Развитие логических операций у старших дошкольников с помощью средств анимации
Конференция: X Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
X Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Развитие логических операций у старших дошкольников с помощью средств анимации
Логическое мышление по-разному трактуется отечественными и зарубежными исследователями.
Согласно определению Н.А. Менчинской, «логическое мышление – один из видов мышления, позволяющий ребенку сравнивать, анализировать и оценивать ситуацию, некий объект либо явление» [5]. Н.Ф. Талызина и Н.Б. Истомина считают, что логическое мышление – мышление, основанное на способности человека оперировать понятиями, умозаключениями и суждениями, а его развитие сводится к развитию логических приемов мышления (анализ, синтез, классификация и т.д.).
Развитие элементарных логических операций становится особенно актуальным для старших дошкольников.
К сожалению, воспитателями и специалистами уделяется достаточно мало внимания этому виду мышления.
Собственный опыт работы с будущими первоклассниками показывает, что дети не могут анализировать заданную игровую ситуацию; им очень тяжело различать понятия (например, не могут отличить перелетных птиц от зимующих, съедобные грибы от несъедобных и т.д.), а также объединению нескольких смежных понятий в одну группу.
Логика необходима ребенку, прежде всего, для успешного обучения, т.к. с помощью операций анализа, синтеза и классификации он учится искать нестандартные пути решения задач, проявлять инициативу и выделять существенные и значимые черты в явлениях
В коррекционно-развивающей работе перед специалистами, в первую очередь, встает задача увлечь воспитанников новой информацией и побудить их к дальнейшей работе.
Новое поколение слабо проявляет себя на занятиях.
Они плохо запоминают учебный материал и крайне неохотно вступают во взаимодействие со специалистом и друг с другом.
Дидактический материал, вне зависимости от его яркости, красоты и размера, мало интересует детей. Быстрее и легче выполнить эту задачу педагогические работники могут с помощью средств анимации [3,4].
Большинство людей связывают мультипликацию с досугом. Это подтверждают и исследования многих ученых (В. Г. Бочаровой, О. С. Газмана, Г. А. Евтеевой и др.). Однако любая, даже выполненная в программе PowerPoint, анимация позволяет воспитанникам гораздо лучше понять и запомнить предлагаемый им учебный материал.
Современные дети воспринимают информацию отрывками, имеющими малую связь между собой.
Следовательно, необходимо делать так, чтобы в памяти детей закреплялись стойкие ассоциации по теме занятия. Анимация позволяет специалистам увлечь детей, настроить их на выполнение поставленных задач и значительно улучшить результаты проводимой коррекционно-развивающей работы [1,2].
Для апробации этого способа развития элементарных логических операций нами было спланировано эмпирическое исследование.
Данное исследование включает в себя следующие этапы: подготовительный, предполагающий изучение литературы по выбранной теме, проведение первичной диагностики, создание мультипликационного ролика, планирование и проведение пробного занятия; основной (собственно, проведение коррекционно-развивающей работы с детьми); контрольный – повторное проведение диагностических методик и подведение итогов деятельности.
Исследование ведется на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» №49 г. Чита. Выборка составляет 42 воспитанника подготовительных групп. Развивающие занятия проводятся 3 раза в неделю.
Общее количество занятий – 36. Сроки реализации – с августа 2018 по май 2019 г.
Диагностика включает в себя следующие методики: методика «Невербальная классификация», «Лишний предмет» и тест для оценки интеллектуального развития детей «МЭДИС» (форма 4).
По результатам первичной диагностики нами было выяснено, что логическое мышление испытуемых развито слабо.
Дети с огромным трудом различают понятия.
Они долго размышляют над ответами, порой не понимая, что от них требуется. Часто им требовалось повторение инструкции.
Воспитанники делают серьезные ошибки при объединении объектов в группы, не понимают различий между совершенно разными понятиями.
Также им тяжело решать простейшие логические задачи, выбранные в соответствии с их возрастом.
Проанализировав результаты проведения диагностических методик, мы разработали программу коррекционно-развивающих занятий.
Все занятия были разделены нами на три блока (задания на развитие анализа, синтеза и классификации).
Вместе с тем, мы разделили детей на две группы, - основную, с которой занятия проводятся с применением короткометражных анимационных роликов, и контрольную, - чтобы отследить динамику развития и сравнить показатели.
Все занятия проходят в форме игровых сеансов длительностью 25-30 мин.
По предварительным результатам мы отмечаем, что развитие логических операций быстрее и эффективнее идет именно в основной группе.
Испытуемые действительно лучше запоминают учебный материал, если им предложить мультипликацию.
Помимо этого, дети с большим желанием идут на занятия, работают на них охотно и увлеченно.
Ребята из основной группы быстрее научились объединять предметы и явления в группы.
У них возникает гораздо меньше трудностей при выполнении заданий, они перестали требовать помощи взрослого к концу блока.
В ходе игровых сеансов испытуемые делают меньше ошибок.
Кроме того, стоит заметить, что воспитанники сами просят исследователя задать им задачи немного сложнее, чем были на предыдущем занятии.
Тем не менее, исследование продолжается, и потому делать выводы об эффективности применения средств анимации в процессе коррекционно-развивающей работы пока рано.