Статья:

Метод мозгового штурма

Конференция: L Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Ивановская М.В. Метод мозгового штурма // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. L междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(49). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(49).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 13 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Метод мозгового штурма

Ивановская Марина Владимировна
магистрант, ФГБОУ ВО «АСА ДГТУ», РФ, г. Ростов-на-Дону
Бердник Татьяна Олеговна
научный руководитель, проф., ФГБОУ ВО «АСА ДГТУ», РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Метод мозгового штурма — эффективный метод решения задач, основанный на стимуляции творческой активности. Участникам метода предлагается следующий вариант действий: высказывать наибольшее число способов преодоления проблем, в том числе самых невозможных для осуществления или фантастичных. Суть мозгового штурма состоит в следующем: отбирается несколько участников, имеющих минимальную разницу в возрасте и уровне квалификации, а выводы и оценки делаются в ходе проведения метода. Приглашённых экспертов делят на две группы: первая группа генерирует идеи, а вторая занимается анализом выдвинутых первой группой идей. При данном методе категорически запрещена критика любого из представленных решения задач. Идея, ставшая выбором большинства, считается «победившей».

Данный метод можно охарактеризовать, как достаточно оперативный и надёжный способ решения определённых проблем. Это отличная возможность получить наиболее обширное количество идей за кратчайший отрезок времени. Также безусловным плюсом можно обозначить отсутствие критики, а, следовательно, и негативных эмоций во время проведения метода. Характерно также развитие, комбинация и модификация своих идей, а также идей остальных участников мероприятия. Метод, разработанный для приобретения наибольшего количества решений, поражает своей эффективностью. Таким образом, всего 6 человек за короткий промежуток времени, равный приблизительно 30 минутам, способны выдвинуть порядка 150 идей. Команда, использующая в своей работе привычные методы, ни за что не смогла бы прийти к мысли о том, что поставленная им задача имеет такое разнообразие аспектов.

Техника проведения.

Техника данного метода заключается в следующем: приглашается группа лиц, отобранных для генерации альтернатив. Принцип отбора заключается в различии профессий, квалификаций и опыта. Участникам сообщают, что от них необходимы абсолютно все идеи, возникшие как у персонажа лично, так и при участии остальных экспертов. Возбраняется любая критика, поскольку она непосредственно тормозит воображение. Каждый эксперт оглашает своё решение, а остальные участники слушают и фиксируют на свои карточки новые идеи, зародившиеся на основе оглашенной. По итогам работы, проведенной предыдущей группой экспертов, все идеи сортируются и подвергаются анализу следующей группы.

Количество предложенных решений можно значительно увеличить впоследствии, комбинируя сформировавшиеся идеи. Среди приобретенных идей, скорее всего, будет определенный процент абсурдных и неосуществимых, но их можно исключить.

Выбор категорий участников не обременён жесткими рамками, и тем не менее, рекомендуется избирать экспертов с небольшим профессиональным опытом, поскольку они не ограничили свою деятельность стереотипами, рождающими в ходе приобретения навыков. В качестве гостей необходимо приглашать более опытных специалистов, способных помочь при решении сложных профессиональных задач. В целях повышения эффективности, желательно присутствие в группах и мужчин, и женщин. Также полезным окажется, если в группе будет приблизительно одинаковое число различных по темпераменту участников. Одним из важных условий является то, что социальное положение и возраст каждого из экспертов были не слишком отличны друг от друга. Отсутствие скептиков, занимающих руководящие должности, среди участников и наблюдателей, а также приглашение время от времени в группы новых участников также принесёт свои плоды. Оптимальным считается количество от 6 до 12 участников в группе. Проводить подобное мероприятие следует в безопасном от постороннего шума помещении. Наличие плаката, напоминающего правила проведения данного метода, также окажется полезным. Для отображения своих решений важно иметь демонстрационную доску. Столы стоит установить в виде буквы П, О или полуэллипса. Желательно иметь диктофон, чтобы каждый участник, не успевший уловить идею, мог для себя её повторить. Добавьте нотки юмора в данное мероприятие. Это поможет участникам чувствовать себя комфортнее и раскрепощеннее. Проводить мозговой штурм рекомендуется не более 40-60 минут. Желательно, если происходить это будет утром (с 10 до 12 ч) или после обеда (с 14 до 18 ч).

Правила осуществления метода мозгового штурма.

Первое правило: Критиковать любые идеи участников строго запрещено!

Одним из принципов метода является приоритет количества над качеством выдвинутых решений. Любые, даже самые странные и невероятные для исполнения идеи, являются «стартом» для развития творческой мысли других участников. Это можно считать безусловным плюсом коллективной работы в данном случае. Лишь направив свою энергию на достижение основной цели данного метода и абстрагировавшись от потребности в критике и оценке чужих идей, можно добиться успешных результатов.

Второе правило: Любая идея и мысль - необходимы и будут поощрены.

Цель метода - достижение максимального количества идей и нахождение среди них самых нестандартных и нетрадиционных. В этом и есть колоссальное отличие работы и результатов метода от стандартного совещания, где чаще всего предлагают к обсуждению именно традиционные решения поставленных задач, которые не всегда помогают достичь желаемого результата. Именно творческая обстановка и нестандартный настрой в коллективе помогают развиваться и свободно высказываться самым неожиданным решениям. Это можно охарактеризовать подключением в работу подсознания. С целью достижения такого настроя участникам предварительно предлагается особая разминка при помощи решения задач на ассоциативные связи, анализ и синтез и тому подобные. Одно из полезных для творческой мысли условий - необходимость высказывать идеи, независимые от возможности их практического применения, наличия здравого смысла и существования в реальности. В любом случае они окажутся полезными и помогут найти оптимальное решение.

Третье правило: Необходимо высказывать наибольшее количество идей.

Как говорилось ранее: в данном методе количество идей главенствует над качеством. Таким образом, ограниченные временные рамки заставляют участников генерировать идеи на основе уже предложенных ранее. При проведении метода в среднем за 20 минут выдвигается более 100 идей. Наиболее продуктивные случаи - это 200-250 идей за тот же временной промежуток.

Четвертое правило: Безоговорочная фиксация абсолютно всех возникших идей.

В ходе осуществления метода необходимо фиксировать каждую идею, не зависимо от её содержания или повторения. Все участники должны хорошо видеть все идеи. С этой целью обычно их записывают толстым маркером на больших листах бумаги. Затем их заранее размещают на стенах таким образом, чтобы каждый эксперт мог хорошо видеть каждую идею.

Пятое правило: Предоставление инкубационного периода для переваривания идей.

По завершении сеанса необходимо дать время для здравой оценки высказанных идей. Данный этап необходим участникам для того, чтобы они успели отдохнуть от интеллектуальной усталости. Подобный перерыв помогает также отфильтровать ненужную информацию и неподходящие варианты решений. Опыт показывает, что в данный период человек не прекращает работу над задачей, но уже на бессознательном уровне. К тому же, во время перерыва может происходить реорганизация материала.

 

Список литературы:
1. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000
2. Коротков Э.М. Исследование систем управления. — М.: ДеКА, 2000
3. Малин А.С.,Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник для ВУЗов. - М.: Гардарики, 2002
4. Панфилова А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений, -Спб.: Питер, 2005
5. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения . Москва:«Интел-синтез»,1997.