Факторы формирования ценностных ориентаций современных дошкольников
Конференция: XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Факторы формирования ценностных ориентаций современных дошкольников
Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников. Сделана попытка проанализировать и систематизировать результаты исследования факторов формирования ценностных ориентаций современных дошкольников.
Ключевые слова: ценностные ориентации, дошкольники, факторы формирования, старший дошкольный возраст, социальная группа.
Ценностные ориентации являются главным критерием в отношении человека к окружающему миру. Они определяют социальное взаимодействие людей, борьбу и согласование их интересов, требований, регулируют поведение человека, определяя будущее жизни личности в обществе. Однако, в современных условиях социального функционирования общества осуществляется трансформация ценностей, и отнюдь не в лучшую сторону. В связи с жесткими экономическими условиями, многие семьи находятся на грани выживания, что обостряет ценность материальных доходов, а также вынуждает родителей находиться в постоянной занятости. Ориентация взрослых на собственные достижения, социальный успех (которые в первую очередь понимается как статус и доход) в ущерб семейным и нравственным ценностям, создает ориентиры для детей, которые активно усваивают пропагандируемые взрослыми ценности. Дошкольный возраст рассматривается в отечественной психологии как возраст фактического складывания личности, а взаимодействие со взрослыми в личном общении, игре и деятельности, обуславливает качественные изменения в мотивационно-потребностной сфере детей.
Анализ ценностных ориентаций дошкольников осуществляли в своих исследованиях Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, A.B. Запорожец, Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина, Н.И. Непомнящая, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова, Ж. Пиаже Б.В. Субботский и др. Ученые установили, что дошкольный возраст является периодом первичного становления ценностной сферы человека, к старшему дошкольному возрасту у детей уже присутствуют свои ценности, на которые они ориентируются в поведении и деятельности. Старший дошкольник уже способен оценить поведение сверстника в контексте ценностей, выделить ненормативное поведение, подчинить свое поведение социально-ценностным нормам [1, с.126].
Механизм формирования ценностных ориентаций дошкольников объясняется культурно-исторической концепцией Л.С. Выготского: процесс становления ценностных ориентаций у дошкольников понимается как процесс трансформации (культурации) натуральных, врожденных форм психики детей (инстинкты, потребности, безусловные рефлексы, эмоции) в высшие психические формы (чувства, понятия, отношения, мотивы, потребности и др.), имеющие нравственное содержание. То есть, формирование ценностей и ценностных ориентаций представляет собой процесс усвоения (интериоризации-экстериоризации, Л.С. Выготский) доступных ребенку базисных ценностных понятий, на основе которых вырабатываются ценности, эталоны, образцы, нормы и правила. Это происходит через действие общего механизма интериоризации–экстериоризации базисных ценностных понятий и частных механизмов подражания–имитации; идентификации; внутренней (самооценка) и внешней оценки (оценка окружающих)[2,с.109].
Данный механизм функционирует в социуме, в связи с чем основными факторами формирования ценностных ориентаций дошкольников становятся:
а) родители и семья как социальная группа (М.Р. Битянова, В.В. Абраменкова, В.С. Собкин);
б) социальная среда и воспитательные воздействия в ДОУ (Ю.П. Азарова, Ш.А. Амонашвили, А.А. Леонтьева, Ж. Пиаже и др.);
в) сверстники как социальная группа (В.В. Абраменкова, М.В. Осорина, А.В. Петровский, Н.Б. Полковникова и др.);
г) в настоящее время, средства массовой информации, компьютерные технологии (П. Райнер, Е.А. Репринцева, Е.О. Смирнова и др).
Рассмотрим эти факторы в контексте современных изменений социокультурной ситуации в мире и России.
Главной особенностью усвоения ценностей и ценностных ориентаций дошкольниками, о которой говорят многие исследователи, является ведущая роль взрослого в этом процессе (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.). С одной стороны, взрослый выступает как образец реализации ценностей и ценностных ориентаций в широком социальном плане: дошкольники усваивают первые знания о должном поведении людей в обществе (наблюдают и подражают). С другой стороны, взрослые – педагоги и родители являются непосредственными организаторами процесса усвоения детьми нравственного опыта. Исследования Ю.П. Азарова, Ш.А. Амонашвили, А.А. Леонтьева, Ж. Пиаже и др. показали, что предъявление образца поведения в позитивном значении выполняемых нравственных норм, а также правильное использование педагогической оценки и коллективного мнения позволяют сделать процесс их усвоения положительно переживаемым. Воспитание осознанного положительной отношения к ценностям и нормам способствует выработке у детей единства нравственных представлений и поведения, ведет к формированию «личностного смысла», и реализации этого смысла в поведении (А.Н. Леонтьев) [3,с.18]. То есть, условием формирования высших ценностей, ценностей социального и духовного порядка, является содержание ценностей микросоциума. При этом, позитивное влияние социальной среды на ценностное развитие дошкольника обнаруживается при следующих условиях: высокий нравственный потенциал окружающей социальной микросреды; активность ребенка в освоении нравственного опыта; специальное психологическое сопровождение развития нравственной сферы личности дошкольника. В связи с изменениями социо-культурной ситуации как отмечают исследователи, началась деформации механизмов передачи ценностей от старшего поколения к младшему. Современные исследования уделяют серьезное внимание влиянию ситуационного фактора на развитие ребенка, на становление его личности и ценностных ориентаций (Л.Ф. Бурлачук, Н.Е. Веракса, Е.Ю. Коржова, Н.Н. Поддъяков, К.Н. Поливанова и др.). В современных условиях развития дошкольников значимость приобретает фактор средств массовой информации, в т.ч. просмотр телевизора, доступ в сеть интернет, пользование гаджетами для общения и поиска информации. Негативное влияние данного фактора обусловлено не только содержанием ценностей, которые транслируют СМИ и сеть интернет, но и степенью значимости данного фактора для формирования ценностей дошкольника. Ряд исследователей отмечают, что основное негативное влияние СМИ и сети интернет связано с отдалением членов семьи друг от друга в связи с увлеченностью виртуальной реальностью (В.В. Абраменкова, М.В. Осорина, Н.Б. Полковникова, и др.). В результате этого, родители и воспитатели не имеют отношения к решениям, которые принимают дети, поскольку несколько отдалились от своих детей, рожденных в «цифровую эру» (М.В. Осорина). Дошкольники усваивают формат тех ценностей, которые навязываются СМИ и компьютерными играми (П. Райнер, Е.А. Репринцева, Е.О. Смирнова и др.).
Таким образом, основным механизмом формирования ценностей и ценностных ориентаций дошкольника являются процессы интериоризации/ экстериоризации, идентификации и подражания. В связи с этим, основными факторами формирования ценностей и ценностных ориентаций дошкольников являются социальные факторы, среди которых приоритетными являются фактор семьи, дошкольного учреждения, группы сверстников, и на данном этапе существенно возросла значимость средств массовой информации и сети интернет.