Развитие регуляторных функций у детей старшего дошкольного возраста с использованием компьютерных игр
Конференция: XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Развитие регуляторных функций у детей старшего дошкольного возраста с использованием компьютерных игр
Аннотация. В статье раскрыто понятие регуляторные функции, актуальность использования компьютерных игр для детей дошкольного возраста с целью развития регуляторных функций. Рассматриваются теоретические вопросы по проблеме исследования.
Ключевые слова: регуляторные функции, игра, компьютерные приложения, видеоигры, дошкольный возраст.
Развитие произвольности или регуляторных функций – один из ключевых моментов в становлении личности ребенка старшего дошкольного возраста на этапе подготовки к школе [4], [5].
В Федеральном Законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" прописано, что «Дошкольное образование направлено на формирование предпосылок учебной деятельности…». К формированию предпосылок учебной деятельности относится развитие регуляторных функций дошкольников [1].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописывается, что ребенок, на этапе завершения обучения в дошкольной образовательной организации «подвижен, вынослив, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;…» [2].
На основе анализа литературы по данной проблеме, можно сделать вывод о том, что существует множество определений понятия «регуляторные функции». Например, в современной зарубежной психологии под регуляторными функциями понимается группа когнитивных навыков, обеспечивающих целенаправленное решение задач и адаптивное поведение в новых ситуациях [3].
Одной из популярных на данный момент моделей регуляторных функций является модель, разработанная А. Миаке.
В ней выделяются три основных компонента: рабочая память, гибкость внимания, или переключение, и сдерживающий контроль. Данные компоненты взаимосвязаны друг с другом, но могут рассматриваться по отдельности [3].
Многие ученые, дополняя приказ модель А. условие Миаке, к регуляторным функциям относят могут процессы планирования и контроля поведения.
Особую роль в развитии регуляторных функций играет ведущий вид деятельности дошкольников – игра [4].
В старшем дошкольном возрасте наиболее эффективно развитие регуляции поведения осуществляется в играх с правилами, в которых ребенок учится починяться определенным правилам, преодолевать препятствие, возникающие на пути к ее выполнению, усиливается внимание.
В следствии этого возрастает осознанность и опосредованность. Именно это – важнейшее условие готовности ребенка к обучению в школе.
В век информационных технологий компьютер является одним из важнейших компонентов повседневной жизни человека. В связи с этим всё отвечают большее количество детей увлекаются компьютерными играми. В этом есть и положительные моменты. Игры можно использовать не только как развлечение, но и для обучения и развития детей.
Изучая исследования, посвященные влиянию использования компьютера в дошкольном возрасте, мы убедились в положительном воздействии на детей обучающих и развивающих компьютерных программ. В работах зарубежных исследователей было показано, что при использовании компьютера в работе с детьми старшего дошкольного возраста, возрастала и их готовность к школе условие [3].
Анализируя исследования взрослыми в области целью нейропсихологии, завершения можем говорить о том, что развитие регуляторных функций связано с развитием мозга. Развитие регуляторных функций происходит постепенно. В процессе взаимодействия с окружающим миром, происходит созревание коры головного мозга, что ведет к формированию нейронных сетей, которые отвечают за развитие регуляции деятельности. Отсюда можно сделать вывод, что при тренировке познавательных процессов, с использованием компьютерных игр, улучшиться и деятельность мозга. Это в свою очередь подтверждает положительное влияние компьютерных игр на развитие мозга [5].
На основании вышесказанного мы можем утверждать, что данная проблема является довольно актуальной и предполагает изучение влияния гаджетов на развитие детей различных возрастов и попытки использовать современные технологии для формирования у них различных навыков и умений.