Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Конференция: LXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Кулакова Т.А. ФОРМИРОВАНИЕ САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(68). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/10(68).pdf (дата обращения: 29.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Кулакова Татьяна Александровна
магистрант, Курский государственный университет, РФ, г. Курск
Елизаров Сергей Геннадьевич
научный руководитель, д-р. психол. наук, профессор, Курский государственный университет, РФ, г. Курск

 

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического исследования по проблеме формирования самоотношения личности в подростковом возрасте.

 

Ключевые слова: самоотношение, подростковый возраст, формирование самоотношения.

 

Проблема самоотношения в целом и его формирования в частности всегда вызывала большой интерес исследователей, в связи с чем, в настоящее время в психологической литературе можно встретить многочисленные работы, затрагивающие или полностью посвященные данной проблеме.

Однако единого подхода к определению самоотношения и его структуры в настоящий момент нет. Так данный термин может быть истолкован как самоуважение, самооценка, эмоционально-ценностное отношение к себе, часть самосознания и так далее.[1] Поэтому, проанализировав порой противоречивые взгляды на природу и структуру самоотношения, мы приняли решение в качестве основного подхода придерживаться теории В.В. Столина, дополненной С.Р. Пантилеевым, согласно которой, самоотношение представляет собой некую активность субъекта к своему «Я», выражающуюся в определенных внутренних действиях, несущих в себе эмоциональный (аутосимпатия, самоинтерес, самопринятие, самопонимание, самообвинение) и когнитивный (самоуважение, самоуверенность, саморуководство, отражённое самоотношение) компоненты. [2]

Формирование самоотношения начинается еще в раннем детстве. Но особенно актуальной эта проблема становится в подростковом возрасте. [5] Именно на этот возрастной этап приходится активный рост самосознания и самооценки, появляется потребность в самоутверждении, чувство взрослости, меняются отношения со взрослыми, на первый план выходит интимно-личностное общение со сверстниками [6].

Согласно Л.С.Выготскому процесс формирования самоотношения содержит в себе три этапа. Для первого этапа характерен перенос социальных норм своего окружения в систему своего поведения. На втором этапе перенесенные формы поведения активно используются для взаимодействия с окружающими и управления поведением других людей. На третьем этапе данные поведенческие формы применятся по отношению к самому себе, позволяя регулировать собственное поведение.

К началу подросткового возраста происходит физическая перестройка организма, появляется самоинтерес, стремление к самопознанию и самопониманию. У подростка появляются внутренние противоречия, благодаря чему повышается тревожность, уверенность в себе и своих действиях становится ниже. Все большее влияние на формирование личности подростка оказывает эмоциональный клмпонент [3].

Благодаря завершению половой идентичности у подростка формируется восприятие себя как  представителя определенного пола в соответствии с половыми эталонами, происходит обострение рефлексивных способностей для более зрелых отношений со сверстниками [3].

Согласно Л.А. Регуш, самоотношение подростков во многом зависит от школьной успеваемости, от утверждения своего «Я» в группе сверстников, от уровня притязаний и способов сумоутверждения. [4] Огромное значение для подростка имеет общение со значимыми другими, то есть с людьми, которые оказывают непосредственное влияние на ребенка, поскольку его поведение и установки зачастую становятся неким эталоном, по которому оцениваются собственные поступки и действия. В самом раннем возрасте значимыми другими для ребенка являются родители. Взаимоотношения с ними являются основой для формирования установок к миру, к социальному окружению и собственному «Я». Ребенок зависит от своих родителей физически, эмоционально, социально, поэтому на формирование его самоотношения, самооценки, «образа-Я», родители влияют в первую очередь. Далее значимыми другими становятся сверстники, учителя.

Таким образом, в подростковом возрасте происходит активное становление самоотношения под влиянием родителей, значимых других, физической перестройки организма, половой идентичности. Благодаря появлению личностной рефлексии происходит активное формирование и изменение восприятия самого себя и окружающих людей, переосмысливается способ решения проблем и конфликтов.

 

Список литературы:
1. Колышко, А.М. Психология самоотношения: Учеб. пособие / А.М. Колышко. – Гродно: ГрГУ, 2004. – 102 с.
2. Пантилеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С.Р. Пантилеев. – М.: Изд-во Московского университета, 1991 – 241 с.
3. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. - Воронеж: МОДЭК, 2000. - 304 с.
4. Регуш Л. А. Самоотношение подростков и переживание проблем школьной жизни // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2009. № 100. С. 57–65.
5. Чеснокова, И.И. Проблемы самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977.-144 с. 
6. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. С. 60—77.