Статья:

Факторы формирования ценностных ориентаций современных дошкольников

Конференция: XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Соболева А.В. Факторы формирования ценностных ориентаций современных дошкольников // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(28). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(28).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Факторы формирования ценностных ориентаций современных дошкольников

Соболева Анна Вячеславовна
студент, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников. Сделана попытка проанализировать и систематизировать результаты исследования факторов формирования ценностных ориентаций современных дошкольников.

 

Ключевые слова: ценностные ориентации, дошкольники, факторы формирования, старший дошкольный возраст, социальная группа.

 

Ценностные ориентации являются главным критерием в отношении человека к окружающему миру. Они определяют социальное взаимодействие людей, борьбу и согласование их интересов, требований, регулируют поведение человека, определяя будущее жизни личности в обществе. Однако, в современных условиях социального функционирования общества осуществляется трансформация ценностей, и отнюдь не в лучшую сторону. В связи с жесткими экономическими условиями, многие семьи находятся на грани выживания, что обостряет ценность материальных доходов, а также вынуждает родителей находиться в постоянной занятости. Ориентация взрослых на собственные достижения, социальный успех (которые в первую очередь понимается как статус и доход) в ущерб семейным и нравственным ценностям, создает ориентиры  для детей, которые активно усваивают пропагандируемые взрослыми ценности. Дошкольный  возраст рассматривается в отечественной психологии как возраст фактического складывания личности, а взаимодействие со взрослыми в личном общении, игре и деятельности, обуславливает качественные изменения в мотивационно-потребностной сфере детей.

Анализ ценностных ориентаций дошкольников осуществляли в своих исследованиях Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, A.B. Запорожец, Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина, Н.И. Непомнящая, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова, Ж. Пиаже Б.В. Субботский и др. Ученые установили, что дошкольный возраст является периодом первичного становления ценностной сферы человека, к старшему дошкольному возрасту у детей уже присутствуют свои ценности, на которые они ориентируются в поведении и деятельности. Старший дошкольник уже способен оценить поведение сверстника в контексте ценностей, выделить ненормативное поведение, подчинить свое поведение социально-ценностным нормам [1, с.126].

Механизм формирования ценностных ориентаций дошкольников объясняется  культурно-исторической концепцией Л.С. Выготского: процесс становления ценностных ориентаций у дошкольников понимается как процесс  трансформации (культурации) натуральных, врожденных форм психики детей (инстинкты, потребности, безусловные рефлексы, эмоции) в высшие психические формы (чувства, понятия, отношения, мотивы, потребности и др.), имеющие нравственное содержание. То есть, формирование ценностей и ценностных ориентаций представляет собой процесс усвоения (интериоризации-экстериоризации, Л.С. Выготский) доступных ребенку базисных ценностных понятий, на основе которых вырабатываются ценности, эталоны, образцы, нормы и правила. Это происходит через действие общего механизма интериоризации–экстериоризации базисных ценностных понятий и частных механизмов подражания–имитации; идентификации; внутренней (самооценка) и внешней оценки (оценка окружающих)[2,с.109].

Данный механизм функционирует в социуме, в связи с чем основными факторами формирования ценностных ориентаций дошкольников становятся:

а) родители и семья как социальная группа (М.Р. Битянова, В.В. Абраменкова, В.С. Собкин);

б) социальная среда и воспитательные воздействия в ДОУ (Ю.П. Азарова, Ш.А. Амонашвили, А.А. Леонтьева, Ж. Пиаже и др.);

в) сверстники как социальная группа (В.В. Абраменкова, М.В. Осорина, А.В. Петровский, Н.Б. Полковникова и др.);

г) в настоящее время, средства массовой информации, компьютерные технологии (П. Райнер, Е.А. Репринцева, Е.О. Смирнова и др).

Рассмотрим эти факторы в контексте современных изменений социокультурной ситуации в мире и России.

Главной особенностью усвоения ценностей и ценностных ориентаций дошкольниками, о которой говорят многие исследователи, является ведущая роль взрослого в этом процессе (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.). С одной стороны, взрослый выступает как образец реализации ценностей и ценностных ориентаций в широком социальном плане: дошкольники усваивают первые знания о должном поведении людей в обществе (наблюдают и подражают). С другой стороны, взрослые – педагоги и родители являются непосредственными организаторами процесса усвоения детьми нравственного опыта. Исследования Ю.П. Азарова, Ш.А. Амонашвили, А.А. Леонтьева, Ж. Пиаже и др. показали, что предъявление образца поведения в позитивном значении выполняемых нравственных норм, а также правильное использование педагогической оценки и коллективного мнения позволяют сделать процесс их усвоения положительно переживаемым. Воспитание осознанного положительной отношения к ценностям  и нормам способствует выработке у детей единства нравственных представлений и поведения, ведет к формированию «личностного смысла», и реализации этого смысла в поведении (А.Н. Леонтьев) [3,с.18].  То есть, условием формирования высших ценностей, ценностей социального и духовного порядка, является содержание ценностей  микросоциума. При этом, позитивное влияние социальной среды на ценностное  развитие дошкольника обнаруживается при следующих условиях: высокий нравственный потенциал окружающей социальной микросреды; активность ребенка в освоении нравственного опыта; специальное психологическое сопровождение развития нравственной сферы личности дошкольника. В связи с изменениями социо-культурной ситуации как отмечают исследователи, началась  деформации механизмов передачи ценностей от старшего поколения к младшему. Современные исследования уделяют серьезное внимание влиянию ситуационного фактора на развитие ребенка, на становление его личности и ценностных ориентаций  (Л.Ф. Бурлачук, Н.Е. Веракса, Е.Ю. Коржова, Н.Н. Поддъяков, К.Н. Поливанова и др.). В современных условиях развития дошкольников значимость приобретает фактор средств массовой информации, в т.ч. просмотр телевизора, доступ в сеть интернет, пользование гаджетами для общения и поиска информации. Негативное влияние данного фактора обусловлено не только содержанием ценностей, которые транслируют СМИ и сеть интернет, но и степенью значимости данного фактора для формирования ценностей дошкольника. Ряд исследователей отмечают, что основное негативное влияние СМИ и сети интернет  связано с отдалением членов семьи друг от друга в связи  с увлеченностью виртуальной реальностью (В.В. Абраменкова, М.В. Осорина, Н.Б. Полковникова, и др.). В результате этого, родители и воспитатели не имеют отношения к решениям, которые принимают дети, поскольку несколько отдалились от своих детей, рожденных в «цифровую эру» (М.В. Осорина). Дошкольники усваивают формат тех ценностей, которые навязываются СМИ и компьютерными играми (П. Райнер, Е.А. Репринцева, Е.О. Смирнова и др.).

Таким образом, основным механизмом формирования ценностей и ценностных ориентаций дошкольника являются процессы интериоризации/ экстериоризации, идентификации и подражания. В связи с этим, основными факторами формирования ценностей и ценностных ориентаций дошкольников являются социальные факторы, среди которых приоритетными являются фактор семьи, дошкольного учреждения, группы сверстников, и на данном этапе существенно возросла значимость средств массовой информации и сети интернет.

 

Список литературы:
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. – М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2000. – 416 с. 
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2010. – 282 с. 
3. Битянова, М.Р. Ценностный аспект современного образования (психолого-педагогическая технология развития ценностных ориентаций у детей и подростков) / М.Р. Битянова // Основы религиоз. культур и свет. этики. 2011. – №2. – 40 с.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – М.: АСТ, 2014. – 671 с.
5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: АСТ, 2019. – 960 с.