и постановка цели; сознание ряда возможностей достичь цели; появление мотивов и борьбы их; окончательный выбор мотива действия и определение путей достижения целей.
б) этап практического действия – исполнение принятого решения.
в) заключительный этап – характеризуется подведением итогов сделанного, анализом положительных и отрицательных мотивов в работе, накоплением опыта.
Особо сложный волевой акт совершается в предельно сжатые сроки при мобилизации всех сил личности. Стадии волевого акта стираются, и он становится единым, мгновенным.
Говоря о воле, можно выделить условия ее развития – необходимость все время что-то преодолевать, бороться с какими-то трудностями. В их преодолении формируются те качества, которые характеризуют волю. Таких волевых качеств много, но особое значение в воинской деятельности преобладают такие волевые качества как:
- Целеустремленность;
- Решительность;
- Дисциплинированность;
- Самообладание;
- Самообладание;
- Инициативность;
- Смелость;
- Храбрость;
- Мужество;
- Стойкость;
- Энергичность и настойчивость ;
- Исполнительность;
- Самостоятельность;
Эти и другие качества выступают во взаимной связи, дополнения и усилия друг друга. В совокупности эти качества характеризуют сильною волю человека. Волевые свойства личности формируются в процессе жизнедеятельности. Следовательно, если жизнь и деятельность не требуют преодоления трудностей для достижения желаемого, то вряд ли будет сформирована воля.
В процессе воспитания курсантов формирование волевых качеств происходит комплексно, в составе «группы качеств». Сильная воля нужна воину для успешного решения прежде всего боевых задач. Дело в том, что именно боевые усилия содержат в себе различные факторы, отрицательного влияния на волевую регуляцию поведения человека. Опасность может вызвать испуг, растерянность, о чем ранее говорилось. Чтобы успешно выполнить боевую задачу, наиболее эффективно эксплуатировать технику и боевое оружие, управлять своим поведением, воин должен подавить в себе отрицательные чувства.
Большое значение в деятельности каждого военнослужащего имеет воля и обладание волевыми качествами. Без них выполнение учебных и боевых задач было бы проблематичен. Важнейшим признаком волевых действий является преодоление трудностей. Существует несколько общих типов трудностей и препятствий, с которыми курсант встречается, в преодолении этих трудностей и препятствий проявляется и развивается его воля. Трудности могут быть внешние (физические и социальные) и внутренние (нравственные, психологические и т. п.).
К внешним относятся трудности, связанные, к примеру, с особенностями боевого поста, с особенностями бытовой среды, климатическими условиями, условиями местности и т. п. Это трудности физические. Внешние трудности могут быть связаны с ответственностью службы, ее объемом, темпом, сложностью и т. д. Сюда же входят трудности, которые связаны с общением, взаимоотношениями, социальным окружением.
Внутренние трудности индивидуального порядка, например, неуверенность в себе, — это то, с чем приходится офицеру встречаться, работая с молодыми курсантами. Многие трудности при овладении знаниями, умениями возникают из-за неуверенности в себе. То же самое следует сказать о сомнениях военнослужащих в своих деловых, служебных или социальных качествах, сомнениях в правильности выбора профессии и т. п. Внутренние трудности индивидуального порядка могут возникать и вследствие некоторых физических особенностей, на которых человек навязчиво фиксирует свое внимание. Воля курсанта проявляется и развивается в процессе преодоления всех этих трудностей. Процесс выполнения той или иной задачи, достижения цели также характеризует волю. При выполнении действий проявляется мастерство, совершенствуются навыки курсанта. Существует зависимость между волевыми качествами и мастерством, хотя эта зависимость не носит обязательного характера.
Воля каждого человека характеризуется теми целями, которые он ставит перед собой. Тот внутренний стержень, вокруг которого эти цели группируются, составляет направленность воли. Это самый важный показатель в характеристике воли и волевых качеств конкретного человека. Для военной службы нужен человек не просто с сильной волей, а прежде всего с волей, определенным образом направленной и потому сильной. Встречаются люди с очень сильной волей, слабой волей и безвольные. В то же время бывает такое проявление воли, как самоприказ и самоубеждения и негативизм. Систематическое проявление самоприказания и самоубеждения перерастает в общее волевое качество личности.
Другое отрицательное явление в волевой сфере — негативизм. Негативист на всякое позитивное воздействие отвечает обратной реакцией. Человек сам понимает нецелесообразность, неэтичность подобного реагирования, но не в силах от него отказаться.
При достаточном самоконтроле людям, как правило, удается избегать подобных реакций. Однако если позволять себе подобные реакции, не сдерживать их, то на фоне общего утомления, высокого перенапряжения негативизм может закрепиться как черта личности. Каждый курсант должен не только хорошо понимать свои задачи, ориентироваться в обстановке, но и правильно действовать. Любая деятельность предполагает развитую волевую регуляцию поведения, высокие волевые качества, которые формируются в процессе воспитания и обучения. Эти качества являются составной частью морально-психологического облика курсанта.
Каждый офицер призван решать воспитательные задачи по формированию волевых качеств у курсантов в процессе организации их службы, учебной и профессиональной подготовки. Офицер в повседневном общении с курсантами своими замечаниями, советами также осуществляет воспитательное влияние на них. Каждый волевой поступок, каждое волевое действие развиваются строго закономерно во времени, тоесть имеется поэтапная последовательность развития волевого поступка, независимо от его характера. Офицеру для осуществления воспитания воли у подчиненных, для использования всех воспитательных возможностей необходимо знать поэтапное развитие волевого акта.
Офицер призван воспитывать подчиненных так, чтобы у них всегда преобладали положительные общественно значимые мотивы. Важную роль играет выработка у курсантов отношения к приказу командира, начальника как основному, главному мотиву, который должен снимать всякую борьбу мотивов.
Помогать увидеть цель, указывать подчиненным цель в службе, в работе, в учебе — это значит побуждать их к волевым действиям, и учить ставить перед собой актуальные цели, задачи — это значит развивать волю.
Следующий этап — выработка плана действий. В любом волевом поступке есть планирование действий для достижения цели. Офицер в интересах воспитания воли у подчиненных должен побуждать их тщательно продумывать, планировать содержание и последовательность действий для достижения поставленных целей.
Этап — принятие решения. Это очень сложный этап волевого действия. Не каждый человек, после того как он продумал цель, спланировал действия, приступает к его выполнению. Отдельные люди испытывают трудности: принятый план кажется им неверным, нереальным, они откладывают его выполнение. Для повышения эффективности управления волевым поведением следует помогать подчиненным, принимать решения, помогать действовать, не допуская сомнений и колебаний.
Достижение намеченной цели и преодоление препятствий на пути к ней составляют завершающий этап волевого акта. Где нет достижения цели — там нет и волевого акта. Но для успешных действий нужно мастерство.
Завершающий этап — анализ выполненного действия. Чтобы человек ни делал, он бывает, доволен или недоволен выполненной работой. Это и есть анализ действия, но в его простейшей форме. Правильные самооценки развивают личность.
Воспитание воли происходит на основе формирования направленности личности, системы высоких мотивов у курсантов. Решающее значение при этом имеет формирование мировоззрения, глубоких нравственных убеждений.
Воспитание и закалка воли опираются на развитие у подчиненных мышления, а также таких качеств, как находчивость, сообразительность, умение оценивать обстановку и правильно принимать решения, использовать для достижения поставленной задачи создавшиеся условия и все необходимые средства. На каждом занятии преподаватель, офицер имеет возможность при творческом отношении к делу воспитывать у подчиненных эти качества.
Неограниченными возможностями волевого развития обладают все виды профессиональной подготовки курсантов, особенно комплексные, тактические занятия, учения. При этом офицеры должны добиваться максимального приближения боевой учебы к условиям современной войны. Нужно стремиться, чтобы каждый курсант выполнял свою задачу в полном объеме и своевременно. Закалке воли курсантов способствует практика преодоления препятствий. Поэтому офицер должен позаботиться, чтобы поручаемые курсанту задачи, условия обстановки занятий, учений включая реальные трудности. Следует приучать курсантов тщательно анализировать и оценивать свои действия. Обычно люди склонны анализировать результаты своей деятельности, мысленно прикидывают, что сделано правильно, а что неправильно. Однако при этом люди бывают подчас недостаточно объективными. Приучать курсантов к объективному, самокритичному внутреннему анализу.
Волевая регуляция поведения развивается и путем самовоспитания. Необходимо это разъяснять курсантам и давать соответствующие методические советы. Каждый человек задумывался о себе, своих возможностях, особенностях. Необходимо помогать курсанту, превращать эти размышления в практические действия по развитию воли. Волевое развитие личности предполагает большую и сложную воспитательную работу. Эта работа складывается из конкретной помощи в выработке мотивов, уяснении целей, планирования действий, принятия решений действовать, чтобы преодолеть трудности, и организации деятельности воина, индивидуальной работы офицера и состоит его вклад в развитие воли подчиненного. Никогда в прошлом моральный фактор не играл такой роли в решении задач, стоящих перед войсками, как на нынешнем этапе. Сегодня сила армии, ее высокий моральный и боевой дух зависят от повседневной и систематической работы по укреплению морально-психологического состояния военнослужащих. Учебная и методическая работа в военных вузах направлена на совершенствование и развитие высоких личностных качеств курсантов, в особенности волевых качеств, необходимых будущим высоким военным профессионалам своего дела.
Заключение
Требования, предъявляемые к современным силовым структурам, динамичное развитие Вооруженных сил Российской Федерации, условия современной военной службы, характеризующейся постоянными изменениями окружающей обстановки, актуализируют проблему психологической готовности военнослужащих к изменениям служебной ситуации. Психологическая готовность личности военнослужащего к изменениям служебной ситуации, связанная с готовностью к переменам, толерантностью к неопределенности является одним из наиболее важных и актуальных вопросов на сегодняшний день в волевой регуляции поведения военнослужащего. В научной литературе исследования психологической готовности личности направлены, в основном, на изучение психологической готовности личности к какому-либо действию; психологической готовности личности к какой-либо деятельности; психологической готовности личности к профессиональной деятельности; психологической готовности личности к инновациям.
Понятие психологической готовности военнослужащего к изменениям служебной ситуации недостаточно проработано в психологической науке, хотя имеет принципиальное значение для волевой регуляции деятельности военнослужащих. Обобщение результатов теоретического анализа проблемы психологической готовности личности военнослужащего к изменениям служебной ситуации и проведенное исследование позволили охарактеризовать ее как отношение личности к различным ситуативным изменениям, характеризующееся способностью принять во внимание объективные изменения обстановки и адекватно реагировать на них, опираясь на полученный ранее опыт, совладая при этом со своими личными желаниями и эмоциональными реакциями и являющееся эффектом военно-профессиональной адаптации. Основными психологическими определениями, обусловливающими психологическую готовность военнослужащего к изменениям служебной ситуации, являются ценности, психологические установки и ответственность. Анализ динамики психологической готовности военнослужащих к изменениям служебной ситуации показал, что она характеризуется разнонаправленностью изменений ее компонентов. На различных этапах военно-профессиональной адаптации слабая динамика характерна для компонентов группового уровня (готовность к взаимодействию с новым руководителем, готовность к взаимодействию и совместной работе с другими в новом коллективе). Сильная динамика – для компонентов межличностного и индивидуально-личностного уровней (готовность к несправедливости при достижении личной цели, к взаимодействию с неприятным человеком, к неблагоприятному климату и к ухудшению бытового комфорта). Выявлено, что в процессе военно-профессиональной адаптации происходит изменение значимости ценностей, характеризующих открытость к изменениям и сохранение, то есть консерватизм. Так, стабильную тенденцию к росту имеют ценности «безопасность – общественная», которая выступает эффектом военно-профессиональной социализации военнослужащих и «самостоятельность – поступки». Стабильное снижение значимости в процессе адаптации в военном коллективе имеют ценности, входящие в блок ценностей сохранения: «безопасность – личная», «конформизм – правила» и «конформизм – межличностный». В то же время данные ценности повышают свою значимость для действующих военнослужащих, а соответственно значимость ценностей сохранения для них выше, что, в свою очередь, подтверждает снижение их готовности к изменению служебной ситуации. Разные вариации психологической готовности военнослужащих к изменениям служебной ситуации не только предполагают значимость различных ценностей, но обусловлены противоположными значениями ценностей на разных этапах военной адаптации личности.
Предметом волевой регуляции военнослужащего выступает служебная ситуация и реализации его социальных связей и взаимоотношений, в том числе не имеющих отношения к военной сфере (например, семейной). Стабильно важными ценностями, обусловливающими готовность к изменениям, являются ценности «стимуляция», «конформизм-правила» и «самостоятельность-мысли». Готовность военнослужащего к изменениям характеризуется зрелостью отношения к ним и обусловлена в большей степени ценностями личностного фокуса – открытость к изменениям (самостоятельность и стимуляция) и самоутверждение (достижение, власть), а подрывающие их ценности в основном находятся в области социального фокуса.
Психологическая готовность к изменениям служебной ситуации отрицательно связана с характеристиками личностной готовности к переменам, отражающими склонность личности к преодолению (находчивость, уверенность, толерантность к двусмысленности), положительно связана с характеристиками, отражающими принятие военнослужащими трудностей и неопределенности, и требующими приспособления (адаптация, смелость, предприимчивость). Личностная готовность к переменам, и психологическая готовность военнослужащих к изменениям служебной ситуации обусловлены различнымисоциально-психологическими факторами (ценности, социально-психологические установки, локус контроля).
Наиболее выраженными социально-психологическими установками военнослужащих, определяющими выраженность показателей личностной готовности к переменам, являются ориентации на труд, на свободу (положительно) для показателя «смелость, предприимчивость» и ориентация на альтруизм (отрицательно) для показателя – «толерантность к двусмысленности».