Статья:

Взаимосвязь гендерной идентичности студента и особенностей его механизмов психологической защиты

Конференция: XIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Шматова А.А. Взаимосвязь гендерной идентичности студента и особенностей его механизмов психологической защиты // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(19). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/8(19).pdf (дата обращения: 10.07.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 15 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Взаимосвязь гендерной идентичности студента и особенностей его механизмов психологической защиты

Шматова Алёна Александровна
студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород
Кузнецова Людмила борисовна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

Проблема изучения гендерных особенностей личности является актуальной в современной психологии, её подробное изучение помогает разрешить множество научно-практических задач связанных с социализацией, регуляцией поведения и психологическим здоровьем человека [2, с. 85].

Несмотря на постоянно возрастающий интерес к данной теме и её исследованию, некоторые моменты всё равно остаются в стороне и до сих пор являются недостаточно изученными. Такая ситуация складывается и с проблемой изучения связи гендерной идентичности и механизмов психологических защит, которые, в свою очередь, имеют весомое значение в регуляции психологической адаптации человека.

В изучении психологического пола и его связи с психологической защитой особое значение имеет возрастной аспект. Интересным, на наш взгляд, представляется анализ особенностей гендерных особенностей психологической защиты в студенческом возрасте. Это обусловлено тем, что человек в этом возрасте  уже прошел пятую стадию становления личности, то есть самоопределился и тем самым заявил, что является полноправным участником жизни общества [1, с. 42] [3, с. 116].

Целью проведённого нами эмпирического исследования было выявление взаимосвязи гендерной идентичности и особенностей механизмов психологической защиты в студенческом возрасте.

Для достижения цели и проверки выдвинутой нами гипотезы, мы воспользовались следующими психодиагностическими методиками: «Опросник полоролевой идентичности» Сандры Бем, тест-опросник «Индекс Жизненного Стиля» Келлермана, Плутчика, Конте. Исследование было проведено на базе факультета математики и естественнонаучного образования педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета. В нём приняло участие 20 студентов, обучающихся на специальности «Математика и физика» и «Математика и информатика». В том числе 10 юношей, 10 девушек.

Перейдем к анализу полученных результатов.  В ходе работы все испытуемые были разделены на две группы: девушки и юноши, посредством их половой принадлежности. В первой диаграмме, результаты исследования будут разделяться на две группы, соответствующие полу испытуемых.

Используя результаты анализа данных по методике «Опросник полоролевой идентичности» Сандры Бем, мы разделили испытуемых по их гендерной принадлежности на три группы: маскулинность, фемининность, андрогинность (рис. 1).

 

Рисунок. 1 Распределение студентов по типу гендерной идентичности

 

В данной диаграмме можно наблюдать, что вне зависимости от пола испытуемых наблюдаются различные гендерные варианты гендерной идентичности. Большая часть испытуемых мужского пола (40%) маскулинны, оставшиеся относятся к андрогинному и фемининному типам гендерной идентичности (по три человека). Большинство испытуемых-девушек (50%) фемининны, так же многие девушки оказались маскулинными (40%). Таким образом, и у юношей и у девушек преобладает тип гендерной идентичности соответствующий их половой принадлежности.

В нашей следующей диаграмме (рис. 2) отображена зависимость выбора механизмов психологической защиты юношей от их гендерной принадлежности.

 

Рисунок. 2 Механизмы психологической защиты и типы гендерной идентичности у студентов-юношей

 

Анализируя полученные данные, можно заметить, что у студентов мужского пола высокая маскулинность взаимосвязана с использованием полотипичного защитного механизма рационализации и проекции, наименее интенсивно ими используется регрессия, вытеснение и гиперкомпенсация. А фемининность юношей положительно коррелирует с полонетипичной для них компенсацией и отрицанием, также высока доля использования механизмов проекции и рационализации, самым малоиспользуемым оказался механизм регрессии, к нему близок и механизм вытеснение. Для юношей андрогинного типа наиболее характерными оказались такие психологические реакции, как рационализация, проекция, к часто используемым также можно отнести компенсацию и замещение, примерно в одинаково малой доле использования оказались механизмы вытеснение, отрицание, регрессия и гиперкомпенсация.

Аналогично составлена следующая диаграмма (рис. 3), где отображены данные студентов-девушек, их психологических защитных реакций в зависимости от гендерной принадлежности.

 

Рисунок. 3 Механизмы психологической защиты и типы гендерной идентичности у студентов-девушек

 

Данная диаграмма показывает связь феминниных девушек с полотипичными для них механизмами психологической защиты, такими как компенсация, регрессия, гиперкомпенсация и отрицание, менее выраженными оказались механизмы проекции, рационализации, замещение и, в особенности, вытеснение. Маскулинные девушки чаще используют нетипичный  для данного пола механизм «рационализация», также часто ими применимы такие механизмы психологической защиты, как компенсация, замещение, проекция, реже они используют механизмы регрессии, гиперкомпенсации, отрицания и вытеснения. Андрогинные девушки используют такие механизмами психологической защиты, как: рационализация, компенсация, замещение, проекция; значительно реже – регрессию, отрицание, вытеснение, гиперкомпенсацию.

Таким образом, по результатам проведённого нами экспериментального исследования нами была выявлена взаимосвязь  гендера человека и особенностей используемых им механизмов психологической защиты. Можно сделать вывод, что большинству юношей и девушек присущи типичные для их пола типы гендерной идентичности, и, как следствие, они использую типичные для их пола механизмы психологической защиты. Испытуемые, которым присущ гендер типичный для противоположного пола, чаще используют механизмы психологической защиты, типичные  для противоположного пола. Для фемининного типа гендерной идентичности, как юношей, так и девушек, наиболее характерны такие психологические защитные механизмы, как: компенсация, отрицание, гиперкомпенсация. Представители маскулинного типа гедерной идентичности, в большинстве случаев, используют такие механизмы психологической защиты, как: рационализация, проекция.  Представители андрогинного типа гендерной идентичности используют такие защитные механизмы, как: замещением, рационализацией, компенсацией и проекцией вне зависимости от пола. Таким образом, механизмы психологической защиты в большей мере связаны не с половой принадлежностью, а с типом гендерной идентичности студента.

 

Список литературы:
1. Абдулина, О. А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки / О. А. Абдулина. – М.:  Высшее образование в России, 1993. –с. 257.
2. Воронина, О.А. Основы гендерной теории и методологии / О.А. Воронина // Теория и методология гендерных исследований: курс лекций. –  М.: МЦГИ - МВШСЭН, 2000. –  с. 416.
3. Холл, К.С. Теория личности/ К. С. Холл, Г. Линдсей. - М. 1997. –с. 720.