Статья:

Готовность студентов к самореализации в условиях вуза с точки зрения психологии

Конференция: XCI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Сайфетдинова Э.Ф. Готовность студентов к самореализации в условиях вуза с точки зрения психологии // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XCI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 22(91). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/22(91).pdf (дата обращения: 05.12.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Готовность студентов к самореализации в условиях вуза с точки зрения психологии

Сайфетдинова Эльвина Фатиховна
студент, Пензенский педагогический институт им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета, РФ, г. Пенза
Михалец Ирина Викторовна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент Пензенского государственного университета, РФ, г. Пенза

 

STUDENTS READINESS FOR SELF-REALIZATION UNDER THE CONDITIONS OF THE UNIVERSITY FROM THE POINT OF VIEW OF PSYCHOLOGY

 

Elvina Saifetdinova

Student, Penza Pedagogical Institute. V.G. Belinsky, Penza State University, Russia, Penza

Irina Mikhalets

Scientific director, Cand. Psychol. sciences, associate professor Penza State University, Russia, Penza

 

Современный рынок труда характеризуется высокой потребностью в специалистах, но при этом он во многом стихиен и не имеет сбалансированного характера. В этой связи будущее выпускников вузов оказывается неопределённым. Получение высшего образования сегодня не гарантирует выпускникам успешного трудоустройства. Поэтому студенты-выпускники вузов для повышения своей конкурентоспособности на рынке труда должны обладать не только высоким уровнем профессиональной подготовки, как теоретической, так и практической, но и социальной активностью, коммуникативными и организаторскими способностями, мобильностью, стремлением к самообразованию и самосовершенствованию, инициативой и творческим потенциалом, которые должны быть сформированы в процессе обучения в вузе. Следовательно, современная вузовская подготовка специалиста должна сочетать в себе не только профессиональную, но и психологическую подготовку.

На современном этапе развития общества многие традиционные формы обучения студентов в университете пересматриваются, и это ставит проблему подготовки высококвалифицированных кадров на рынке труда, которые могут быстро адаптироваться к новым условиям жизни. Это делает актуальной задачу выявления профессиональных и личностных характеристик будущих специалистов, основных тенденций и уникальности профессионализации на этапе обучения в вузе.

Важную роль в процессе профессионального самоопределения играет не только необходимость адаптации к современным социально-экономическим условиям, но и естественная потребность девушек и юношей найти свое место в жизни и собственное дело. На этом фоне особенно важно изучить готовность студентов реализовать себя в университете. Это приводит к необходимости совершенствования профессиональной подготовки молодежи, основанной на способности сознательно развиваться лично и профессионально.

Характеристики самореализующейся личности рассмотрены в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов (Б.С.Гершунский, В.П.Зинченко, И.С.Кон, А.Маслоу, К.Роджерс и др.). Проблема готовности человека к любой деятельности широко освещается в психолого-педагогической литературе (К.А.Абульханова-Славская, Е.П.Ильин, М.И.Лукьянова, А.В.Петровский и др.). При этом готовность к деятельности определяется современными учеными как: качество личности (М.И.Дьяченко, А.А.Кандыбович, А.Г.Ковалев, А.Д.Сазонов, В.Ф.Сахаров и др.), как состояние личности перед началом деятельности (А.В.Барабанщиков, К.М.Дугай-Новакова, А.А.Деркач, В.А.Крутецкий, Н.Д.Левитов, А.Ц.Пуни, Д.Н. Узнадзе и другие), как наличие определенных способностей (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, В.А.Сластенин).

В связи с обозначенной актуальностью целью нашей работы является  определение особенностей личностной готовности к самореализации в профессиональной деятельности студентов в условиях вуза.

Анализ психолого – педагогической литературы показал, что существуют различные взгляды на содержание термина «самореализация».

С точки зрения К.А. Абульхановой-Славской, самореализация – своего рода высшая стадия развития зрелой человеческой личности, результат личностного роста и развития, то есть, процесс приобщения к культуре, постоянного повышения уровня своих знаний и активной реализации себя в жизни. Она возможна лишь тогда, когда самопознание своих способностей уже окончено, полностью сформирован «образ Я» и имеется личностная готовность обеспечить всю совокупность внешних условий самореализации.

В.В.Сериков отмечает, что самореализация — это спектр функций, куда могут быть отнесены функции творчества, свободы, индивидуальности, самостоятельности, состязательности с различными жизненными препятствиями, обеспечения духовного уровня культуры жизнедеятельности, несводимости её к вещизму, к повседневности.

В свою очередь, С.В. Кульневич считает что, самореализация – стремление к признанию своего «Я» окружающими, самостоятельное создание условий для его полного проявления.

Таким образом, мы можем определить самореализацию как процесс актуализации сущностных сил, а также в котором объективируется личный потенциал учеников, что является результатом самопознания на благо их самих, окружающих и общества в целом в социально необходимой, творческой деятельности посредством свободного выбора и путлем принятия решений.

Существуют различные подходы к понятию «готовность к самореализации». П.А. Рудик рассматривает готовность как сложное психологическое образование и выделяет в ней роль познавательных психических процессов, отражающих важнейшие стороны выполняемой деятельности, эмоциональных компонентов, которые могут как усиливать, так и ослаблять активность человека, волевых компонентов, способствующих совершению эффективных действий по достижению цели, а также мотивов поведения.

Т.И. Шалавина понимает готовность как индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность и общение. Такое толкование предполагает создание в учебном процессе ситуаций, обеспечивающих смыслотворческую деятельность, в результате которой происходит субъективное присвоение содержания профессиональной подготовки и целостно-личностное развитие будущего специалиста. Вследствие этого достигается высокий уровень его подготовки. С данной позиции готовность рассматривается как интегративное профессионально значимое свойство личности, обеспечивающее ей развивающий переход из системы вузовской подготовки в систему профессиональной деятельности и включающее совокупность профессиональных знаний, практических умений и навыков, опыт личности, личностные профессионально значимые качества.

В нашем исследовании мы более подробно остановимся на особенностях готовности студентов к самореализации в условиях вуза. При том, что готовность к самореализации в образовательном процессе мы определяем как устойчивую характеристику развития студентов, отражающую совокупность качеств и свойств, необходимых и достаточных для раскрытия сущностных сил и опредмечивания потенциала личности.

Профессионализм личности будущего специалиста представляется возможным при эффективном включении в процесс профессиональной подготовки  внутренней активности. Тем самым мы можем говорить о необходимости создания в рамках учебной программы соответствующих условий для саморазвития, самосовершенствования и самореализации личности студента.

Готовность будущих специалистов к самореализации, возможно, стимулировать благодаря моделированию реальных профессиональных ситуаций в учебном процессе с опорой на личностную рефлексию. В результате уже с первого курса студенты будут иметь возможность участия в деятельности с элементами будущей профессии, что помогает первокурснику получить целостный образ своей профессии и, что не менее важно, определить своё место в ней.

Личностная готовность помогает юношам и девушкам осознанно и ответственно подойти к будущей профессиональной деятельности, понять и выбрать для себя наиболее предпочтительные направления работы. Тем самым способствует эффективной деятельности в выбранных направлениях, и в дальнейшем успешной профессиональной и личностной самореализации[1].

Мы, в след за Е.В. Шипиловой считаем, что готовность к профессиональной деятельности студентов - динамичное явление. В связи с этим необходимо в рамках учебного процесса организовать включение студента в реальную деятельность практикующих структур, решить вопрос о согласовании, совмещении форм практической деятельности с формами учебной деятельности.

 

Список литературы:
1. К проблеме профессионального становления личности// Проблемы развития и формирования личности в современных условиях: Сборник статей и тезисов. - М.: Изд-во «Гуманитарный институт», -2005. - С.71-73.