Статья:

Психическое развитие в подростковом возрасте

Конференция: XCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Шаруда А.А., Меряхина А.А. Психическое развитие в подростковом возрасте // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XCII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(92). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/23(92).pdf (дата обращения: 30.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Психическое развитие в подростковом возрасте

Шаруда Артем Андреевич
студент, Армавирского государственного педагогического университета, РФ, г. Армавир
Меряхина Александра Александровна
студент, Армавирского государственного педагогического университета, РФ, г. Армавир
Качалова Алевтина Васильевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент. Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

Аннотация. В данной статье были рассмотрены особенности психического развития в подростковом возрасте, а именно: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психические новообразования, а также страхи, которые может испытывать подросток в этот не простой период.

Abstract. This article discusses the features of mental development in adolescence, namely: the social situation of development, leading activities, mental neoplasms, as well as fears that a teenager may experience during this difficult period.

 

Ключевые слова: подростковый возраст, рефлексия, мировоззрение, подросток, интимно-личностное общение, социальная ситуация развития.

Keywords: teenage age, teenager, intimate and personal communication, social situation of development

 

Психическое развитие, в любом возрасте, не только в подростковом[1], происходит под обязательным воздействием и включением в себя трех факторов, которые выделил Д. Б. Эльконин: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и психические новообразования. [1]. Представленные факторы играют двойную роль, они, одновременно как оказывают непосредственное влияние на психическую динамику личности, так и сами изменяются с взрослением индивида. Подростковый возраст – это особо значимый период в жизни каждого человека, в нем закладываются психологические черты уже взрослой личности, поэтому перечисленные факторы имеют яркие отличия от предыдущих возрастов и поэтому выходят на новый уровень.

Главным изменением юношества является не внешнее проявление или форма деятельности социальной ситуации развития, а внутренне содержание всех процессов. Именно с подросткового возраста личность начинает оценивать себя, анализировать происходящее вокруг и обращаться к собственной индивидуальности.

Особенно ярко это проявляется в социальной ситуации развития. Ведь подросток продолжает учиться в школе, жить в семье, общаться примерно с тем же кругом лиц, но меняется его отношение ко всему окружающему. Происходит оценка себя, как самостоятельной личности, придается особая значимость мнению сверстников, нежели старших людей и родителей. [2]. Отсюда и возникают конфликты между подростками и родителями, учителями. Взрослые, зачастую, не принимают и даже подавляют желание ребенка восприниматься взрослым. [3]. И тогда имеют место быть как непосредственные конфликты с взрослыми, так и внутренние, в связи с неудовлетворенной потребностью, быть равным взрослым людям. Поэтому общение со сверстниками, где подросток воспринимается полноценным членом группы, занимает важную позицию.

Как уже говорилось выше, подросток большое количество времени проводит со своими сверстниками, из чего и следует, что ведущей деятельностью подростка является интимно – личное общение со сверстниками, ведь именно оно позволяет удовлетворить большинство потребностей индивида в подростковом возрасте. Именно эта деятельность позволяет подростку апробировать статус взрослого человека, только в среде ровесников. Эта социальная группа позволяет ему почувствовать себя значимым, особенным. В течение подросткового возраста изменяются мотивы общения со сверстниками: в 10 - 11 лет – желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе; в 12 - 13 лет – желание занять определенное место в коллективе сверстников; в 14 - 15 лет – стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности.

Именно интимно – личное общение не просто сопровождает процесс психического развития, но и является его источником [4]. Ведь общение со сверстниками, которые тоже стремятся к статусу взрослого человека, дает возможность «проиграть» моменты взрослой жизни, социализироваться, усвоить нормы человеческих отношений разного уровня и характера.  Эта новая форма деятельности раскрывает скрытые до этого черты личности, это важно, как для родителей, так и для самого подростка, который пытается разобраться в себе. Самое главное, что получения этого опыта коммуникации происходит не в игре, а в реальной жизни, с проявлением настоящих чувств и эмоций. И самое неправильное действие взрослых на данном этапе взросления – это недооценивать значимость тех чувств, которые испытывает подросток в связи с общением со сверстниками.

Опыт, полученный подростком, и усвоенные им нормы общения ложатся в основу будущих контактов личности. Человек выстраивает коммуникации, основываясь на прошлом опыте. Поэтому взрослые не должны препятствовать подростку и подавлять его порывы, их задача направить и помочь ему выстроить сеть взаимоотношений со сверстниками.

Выше мы уже рассмотрели два фактора, выделенных Элькониным, которые воздействуют на психическое развитие в подростковом возрасте, но остался последний, возможно самый важный – новообразования, а они таковы:

1) В отечественной психологии всегда выделяли самопознание[2], как центральное новообразование подросткового возраста, так как именно благодаря нему, подросток начинает ощущать себя индивидуальным членом общества и общественных отношений в целом. [5].

2) Д. Б. Эльконин, в свою очередь, центральным новообразование подросткового возраста считал появление, так называемого, чувства взрослости, когда подросток уже ощущает себя, как взрослый человек, но это чувство конечно же не до конца сформировано[3]. [6].

3) По мнению Л. И. Бодовича, именно в подростковом возрасте происходит деформация отношения подростка к миру и к самому себе, в частности, у подростка начинает формироваться мировоззрение, то есть восприятие им своего места в общественных отношениях. Он определяется со своими интересами и предпочитаемыми видами деятельности, что способствует дальнейшему профессиональному становлению.

4) Следующим новообразованием является самоопределение. Подростки начинают понимать самих себя и, собственно, свои способности и возможности. Они начинают осознавать свое назначение в жизни.

5) Еще одним немаловажным новообразованием подросткового возрастая является формирование формально-логического интеллекта, то есть формирование способности производить различные логические операции с информацией.

6) Также формируется дивергентное и гипотетико-дедуктивное мышление. [7]. Стоит разобрать оба этих понятия более подробно. Мария Захарова пишет, что впервые термин «дивергентное мышление» в психологическую науку ввел Д. Гилфорд, который подразумевал под данным термином мышление, идущее в различных направлениях. Исходя из определения Гилфорда, можно сказать, что дивергентное мышление – это творческое мышление, сутью которого является поиск различных способов решения одной проблемы. Гипотетико-дедуктивное мышление – это способность к абстрагированию.

7) Последним новообразованию юношества является рефлексия[4]. [8]. Говоря простыми словами, этот термин означает формирование способности оценивать собственные поступки, то есть, это качество, которое позволяет проанализировать свои действия, для дальнейшего уменьшения негативных последствий, вызванных теми или иными действиями индивида.

Если немного обобщить, то можно сказать, что в подростковом возрасте мы можем наблюдать немало новообразований. Возникает логичный вопрос, что такого особенного в новообразованиях именно данного возрастного периода? Ответ прост, именно в этом возрасте закладываются те качества, которые будут определять поведение личности на протяжении всей его дальнейшей жизни.

Мы рассмотрели основные факторы, которые оказывают влияние на психическое развитие в подростковом возрасте. Все эти составляющие помогают подростку приобрести те установки, с которыми он пойдет дальше, во взрослую жизнь. Но, все психические изменения, происходящие в юношестве, тяжело переживаются индивидами. Довольно часто, процесс взросления сопровождается появлением различных страхов. Как отмечал детский психолог А. И. Захаров, у детей в возрасте от 10 до 12 лет преобладают природные страхи, то есть боязнь темноты, грома, высоты и т. д. В период юношества появляются, так называемые, социальные страхи, пик формирования которых приходится на 15 лет. [9]. Традиционно выделяют 5 видов социальных страхов, рассмотрим их.

  1. Страх «быть не собой», то есть боязнь, быть не самим собой, боязнь «плыть по течению» и боязнь быть сильно подверженным чужому влиянию.
  2. Страх провала, осуждения, наказания. Подросток боится потерпеть неудачу, за которой последует осуждение со стороны сверстников, а порой и наказание со стороны взрослых (учителей, родителей).
  3. Страх физических недочетов. В период подросткового возраста тело подроста может сильно меняться (изменяется вес, увеличивается рост, происходит половое созревание), вследствие чего подросток может комплексовать, так как в этом возрасте дети очень категоричны, и из-за изменений во внешности, подростки могут подвергаться травле со стороны сверстников.
  4. Страх одиночества. Как уже говорилось выше, в период подросткового возраста у подростка формируется мировоззрение. Он определяет свои интересы и начинает выделять свою индивидуальность. В данный период придается большое значение своей идентичности, и, если подросток не находит в своем окружении человека, с примерно такими же интересами, возникает страх остаться в одиночестве.
  5. Страх невозможности самореализации. Под конец подросткового периода, возникает страх бесперспективности, так как не у всех подростков интересы совпадают с желанием хорошо зарабатывать, вследствие чего подросток боится будущей самостоятельной жизни, где ему придется зарабатывать на жизнь своими силами.

Все перечисленные страхи, возникают в процессе психического развития в период подросткового возраста. Они не несут положительного эффекта, и являются побочным эффектом процесса взросления, преодоление которого позволит личности гармонично развиваться.

Подводя итог, можно сказать, что юношество или подростковый возраст является ключевым периодом в становлении полноценной личности, ведь именно в это время закладываются те черты, которые будут характеризовать индивида в дальнейшей жизнь.

 

Список литературы:
1. Д. Б. Эльконин. Избранные психологические труды. – Москва: Педагогика, 1989.
2. Л. С. Выготский. Педология подростка. – Москва, 1929.
3. А. А. Реан. Психология человека: от рождения до смерти. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – С. 319-396. – 656 с.
4. Л. Ф. Обухова. Детская Психология. – Москва: Юрайт, 2013. – С. 359-390. – 460 с.
5. Л. И. Божович. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер Пресс, 2009. – С. 275-304. – 400 с.
6. Д. Б. Эльконин. Избранные психологические труды. – Москва: Педагогика, 1989.
7. Ж. Пиаже. Избранные психологические труды. – Москва: Просвещение, 1969. – С. 659.
8. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е издание. – Спб: Питер, 2012. – С. 492-556. – 940 с.
9. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Союз, 2000. – С. 90-91.

[1] Возрастной промежуток, соответствующий подростковому периоду, варьируется у различных авторов. У Б. Г. Ананьева подростковый возраст соответствует 12-16 годам, у В. В. Бунака 14-17 лет у мальчиков и 12-16 лет у девочек, у Д. Б. Эльконина 12-18 лет, а у А. А. Маркосяна 13-16 лет для мальчиков и 12-15 у девочек.

[2] Самопознания – это познание самого себя, изучение своей внутренней сущности в процессе общественной деятельности. (Толковый словарь Д. Н. Ушакова).

[3] Для примера можно привести знаменитое выражение «Слова не мальчика, но мужа», из которого мы видим, что процесс взросления начинается именно в юношеском возрасте.

[4] Французский ученый Пьер Тейяр де Шарден определяет рефлексию, как качество, отличающее человека от животного, так как благодаря именно ему, человек может анализировать знания о самом себе. Немецкий ученый Эрнст Кассирер определяет рефлексию, как способность фокусироваться на одном из способов решения проблемы и бросить все силы, на его осуществление.