Статья:

Сформированность самооценки у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Конференция: LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Марышева А.А. Сформированность самооценки у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. LIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(52). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(52).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Сформированность самооценки у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Марышева Анастасия Александровна
студент, ТГПУ им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

Проблема развития личности ребенка в  младшем школьном возрасте  с умственной отсталостью является важной на сегодняшний день т.к количество детей с нарушениями остаются достаточно высокими и постоянно увеличиваются. Развитие личности - главный фактор становление  адекватной самооценки  и уровня притязаний  в будущем ребенка, а особенно у детей данного контингента.

Тема самооценки разработана в отечественной литературе достаточно хорошо. Наиболее полно теоретические аспекты проблемы самооценки разработана в трудах  следующих отечественных психологов – Б.Г.Ананьева, Л.И. Божович, А.В.Захаровой, И.С.Кона, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, В.В. Столина, зарубежных –У.Джемса Ч.Кули ,Дж. Мида ,Э. Эриксона, К. Роджерса.

Актуальность исследования  обусловлена тем что определение уровня самооценки будет способствовать адекватному уровню притязаний , обеспечивать адекватный подход к формированию самооценки у умственно отсталых младших школьников, что  способствует успешному освоению необходимых трудовых навыков, соответственно , так же и  для активной социализации  и реабилитации.

Процесс развития самооценка умственно отсталых младших школьников отличается от самооценки их полноценных сверстников , так как  у умственно отсталого ребёнка с самых ранних лет формируется завышенной, потому что родители склонны радоваться каждому, даже самому малому успеху. [1]

Но, к 8-9 годам, когда ребенок находиться на этапе школьного обучения  у него формируется более глубокое осознание себя, благодаря оценочным моментам в школе и отношению педагога. То есть ,самооценка умственно отсталого младшего школьника в большей мере зависит от его окружения , и роли  педагога специальной школы , которое состоит в том, чтобы путём проведения соответствующих мероприятий,  а именно формирование самооценки является необходимым компонентом коррекционно-воспитательной работы, обеспечивающей полноценное развитие младшего школьника. Ведь известно , что неадекватная самооценка приводит к формированию у ребёнка многих негативных черт личности, таких как озлобленность, инфантилизм, предрасположенность к депрессии и других.[2]

Основываясь на выше изложенном, целью исследования стал анализ и разработка диагностической программы для исследования сформированности самооценки у младших школьников с умственной отсталостью. И предметом исследования являлась  сформированность самооценки у умственно отсталых младших школьников.

Задачи исследования следующие:

1. провести теоретический  анализ психолого-педагогической и научной литературы по проблеме исследования.

2.разработать и реализовать диагностическую программу по выявлению уровня сформированности самооценки младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

3.провести количественный и качественный анализ полученных результатов исследования.

Разработанная в данном исследовании диагностическая программа включает в себя такие методики как «Лесенка» (В.Г. Щур) ; Методика» Определение эмоционального уровня самооценки»( А.В.Захарова); Методика «Шкалы Дембо-Рубинштейн»  (С.Я.Рубинштейн, Т.В.Дембо); Методика «Шкала самоуважения Розенберга» ( Розенберг); Методика- «Пробе Де Греефе» (Де Греефе) [2]

Проведённое исследование позволило решить следующие задачи:

1.На основе анализа литературы были правильно определены проблемы изучения самооценки:

Самооценка – это сложное, многофункциональное личностной образование, принимающее непосредственное участие в формировании психики и регуляции деятельности. Один из важнейших структурных компонентов Я-концепции личности.

Самооценка может быть заниженной, завышенной, адекватной; Так же принято различать общую и частную самооценку. Частная самооценка формируется на основе общей, благодаря оформлению и развитию в ее структуре таких элементов, как Я - идеальное,Я-реальное.

Функции самооценки :

1.      Условие внутренней саморегуляции

2.      Познавательная (когнитивная) функция

3.      Механизм психологической защиты

4.      Отражение уровня притязания личности .[3]

 

2. На основе анализа литературы были правильно определенны психологические особенности детей младшего школьного возраста:

Младший школьный возраст – один из сложнейших этапов развития ребенка. В младшем школьном возрасте (7-10 лет) самооценка складывается под влиянием школьных успехов и под воздействием общения с учителем.

3. На основе анализа литературы были определены особенности самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью: формирование самооценки происходит на неадекватной позиции , имеет тенденцию к завышению своих возможностей. Несмотря на трудности формирования адекватных представлений о себе, т. е не правильное становление самооценки ,усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности,  младшие школьники имеют возможности для развития.

Это позволяет сделать следующие выводы:

1. На основе анализа литературы были правильно определены психологические особенности самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

2. Разработанная в данном исследовании диагностическая программа может быть в дальнейшем использована для изучения особенности самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

 

Список литературы:
1.Виноградова А.Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
2.Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей.- М.: Просвещение, Владос
3.Маклаков А. Г - Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с.