Инклюзия в понимании современного общества
Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Психология
XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Инклюзия в понимании современного общества
Инклюзия – это процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь, позволяющий каждому человеку равноправно участвовать в общественной жизни, благодаря разработке и применению конкретных решений [1].
Инклюзия предусматривает не ограничиваемое участие и свободу выбора человека с особыми потребностями меры, форм и способов во всех социальных процессах, на всех ступенях образования, в процессе досуга, на работе, в реализации различных социальных ролей и функций. В науке инклюзия рассматривает как форма совместной жизни обычных людей и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, по отношению к участию в котором все члены общества имеют право свободного выбора и которое развивает общество [8].
Невозможно не заметить актуальность данной темы, ведь сейчас, к сожалению, в нашем мире количество людей, и зачастую детей, с ограниченными возможностями здоровья, растёт. Важно отметить, что идеи гуманизации, переосмысления человеческих ценностей, уникальности человеческой личности являются основными составляющими идеями инклюзивного миропонимания. Данной проблемой занимались многие психологи, философы, социологи. Большой вклад в развитии данной темы внесли Е.И. Пурыгина, М.С. Староверова, Т.В. Тимохина. Авторы отмечают, что инклюзия достижима в той социальной среде, которая готова к восприятию самой этой идеи [4;5; 6].
Каждый человек в нашей стране имеет право на образование, в том числе и человек с ОВЗ. Успешное введение инклюзии в учебный процесс возможно лишь в социуме, имеющем разумную нравственную основу. А готов ли сейчас наш социум к инклюзии? Отношение общества к человеку с особенностями всегда ли основано на принятии, терпимости, толерантности? Этими и многими другими вопросами задаются исследователи, что говорит нам о повышенном интересе к данной теме. Исходя из вышесказанного, мы поставили цель – выяснить понимание проблемы инклюзии среди современного общества.
Процесс инклюзии людей с особыми потребностями предусматривает обеспечение социальной помощи и поддержки, равных возможностей для самореализации в обществе и получения образования на должном уровне[7].
Инклюзивное образование не есть лишь фактическое присутствие детей с ограниченными возможностями здоровья рядом со сверстниками. Создание соответствующих условий в их образовании и воспитании охватывает такие аспекты, как физическое, позиционное и другие. Среда и возможности в такой системе должны охватить всех детей с различными ограниченными возможностями [5].
Инклюзия основана на понимании личной свободы человека, его возможностей выбора и доступа, его прав, имеет глубокое влияние на развитие человека как индивидуума. Инклюзивное образование создает условия для наибольшего раскрытия потенциальных возможностей и независимой жизни и самореализации людей с особенностями [7].
За последнее время можно наблюдать, как происходит поворот социального интереса к людям, имеющим ограниченные возможности жизнедеятельности и социальной активности, чье развитие и жизнь не вписываются в рамки типичного. Идеи о ценности жизни медленно, но неуклонно овладевают общественным сознанием [6].
В последнее десятилетие в условиях активного развития информационных и адаптивных технологий совершенствуются формы инклюзии людей с ограниченными возможностями здоровья. Этот процесс представляет собой активное укрепление чувства принадлежности индивида или группы к сообществу [2].
Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение, досуг. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная среда, преодолены барьеры общественного сознания [3].
На наш взгляд, система инклюзивного образования, с точки зрения социокультурных возможностей, образовательного пространства, нравственных принципов общества расширяется с каждым днем. В связи с этим, на предмет изучения уровня готовности общества к инклюзии и осмысления проблемы отношения людей к человеку с ограниченными возможностями здоровья, нами было проведено исследование. Экспериментальную базу составили студенты и преподаватели «Череповецкого государственного университета». В анкете предлагалось ответить на вопросы по блокам:
· Как вы относитесь к людям с ограниченными возможностями здоровья
· Какие положительные черты личности Вы можете отметить у таких людей
· Какие отрицательные черты Вы можете отметить у них
· Как вы относитесь к тому, что бы человек с ограниченными возможностями здоровья был (ваш учитель, родственник и др.)
· В какой школе лучше всего было бы учиться детям с ОВЗ?
· Нужны ли людям с особыми потребностями льготы?
· Как Вы относитесь к созданию государственной программы трудоустройства инвалидов, созданию для них рабочих мест?
По результатам исследования, которое мы провели были получены следующие данные: опрос показал, что все респонденты положительно относятся к лицам с ОВЗ, в том числе с интеллектуальной недостаточностью; отмечались такие положительные черты характера как работоспособность, упорство в достижении цели, доброжелательность, терпение. Однако опрашиваемые выдели и отрицательные черты, которые возможны у всех людей с особенностями: завистливость, чрезмерное чувство жалости, недовольство окружающими. Многие опрашиваемые люди видели людей с ограниченными возможностями здоровья своими соседями по дому, но затруднялись ответить, если это будут их родственники. Не желательно, с точки зрения респондентов, если люди с ограниченными возможностями будут их коллегами, подчиненными, врачами, учителями, представителями власти. Некоторые респонденты считали, что детям с нарушениями в развитии необходимо проходить обучение в специальных классах массовых школ, в специальных школах. Необходимость льгот и государственной программы трудоустройства инвалидов признаются практически всеми опрашиваемыми людьми.
Полученные нами данные свидетельствую о заинтересованности общества в проблеме инклюзии в нашем мире. В настоящее время не каждый готов принять человека с ограниченными возможностями. Осознание того, что это проблема есть здесь и сейчас, закладывает новый мировоззренческий фундамент, в центре которого стоит новый взгляд на социокультурную реальность.
Такая этическая концепция утверждает безусловное право на полноценную жизнь любого человека вне зависимости от того, есть у него дефекты в развитии или нет, а также его безусловное право на образование и специальную помощь в соответствии с его особыми потребностями, право на достойную жизнь среди людей, право на уважительное отношение к нему.