Статья:

Развитие академической мобильности в РФ

Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Cатаева А.Б. Развитие академической мобильности в РФ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(16).pdf (дата обращения: 11.12.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие академической мобильности в РФ

Cатаева Аида Бериккызы
магистрант, Московский Государственный Областной Университет, РФ, г. Москва
Филинкова Евгения Борисовна
научный руководитель, доцент, Московский Государственный Областной Университет, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Статья посвящена определение основных понятий и особенностей академической мобильности в рамках реформирования системы обучения в Российской Федерации. Автор раскрывает научные подходы к определению академической мобильности, изучает особенности ее развития. Помимо это в статье рассматриваются основные программы развития академической мобильности.

Abstract. The article is devoted to the definition of basic concepts and features of academic mobility in the framework of the reform of the educational system in the Russian Federation. The author reveals the scientific approaches to the definition of academic mobility, studies the features of its development. In addition, the article discusses the main programs for the development of academic mobility.

 

Ключевые слова: академическая мобильность, система обучения, программа обучения, механизм мобильности, реформирование системы высшего обучения.

Keywords: academic mobility, training system, training program, the mechanism of mobility, the reform of the system of higher education.

 

Одной из важных характеристик развития личности является ее способность и готовность к мобильности, которая может быть социальной, территориальной, профессиональной. А сейчас, когда происходит модернизация высшего образования и переход на многоуровневую систему обучения, все большую актуальность приобретает процесс научно-педагогического обоснования условий создания и развития механизма академической мобильности студентов, то есть будущих специалистов. При современных требованиях рынка труда меняются факторы окружающей деятельности и значительное внимание уделяется качеству подготовки высококвалифицированных кадров всех специальностей. В учреждениях высшего образования студентам все больше, по сравнению с прошлым десятилетием, прививают активную жизненную позицию, а также мобильность во время обучения.

В период трансформационных изменений для подготовки выпускников высших учебных заведений в качестве основных целей применяются все чаще деятельности и возможность ее вариативности, а также личностно профессиональные характеристики, которые могут определять не только узкопрофильные компетенции бакалавра и магистра, а больше обращают внимание на его моральные качества, его мобильность и интеллектуальное развитие.

Для академической мобильности характерно обогащение национальной культуры и увеличение образовательного, а также профессионального опыта, что приводит к системным изменениям благодаря распространению опыта. В стратегии развития современного образования до 2020 года приоритетным является значимость мобильности в Европейском Союзе, которая и выступает как ключевой момент этого развития. В своих программах Европейский Союз пытается поддерживать обмен инновациями и опытом, пытается способствовать созданию образовательных источников и мобильности между людьми, которые привлекаются к научно-образовательной деятельности [2].

В научном подходе, в частности И.М. Воробьева, трактует понятие академической мобильности как способность и готовность работника приспосабливаться к изменениям производственных задач и новых специальностей, которые возникают в процессе технических и технологических преобразований, то есть максимально эффективная адаптация личности к выбранной профессии [3]. Другое мнение высказывает Н.В. Сёмин, который считает, что мобильностью является умение находить рациональные и адекватные методы и способы для решения проблемы и выполнения нестандартных задач, то есть это способность, которая является критерием профессиональной компетентности. Кроме этого мобильность характерна тем людям, которые испытывают недостаток важных профессиональных навыков, поэтому чувствуют себя недостаточно уверенно. И как выход из этой ситуации видят в дальнейшем обучении или активном поиске работы или изменении и освоении новой профессии [1].

Если осмысливать проблему академической мобильности с научно-педагогического стороны, для того, чтобы обеспечить становление профессионально успешного человека и его дальнейшее развитие, стоит мобильность связывать с возможностью принятия ответственных творческих решений и стремлениием к самоутверждению и самореализации, а также способность в профессиональной деятельности использовать инновации в соответствии с современными тенденциями при обновлении образовательной парадигмы.

Среди большинства исследователей, занимавшихся вопросами мобильности, сформировалась мысль о интегративном характере мобильности, который объединяет в себе знания, опыт, умения, личностные качества и ценностно-смысловую направленность, которые могут притом обеспечивать достаточно высокий уровень достижений в профессиональной деятельности [3].

Однако стоит выделить также разногласия и противоречия по значимости мобильности как функцию свойства и качества студента при решении проблем самореализации отдельно взятой личности и определении отношений в социуме с одной стороны, а с другой недостаточность разработки социально-педагогических аспектов при формировании механизма мобильности студентов. Это в свою очередь приводит к актуализации социальной задачи по целенаправленной подготовке человека к полноценной жизни и развитие ее в современном меняющемся обществе благодаря развитию мобильности, которая представляет собой личностно ценностную характеристику.

На наш взгляд, для реализации такого направления при реформировании системы высшего образования, следует использовать и развивать положительный международных опыт, который позволит повысить качество подготовки высококвалифицированных кадров благодаря существенному расширению академической мобильности студентов и научно-педагогических работников, а также благодаря вхождению в международный рынок образовательных услуг системы информационного и коммуникативного пространства, не отвергая международной кооперации в области прикладных и фундаментальных исследований.

В появлении педагогических категорий «мобильность» и «механизм мобильности» просматривается несколько причин их возникновения. Среди них можно выделить внутренние и внешние. При внешних причинах происходит изменение в среде жизнедеятельности человека, к таким относятся глобальные и индивидуальные. Для глобальных изменений характерно изменение профессии, рабочего места, статуса в организации вследствие различных причин, таких как состояние здоровья, переезд на другое место жительства. Внутренние причины связаны с индивидуальной направленности личности. С одной стороны, их определяют с помощью мотивации успеха, при которой у обучаемого возникает стремление к совершенствованию своих умений и навыков, а также саморазвития, карьерного роста. С другой стороны, причиной является запоздалое профессиональное самоопределение, для которого характерен переход к профессии, значительно отличающейся по профилю от предыдущего образования. Притом, что сегодняшняя современная ситуация в обществе ставит перед человеком задачу к самопознанию, как способ быстрого принятия решений, ориентированных на автономность, независимость и уверенность в собственных силах [2].

Изучая особенности развития академической мобильности в нашей стране, отметим, что среди первых программ, которые поддерживали ее развитие, выделяется программа академического сотрудничества и обмена «Эразмус», запущенная в 1987 году. Цель такой программы заключалась в наличии возможности для студентов Европы проходить полный курс обучения в другой европейской стране, что в свою очередь позволяет достигать успешной интеграции европейских, а на сегодняшний момент и российских, вузов на мировом образовательном пространстве.

Следующей программа в 1989 году стала программа «Темпус», в рамках которой обучающиеся из Восточной Европы смогли получать качественное образование в университетах Западной Европы. Успех таких программ и их дальнейшее развития в нашей стране было достигнуто посредством проведения реформирования системы высшего образования, направленного на интеграцию образовательных услуг российских вузов на международный образовательный рынок.

Подводя итог, заметим, что академическая мобильность способствует формированию у обучающихся новых формаций, которые позволяют им занимать достойное место в мировом пространстве и при этом оказывать важное влияние на развитие отечественной экономики и политики.

Доступ к качественным образовательным программам, курсы и научные исследования позволит обучающемуся возвратиться в страну постоянного проживания с новым багажом знаний, культурным и академическим багажом. Таким образом, академическая мобильность является приоритетным инструментом формирования мирового образовательного пространства, обеспечение человеческого капитала и способствует повышению доступности, качества и эффективности образования.

 

Список литературы:
1. Академическая мобильность в России: нормативно-методическое обеспечение / Сёмин Н.В., Артамонова Ю.Д., Демчук А.Л., Лукшин А.В., Муравьева А.А., Олейникова О.Н. – М.: Изд-во МГУ, 2017. – 208 c.
2. Баженова Э.Д. Тенденции развития академической мобильности обучающихся в РФ и РК [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). - Уфа: Лето, 2013. - С. 147-149. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3548/ (дата обращения: 07.05.2019).
3. Воробьева И.М. Академическая мобильность студентов как важный инструмент формирования глобальной образовательной среды в российском вузе // Молодой ученый. – 2015. – №10. – С. 1113-1115.