Статья:

Особенности психологической защиты студентов с разными типами учебной мотивации

Конференция: IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Лунькова К.В. Особенности психологической защиты студентов с разными типами учебной мотивации // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/4(4).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности психологической защиты студентов с разными типами учебной мотивации

Лунькова Кристина Владимировна
студент, Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского – БГУ им. Петровского, РФ, г. Брянск
Павлова Татьяна Александровна
научный руководитель, канд. психол. наук, профессор, Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского – БГУ им. Петровского, РФ, г. Брянск

 

На этапе современного развития общества значительные изменения происходят в сфере образования. Рост личностного подхода вызвал глубокий интерес к мотивационной сфере личности, средствам, условиям и факторам ее формирования. Проблема изучения мотивации личности студента является наиболее актуальной, т.к. осмысление своего места в обществе, оценка значимости многих ценностных ориентиров, принятие себя – все эти компоненты скрыты в мотивах личности и требуют познания.

Несмотря на значимость истинных мотивов, люди часто предпочитают их не замечать, при этом объясняя их себе или другим лучшими побуждениями.

Отсюда один мотив – подлинный неосознаваемый – подменяется другим мотивом – оправдательным осознаваемым.

В таких случаях проявляются механизмы психологической защиты, благодаря которым структурный компонент личности «Я» позволяет минимизировать отрицательные переживания, связанные с внутриличностными конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности.

Психологическая защита сегодня признается и описывается во всех теориях личности, в разных подходах к изучению человека. Впервые понятие психологической защиты было введено в психологию 3. Фрейдом [5].  Ф.В. Бассин изучал данный феномен в области психической травмы [3]. В.С. Ротенберг рассматривал значение данного явления как фактора поддержания целостности сознания [3].  Несмотря на то, что типологии психологических защит в современной психологической науке различаются, под психологической защитой принято понимать совершенно неосознаваемую систему поддержания устойчивости личности, направленную на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием внутреннего конфликта.

Наибольший интерес для изучения психологических защит представляют студенты - отдельная возрастная категория, биологический возраст которой относится к периоду поздней юности как переходному этапу развития человека между детством и взрослостью. Студенты являются одной из наиболее активных групп населения, которая в перспективе будет определять развитие нашего общества.

Цель нашего исследования заключается в изучении особенностей психологической защиты студентов с разными типами учебной мотивации.

Объектом исследования выступили 25 студентов второго курса ФПиП. Исследование проводилось с помощью методик «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Г. Келлермана, Х.Р. Конте [2], методики исследования мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной [1] и методики изучения мотивации учения студентов педагогического вуза С.А. Пакулиной, С.М. Кетько [4]. Статистическая обработка данных производилась с помощью корреляционного анализа по методу К. Пирсона.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что психологическая защита студентов взаимосвязана с разными типами учебной мотивации.

На первом этапе исследования нами была проведена методика выявления особенностей функционирования психологической защиты «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Г. Келлермана, Х.Р. Конте. Первичные данные исследования представлены в приложении 2.

В ходе проведённого исследования, направленного на изучение особенностей функционирования механизмов психологической защиты, нами были получены следующие результаты (См. рис. 1).

 

Рисунок 1. Гистограмма исследования уровней механизмов психологической защиты студентов.

Условные обозначения: 1 – отрицание; 2 – подавление; 3 – регрессия; 4 – компенсация; 5 – замещение; 6 – интеллектуализация; 7 – реактивное образование; 8 – проекция.

 

Как показывает рисунок 1, ведущими механизмами психологической защиты являются регрессия (8,84) и проекция (7,44). В случае с регрессией испытуемые прибегают к возврату в детское состояние с целью понижения уровня тревожности личности и тем самым преодоления конфликта. Детская модель поведения кажется испытуемым безопасной и наиболее эффективной, поскольку в детстве такое поведение приносило успех, способствовало получению желаемого. Зачастую встречаются такие формы поведения, как капризность, плачь, упрямство, обида. Следует также отметить, что такое поведение способствует усложнению адаптации. Взрослыми такой испытуемый воспринимается как ребенок, поэтому они часто бессознательно стараются опекать его, что является проявлением родительской позиции.

В случае с проекцией поведение испытуемого построено следующим образом: человек неосознанно приписывает свои желания, личностные качества и чувства другим людям, причём как отрицательные, так и положительные. Данный механизм является средством вытеснения, что проявляется ещё и в активном вытеснении из сознания каких-либо фактов (в данном случае – своих качеств, желаний и черт). Проекция позволяет человеку достаточно легко оправдывать свои поступки. Также проекция зачастую срабатывает у достаточно ранимых людей. Данный факт может говорить о связи этого механизма психологической защиты с регрессией.

На втором этапе нашего исследования нами была проведена методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной. В ходе проведенного исследования, направленного на изучение ведущих мотивов учебной деятельности студентов вуза были получены следующие результаты (См. рис. 2).

 

Рисунок 2. Гистограмма исследования уровней мотивации обучения в вузе

Условные обозначения: 1 – мотив «приобретение знаний»; 2 – мотив «овладение профессией»; 3 – мотив «получение диплома».

 

Из рисунка 2 видно, что ведущим мотивом учебной деятельности является мотив «приобретение знаний» (8,08). Данный мотив относится к большой группе познавательных мотивов в учении. Он направлен на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями, на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний, на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования. Такой мотив также проявляется в стремлении получить необходимые знания, чтобы самостоятельные действия по поиску разных способов решения, в вопросах учителю о сравнении разных способов работы. Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.

На третьем этапе исследования нами была проведена методика изучения мотивации учения студентов педагогического вуза Пакулиной С.А., Кетько С.М. Результаты исследования представлены на рисунке 3.

 

Рисунок. 3. Гистограмма исследования уровней мотивации учения студентов педагогического вуза

Условные обозначения: 1 - внешние мотивы поступления в вуз; 2 - внешние реально действующие мотивы учения; 3 – внешние профессиональные мотивы; 4 - внутренние мотивы поступления в вуз; 5 - внутренние реально действующие мотивы учения; 6 – внутренние профессиональные мотивы.

 

Исходя из данных, представленных на рисунке 3, ведущими мотивами учения студентов педагогического вуза являются внутренние (23,2) и внешние (23,56) реально действующие мотивы учения, а также внешние профессиональные мотивы. 

Внутренняя мотивация учения предполагает интерес к профессии, успешность обучения, самореализации, самосовершенствования. Тенденция к продолжению учебной деятельности исходит из активности самого учащегося.

Внешняя мотивация учения включает в себя мотивы не связаны с самим процессом учения. Это прежде всего желание добиться одобрения окружающих, избежать осуждения и работать в каких-либо организациях.

Во всех четырёх случаях наблюдается положительная корреляция, то есть с ростом одного значения увеличивается и другое. Также следует отметить, что связь между шкалами наблюдается в 95% случаев (p=0,05).

Таким образом, ведущими мотивами учения студентов педагогического вуза являются внутренние и внешние реально действующие мотивы учения, а также внешние профессиональные мотивы.

На заключительном этапе нашего исследования нами была выдвинута рабочая гипотеза, предполагающая, что определённому типу психологической защиты соответствует определённый тип мотивации в учебной деятельности. Исходя из данного предположения, нами была изучена взаимосвязь между ведущими механизмами психологической защиты и типами учебной мотивации студентов с помощью коэффициента корреляции Пирсона. Благодаря таблице критических значений Пирсона нами были получены следующие данные (См. табл. 3).

Таблица 3

Данные корреляционного анализа

Показатели:

Уровень значимости:

«Получение диплома» – «Отрицание»

0,431*

«Внешний учения» – «Регрессия»

0,415*

«Внешний получения профессии» – «Регрессия»

0,395*

«Внутренний поступления в вуз» – «Замещение»

- 0,535**

Условные обозначения: * - корреляция значима на уровне p=0,05; ** - корреляция значима на уровне p=0,01.

 

С помощью корреляционного анализа в группе были выявлены взаимосвязи на 5%-ном уровне значимости между шестью показателями (со значением коэффициента r>0,396) и на 1%-ном уровне значимости между двумя показателями (со значением коэффициента r > 0,505).

Как видно из таблицы 3, механизм психологической защиты «регрессия» коррелирует сразу с двумя мотивами: «получение профессии», «поступление в вуз». Причем мотивы являются внешними. Такой результат может свидетельствовать о том, что зачастую выбор той или иной профессии или поступление в тот или иной вуз происходит посредством рекомендаций и советов (от родителей, друзей, учителей и т.д.). Это говорит о несостоятельности и незрелости личности, её инфантильности и неготовности решать серьёзные вопросы, связанные с её будущим. И причём, чем ярче и настойчивее будут действия со стороны, тем интенсивнее будет проявляться инфантильные формы поведения (поскольку обнаружена положительная корреляция).

Мотив «получения диплома» связан с таким механизмом, как отрицание. Данный результат может говорить о том, что получение документа о высшем образовании намного важнее приобретения самих знаний. А это позволит в свою очередь отрицать некомпетентность личности, её необразованность. Взрослые люди довольно часто применяют отрицание как защиту от кризисных ситуаций. И в этом случае возможно, что получение диплома может способствовать психологической безопасности личности, ведь это даёт надежду на то, что в дальнейшем человек может получить работу.  И можно предположить, что чем ярче выражен данный механизм психологической защиты у личности, тем вероятнее, что получение диплома о высшем образовании будет важнее получения информации по своей специализации.

И, наконец, внутренний мотив поступления в вуз коррелирует с психологическим механизмом защиты «замещение». Сразу следует сказать, что корреляция между данными переменными отрицательная: ярко выраженный мотив поступления в вуз свидетельствует о низком уровне развития замещения и наоборот. Такой результат возможно интерпретировать следующим образом: человек выбирает обучение в вузе потому, что ему это важно и необходимо, для него главным является обучение в престижном высшем учебном заведении, а не потому, что данным поступком он замещает другие желания, которые не может осуществить.

Таким образом нами была обнаружена взаимосвязь между механизмами психологической защиты и типами учебной мотивации. Гипотеза нашего исследования подтверждена.

 

Список литературы:
1. Апенько С.Н., Мерко А.И., Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г. Мотивация персонала: Учебное пособие. Практические задания (практикум). — М.:  «Альфа-Пресс». — 640 с.. 2010 
2. Гребенников Л.Р., Романова Е.С. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. – Мытищи: Издательство «Талант», 1996. — 144с
3. Защитные механизмы личности: Методические рекомендации / Сост. проф. В.В. Деларю. - Волгоград: ВолгГАСА, 2004. - 48 с.
4. Кетько С.М., Пакулина С.А. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза [Электронный ресурс]// Психологическая наука и образование. URL: http://www.psyedu.ru/files/articles/1657/pdf_version.pdf (дата обращения: 26.04.2018)
5. Творогова Н.Д. Общая и социальная психология [Электронный ресурс]. URL:  http HYPERLINK "http://www.booksmed.com/psixiatriya-psixologiya/1502-obshhaya-i-socialnaya-psixologiya-tvorogova.html"// (дата обращения: 08.04.18).