ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ И ХАРАКТЕРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ПЕРВОКУРСНИКОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ЮРИДИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЙ ЧОУ ПО «КЕМЕРОВСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Конференция: CCCIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология

CCCIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ И ХАРАКТЕРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ПЕРВОКУРСНИКОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ЮРИДИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЙ ЧОУ ПО «КЕМЕРОВСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Аннотация. Статья посвящена изучению взаимосвязи уровня агрессивности и характера межличностных отношений у первокурсников экономического и юридического отделений частного образовательного учреждения профессионального образования «Кемеровский кооперативный техникум». Гипотеза исследования заключается в том, что чем выше уровень агрессивности студента, тем ниже его социометрический статус в группе сверстников. В исследовании приняли участие две группы студентов по 25 человек каждая. Для измерения уровня агрессивности использовался опросник склонности к агрессии Басса-Перри BPAQ-24, а для оценки межличностных отношений — социометрия Дж. Морено. Полученные результаты подтвердили гипотезу: высокая агрессия отрицательно влияет на положение первокурсника в группе.
Ключевые слова: уровень агрессивности, характер, межличностные отношения, первокурсники.
Введение
Агрессивность и межличностные отношения играют ключевую роль в процессе адаптации студентов к новому коллективу и образовательному учреждению. Высокая агрессивность способна негативно повлиять на интеграцию в новую среду, вызвать конфликты и ухудшить положение учащегося в группе. Особенно остро эта проблема проявляется у первокурсников, которым приходится сталкиваться с необходимостью быстрого привыкания к новым условиям учебы и общения. Современная наука уделяет большое внимание изучению факторов, влияющих на успешность социализации и адаптации студентов. Среди таких факторов выделяется уровень агрессивности, который часто обусловливает низкий социометрический статус и изоляцию в коллективе. Однако вопрос о взаимосвязи агрессивности и межличностных отношений остается недостаточно изученным, особенно в отношении студентов профессиональных техникумов и колледжей.
К настоящему времени различными авторами предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным. Эти подходы рассмотрены нами по исследованию Бэрона Р. [3].
Во - первых, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению, способ защиты своего «Я» от воображаемой или реальной угрозы. Проявление такой агрессии во многом зависит от того, что человек понимает под своим «Я». Есть первокурсники, которые уже при первом знакомстве начинают вести себя агрессивно, поскольку должны постоянно самоутверждаться.
Во- вторых, под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, выплеск психологического напряжения, поиск «козла отпущения», то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту.
В – третьих, это достижение своей цели: «Я хочу прорваться к этой двери, поэтому отталкиваю всех на своём пути».
Почти в каждом коллективе первокурсников встречается хотя бы один старший подросток с признаками агрессивного поведения. Согласно наблюдениям учёных и педагогов, парни чаще выступают в роли агрессоров, чем девушки. Хотя девушки демонстрируют значительно меньше агрессии и насилия, это не означает, что они вообще не замешаны в конфликтных ситуациях. Если у парней преимущественно доминирует физическая агрессия, то у девушек на первый план выступают косвенная агрессия и негативизм, проявляющиеся в сплетнях, «язвительных замечаниях», интригах, «пустых разговорах», «перешептываниях за спиной», которые иногда провоцируют физическую агрессию со стороны парней [3].
Итак, агрессивность рассматривается как черта личности, определяющая осознанное, имеющее под собой какую - либо причину деструктивного поведения, противоречащее нормам и правилам взаимодействия людей, носящее вред объектам нападения (как одушевлённым, так и неодушевлённым), приносящее физический вред людям (отрицательные переживания, состояния страха, напряжённости, подавленности и т.д.) [1].
Цель настоящего исследования — выявить взаимосвязь уровня агрессивности и характера межличностных отношений у первокурсников экономического и юридического отделений ЧОУ ПО «Кемеровский кооперативный техникум». Основная гипотеза исследования заключается в том, что высокий уровень агрессивности приводит к низкому социометрическому статусу у первокурсников.
Материалы и методы
В настоящем исследовании приняли участие две группы первокурсников ЧОУ ПО «Кемеровский кооперативный техникум»: группа студентов экономического отделения (n = 25) и группа студентов юридического отделения (n = 25). Средний возраст испытуемых составлял 17 лет.
Для измерения уровня агрессивности был использован популярный психологический тест — опросник склонности к агрессии Басса-Перри BPAQ-24. Этот тест позволяет дифференцированно оценивать проявления различных типов агрессии, таких как физическая агрессия, раздражительность, негативное отношение к окружающим и склонность к обидам.
Оценка межличностных отношений проводилась с помощью метода социометрии Дж. Морено. Каждый участник мог выбрать тех первокурсников, кого бы он хотел видеть рядом с собой в разных ситуациях (работа в паре, совместный отдых, дружба и т.п.). Затем проводился подсчёт выборов и отказов, что позволило вычислить социометрический статус каждого студента.
Результаты и их обсуждение
После проведения исследования мы получили следующие результаты:
Средние показатели по опроснику склонности к агрессии Басса-Перри BPAQ-24 показали значительную разницу между участниками обеих групп. Результаты по опроснику представлены на таблице 1.
Таблица 1.
Результаты по опроснику склонности к агрессии Басса-Перри BPAQ-24 двух групп
|
Первокурсники экономического отделения |
Первокурсники юридического отделения |
||
Название шкалы |
Среднее значение |
Стандартное отклонение |
Среднее значение |
Стандартное отклонение |
Физическая агрессия |
20,58 |
4,69 |
21,49 |
4,23 |
Гнев |
21,38 |
4 |
19,94 |
3,96 |
Враждебность |
20,51 |
8 |
22,27 |
4,89 |
Результаты среднего значения по опроснику склонности к агрессии Басса- Перри BPAQ-24 двух групп представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Результаты среднего значения по опроснику склонности к агрессии Басса- Перри BPAQ-24
По рисунку 1 видно, что студенты обоих факультетов показали практически одинаковые уровни физической агрессии. Хотя среднее значение у первокурсников юридического факультета было немного выше (21,49 против 20,58), эта разница оказалась недостаточно значительной для подтверждения существования систематического расхождения. Показатель гнева также оказался сопоставимым между группами. Средний показатель гнева у студентов экономического факультета составил 21,38, а у студентов юридического — 19,94. Разница в уровне гнева была небольшой и не имела существенного статистического значения. Наиболее значительное отличие наблюдалось по уровню враждебности. У первокурсников юридического факультета этот показатель достигал 22,27, тогда как у экономистов он составлял лишь 20,51. Это свидетельствует о том, что студенты-юристы проявляют большую предрасположенность к скрытой форме агрессии, выражающейся во враждебности и недоверии к окружающим.
Полученные данные показывают, что, хотя общая тенденция к открытой физической агрессии и вспышкам гнева одинакова для представителей обоих направлений, будущие юристы отличаются повышенной чувствительностью и уровнем скрытого негативного отношения к другим людям. Это связано с особенностями будущей профессии юриста, предполагающей регулярное столкновение с конфликтными ситуациями и необходимостью аргументированного отстаивания своей позиции.
Результаты социометрии представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Результаты социометрии в двух группах по методике Морено
Согласно результатам социометрии, высокие показатели агрессивности оказали существенное влияние на социальный статус студентов. Те, кто демонстрировал повышенный уровень агрессии, оказались изолированными или даже отвергнутыми в своей группе. Полученные данные подтверждают, что агрессивность препятствует эффективной социальной адаптации и полноценному участию в жизни коллектива.
Таким образом, полученные результаты убедительно доказывают нашу основную гипотезу: чем выше уровень агрессивности студента, тем ниже его социометрический статус в группе сверстников.
Заключение
Исследование, посвящённое изучению взаимосвязи уровня агрессивности и характера межличностных отношений у первокурсников экономического и юридического отделений Кемеровского кооперативного техникума, подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что высокая агрессивность приводит к низкому социометрическому статусу у студентов. Используя методологию опроса Басса-Перри BPAQ-24 и социометрию Дж. Морено, удалось установить следующие закономерности:
Между двумя исследуемыми группами выявлены различия в уровнях агрессивности: студенты юридического отделения характеризуются большей степенью враждебности, тогда как студенты экономического отделения демонстрируют близкие показатели физической агрессии и гнева.
Наиболее существенные отклонения наблюдаются по параметру враждебности, демонстрируя, что юридическая специализация связана с повышенным уровнем негативных установок и подозрений.
Социометрические данные однозначно свидетельствуют о прямой зависимости низкого социального положения студентов от высокого уровня агрессивности: такие участники становятся изолированными в группе и испытывают трудности в установлении дружеских контактов.
Таким образом, исследование внесло важный вклад в теоретическое осмысление природы агрессивности и её влияния на процессы социальной адаптации студентов технических заведений начального профессионального образования. Полученные результаты открывают перспективы для внедрения соответствующих коррекционно-развивающих мероприятий, нацеленных на профилактику агрессивного поведения и создание благоприятных условий для успешной интеграции студентов в учебный коллектив.
