Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников
Конференция: XX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
XX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников
Проблематика стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует много профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми, так профессиональная деятельность медицинских работников, участвующих в лечении и реабилитации больных, предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Одним из проявлений профессиональных деструкций личности является синдром эмоционального выгорания (СЭВ). Ежедневные эмоциональные перегрузки разрушают психику любого человека — СЭВ у медицинских работников является частым вариантом психоэмоциональных нарушений, так как медицина является той сферой деятельности человека, где преобладают негативные эмоциональные состояния. СЭВ разрушительно воздействует как на психологическое, так и на духовное состояние человека.
Цель: изучить особенности эмоционального выгорания у медицинских работников для определения основных путей психопрофилактической работы, а также принципов и способов психологической помощи медицинским работникам, дать основные рекомендации по профилактике стресса и профессионального выгорания с целью повышения работоспособности медицинских работников во избежание снижения качества медицинского обслуживания.
Материал и методы исследования: были изучены источники литературы, систематические обзоры литературных источников.
Результаты исследования и их обсуждение: СЭВ включает в себя 3 стадии, каждая из которых состоит из 4-х симптомов: 1-я стадия — «напряжение» — со следующими симптомами: неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», переживание психотравмирующих ситуаций, тревожность и депрессия; 2-я стадия — «резистенция» — со следующими симптомами: неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей; 3-я стадия — «истощение» — со следующими симптомами: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения [1]. Профессиональная деятельность работников здравоохранения по праву считается одной из самых сложных и ответственных видов деятельности человека. Она характеризуется значительной интеллектуальной нагрузкой, тесно связана с ответственностью за здоровье и жизнь других людей. К группе повышенного риска по развитию СЭВ относятся медицинские работники, осуществляющие уход за онкологическими больными, пациентами с вторичными иммунодефицитами (ВИЧ и СПИД), работники реанимационных бригад. Синдрому эмоционального выгорания подвержены как специалисты с большим стажем работы, так и доктора, недавно пришедшие в здравоохранение. Это связано с разочарованием в выбранной профессии в виду несоответствия реальной действительности ожиданиям специалиста. Наблюдаются случаи, когда профессионал в своей области, еще недавно успешный и уверенный в своих силах и возможностях, начинает сомневаться в своей профессиональной компетентности и бросает свою работу, кардинально меняя жизнь [2]. По данным английских исследователей, среди обследованных в этой стране врачей общей практики высокий уровень тревоги был выявлен в 42 % случаев, клинически выраженная депрессия в 25 % случаев. Треть врачей принимала медикаментозные средства для коррекции эмоционального напряжения. Существуют определенные группы врачей, которые подвержены дополнительному стрессу, в частности, врачи-женщины, врачи, практикующие в отдаленных и малодоступных районах (26 % женщин-врачей удовлетворены своей работой по сравнению с 44 % их коллег-мужчин). Имеются исследования, свидетельствующие о наличии связи между семейным положением и выгоранием. В них отмечается более высокая степень предрасположенности к выгоранию лиц (особенно мужского пола), не состоящих в браке, причем холостяки в большей степени предрасположены к выгоранию даже по сравнению с разведенными мужчинами.
Выводы: проблема повышения эффективности профессиональной деятельности всегда является актуальной для любой медицинской организации. Профилактику профессионального выгорания стоит начинать в момент обучения в медицинском вузе. Студентов нужно подготовить к специфике их будущей работы. Они должны быть осведомлены обо всех возможных рисках. Заканчивая учебное заведение, работник должен знать о методах профилактики профессионального выгорания. Квалифицированная помощь психолога в виде психологической поддержки, психологической коррекции, направленной на устранение симптомов и причин СЭВ, помогает повысить работоспособность медицинского работника. Наиболее эффективным для профилактики и коррекции СЭВ будет интегрированный подход, сочетающий метод практической психологии.