Статья:

Сравнительный анализ психологических портретов психологически зрелой и психологически незрелой личности

Конференция: II Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Калачикова Е.А. Сравнительный анализ психологических портретов психологически зрелой и психологически незрелой личности // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(2). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/2(2).pdf (дата обращения: 19.09.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Сравнительный анализ психологических портретов психологически зрелой и психологически незрелой личности

Калачикова Елизавета Александровна
студент, Томский государственный университет, РФ, г. Томск
Власова Юлия Андреевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Томский государственный университет, РФ, г. Томск

 

1. Постановка проблемы

В современном мире, обществе, происходят достаточно быстрые, стремительные изменения, которые ставят человека в условия выбора, требуют активных действий с его стороны. Прежде всего это касается построения собственного профессионального пути, личностного развития. Некоторые люди, только получая азы знаний о своей профессии, уже пытаются найти условия их реализации, другие же наоборот находятся в неведении о том, что будет из себя представлять выбранное ими поле деятельности, каким образом будет происходить их дальнейшее развитие. В позитивном варианте, такие люди все же меняют профориентацию и находят себя в чем-то другом, в негативном же у них происходит разочарование в выборе своей профессии и в том числе жизненного пути. Данные обстоятельства ставят вопрос о психологической зрелости или же наоборот незрелости личности.

В данной работе была предпринята попытка составления с помощью нескольких подобранных критериев представления того, как же должна выглядеть психологически зрелая и психологически незрелая личность, и их сравнение.

2. Цели исследования

Под зрелой личностью понимают постоянно развивающуюся личность человека, обладающую такими качествами как: самостоятельность, независимость, толерантность, умение строить зрелые межличностные отношения, ответственность, позитивное отношение к миру, ценность своего собственного «Я». Кроме того, зрелость личности определяется через обретение смысла существования (В.Франкл) [3, с. 43], и максимальную реализацию в социальном взаимодействии (Б.Г. Ананьев) [2, с. 249].

Если говорить о незрелой личности, уместно определить ее как инфантильную. Под инфантильностью принято считать склонность во взрослом возрасте сохранять характер, манеры, поведение, мироощущение, свойственные ребенку. Типичным признаком инфантильности является эмоционально-волевая незрелость, которая прежде всего выражается в легкой внушаемости, несамостоятельности, беспечности, неумении контролировать свое поведение и подчинять его требованиям, а также неспособности контролировать проявления чувств.

Рассматривая представления гуманистических психологов (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт), о том, какие черты должны быть присущи зрелой личности [5, с. 288], можно сделать предположение, что у незрелой, инфантильной личности будут такие характеристики как: зависимость от других людей, отсутствие автономии, искаженное самовосприятие и восприятие окружающего мира, ориентация на прошлое, нежели на будущее, низкий интерес к разнообразным видам деятельности, творчеству.

Цель данной работы – провести сравнительный анализ двух психологических портретов, описывающих психологически зрелую и психологически незрелую личность.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

- выделить критерии сравнения психологически зрелой и психологически незрелой личности;

- использовать методики, связанные с данными критериями для диагностики студентов второго курса психологического факультета на предмет выявления характеристик психологически зрелой и незрелой, инфантильной личности;

- сделать сравнительный анализ психологических портретов психологически зрелой и психологически незрелой личности.

3. Методы исследования

Исходя из наиболее существенных признаков зрелости и незрелости личности, входящих в описание инфантилизма, а также для их сравнения были выделены следующие критерии:

- Эмоционально-волевая сфера;

- Мотивационная сфера;

- Самосознание.

Помимо указанных параметров, нами было решено включить современные представления о том, что должно быть в саморазвивающейся личности, а именно:

- Уровень субъективного контроля;

- Самоорганизация деятельности;

- Толерантность / интолерантность к неопределенности.

Все перечисленные параметры, на наш взгляд, в зависимости от полюса, могут быть признаками личностной зрелости или незрелости.

Для оценки личности по данным критериям, использовались следующие методики: «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова, Е.В. Эйдмана; «Характеристики эмоциональности» Е.П. Ильина; «Самоактуализационный тест», (CAT) Э. Шострома, адаптированный Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозманом, М. В. Загика и М. В. Крозом, 1987; «Методика исследования самоотношения», (МИС) С. Р. Пантилеева, 1989; «Уровень субъективного контроля», (УСК) Дж. Роттера, адаптированный Е. Ф. Бажиным, Е. А. Голынкиной и А. М. Эткиндом, 1984; (ОСД) Н. Фишера и М. Бонда, адаптированный Е.Ю. Мандриковой, 2007; «Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности», (НТН) Т. В. Корниловой, 2009.

4. Результаты исследования

Исследование было проведено в Томском Государственном университете, среди студентов второго курса психологического факультета. Средний возраст на момент исследования составил 19,5±1 год.

По полученным результатам комплекса методик были выделены два обучающихся, один из которых условно был определен как респондент, обладающий характеристиками личностной зрелости – результаты студента по всем выделенным параметрам были достаточно высокими. Вторая обучающаяся была определена как респондентка, обладающая характеристиками незрелой личности, с недостаточно выраженными или очень низкими показателями по основным параметрам, характеризующим зрелую личность. Полученные результаты были оформлены в психологические портреты, где более подробно описываются особенности каждой сферы респондентов.

Результаты сравнительного анализа психологических качеств респондентов приведены в Таблице 1.

Таблица 1.

Сравнительный анализ психологических качеств респондентов

Критерий сравнения

Респондент, обладающий характеристиками зрелой личности

Респондентка, обладающая характеристиками незрелой личности

Эмоционально-волевая сфера

-        свойственен контроль своих эмоций, спокойствие и уверенность в себе, устойчивость намерений

-        свойственна импульсивность и легкость возникновения эмоций, спонтанность

Мотивационная сфера

-        хорошо осознает свои потребности, рефлексирует личностные мотивы и разделяет ценности присущие самоактуализирующейся личности

-        стремится к творчеству

-        выражено стремление к установлению тесных контактов с людьми

-        не в должной степени отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, плохо ощущает и рефлексирует их

-        не ощущает потребность в творческой деятельности

-        не особо стремится устанавливать глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов с людьми

Самосознание

-        очень закрыт, не раскрывает значимую информацию о себе

-        достаточно самоуверен, отчетливо переживает собственное «Я»

-        испытывает самоуважение и знает, что вызывает уважение у других

-        открыта людям

-        ее «Я» подвластно внешним обстоятельствам

-        самокритична, считает, что люди ценят ее только за некоторые качества

Уровень субъективного контроля

-        обладает высоким уровнем самоконтроля, большинство событий, успехов и неудач оценивает исключительно как результат собственных действий

-        низкий уровень самоконтроля – она считает, что большинство событий являются результатом случая или действия других людей

Самоорганизация деятельности

-        в планировании деятельности гибок, и отчетливо осознает свои цели, стремится к ним

-        ценит свое время

-        бывает сложно прикладывать волевые усилия для доведения начатого дела до его логического завершения

-        склонна отвлекаться на посторонние дела

Толерантность/интолерантность к неопределенности

-        неопределенность его не пугает, но любит, когда присутствует ясность и упорядоченность

-        в ситуациях неопределенности появляется высокая тревожность

 

5. Выводы

Сравнивая полученные в ходе сравнительного анализа психологических портретов результаты, определяющие психологическую зрелость и незрелость личности, с определениями и представлениями психологов о данных феноменах, мы находим много общего. Так как мы провели связь зрелости с построением профессионального пути, можно сделать предположение, что у респондента присутствует определенность и он нацелен на дальнейшую профессиональную и личностную реализацию, а в отношении респондентки нельзя с должной уверенностью сказать об этом. Однако, следует заметить, что в ходе исследования были получены портреты женского и мужского пола и в какой-то степени некоторые выявленные особенности могут быть нормой и не указывать на проявление зрелости или незрелости.

6. Заключение

Таким образом, сравнительный анализ показал пригодность данных методик, для составления представления о том, какие критерии могут характеризовать психологическую зрелость и незрелость личности. В будущем планируется расширить, как и перечень критериев, по которым можно будет судить о зрелости или же незрелости личности, так и количество методик и собственно саму выборку.

 

Список литературы:
1. Абдрахимова Р.Г. Психическая инфантильность подросткового возраста в контексте современных тенденций / Р.Г. Абдрахимова // Научные исследования и разработки молодых учёных. 2014. № 2. С. 76–79.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.
3. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. –  М.: Прогресс, 1990. –  366с.
4. Холл К.С. Теории личности / К.С. Холл, Л. Гарднер. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2008. – 672 с.
5. Хьелл Л.А. Теории личности / Л.А. Хьелл, Д.Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 2006. – 607 с.