Сформированность самооценки у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Конференция: LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Психология
LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Сформированность самооценки у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Проблема развития личности ребенка в младшем школьном возрасте с умственной отсталостью является важной на сегодняшний день т.к количество детей с нарушениями остаются достаточно высокими и постоянно увеличиваются. Развитие личности - главный фактор становление адекватной самооценки и уровня притязаний в будущем ребенка, а особенно у детей данного контингента.
Тема самооценки разработана в отечественной литературе достаточно хорошо. Наиболее полно теоретические аспекты проблемы самооценки разработана в трудах следующих отечественных психологов – Б.Г.Ананьева, Л.И. Божович, А.В.Захаровой, И.С.Кона, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, В.В. Столина, зарубежных –У.Джемса Ч.Кули ,Дж. Мида ,Э. Эриксона, К. Роджерса.
Актуальность исследования обусловлена тем что определение уровня самооценки будет способствовать адекватному уровню притязаний , обеспечивать адекватный подход к формированию самооценки у умственно отсталых младших школьников, что способствует успешному освоению необходимых трудовых навыков, соответственно , так же и для активной социализации и реабилитации.
Процесс развития самооценка умственно отсталых младших школьников отличается от самооценки их полноценных сверстников , так как у умственно отсталого ребёнка с самых ранних лет формируется завышенной, потому что родители склонны радоваться каждому, даже самому малому успеху. [1]
Но, к 8-9 годам, когда ребенок находиться на этапе школьного обучения у него формируется более глубокое осознание себя, благодаря оценочным моментам в школе и отношению педагога. То есть ,самооценка умственно отсталого младшего школьника в большей мере зависит от его окружения , и роли педагога специальной школы , которое состоит в том, чтобы путём проведения соответствующих мероприятий, а именно формирование самооценки является необходимым компонентом коррекционно-воспитательной работы, обеспечивающей полноценное развитие младшего школьника. Ведь известно , что неадекватная самооценка приводит к формированию у ребёнка многих негативных черт личности, таких как озлобленность, инфантилизм, предрасположенность к депрессии и других.[2]
Основываясь на выше изложенном, целью исследования стал анализ и разработка диагностической программы для исследования сформированности самооценки у младших школьников с умственной отсталостью. И предметом исследования являлась сформированность самооценки у умственно отсталых младших школьников.
Задачи исследования следующие:
1. провести теоретический анализ психолого-педагогической и научной литературы по проблеме исследования.
2.разработать и реализовать диагностическую программу по выявлению уровня сформированности самооценки младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
3.провести количественный и качественный анализ полученных результатов исследования.
Разработанная в данном исследовании диагностическая программа включает в себя такие методики как «Лесенка» (В.Г. Щур) ; Методика» Определение эмоционального уровня самооценки»( А.В.Захарова); Методика «Шкалы Дембо-Рубинштейн» (С.Я.Рубинштейн, Т.В.Дембо); Методика «Шкала самоуважения Розенберга» ( Розенберг); Методика- «Пробе Де Греефе» (Де Греефе) [2]
Проведённое исследование позволило решить следующие задачи:
1.На основе анализа литературы были правильно определены проблемы изучения самооценки:
Самооценка – это сложное, многофункциональное личностной образование, принимающее непосредственное участие в формировании психики и регуляции деятельности. Один из важнейших структурных компонентов Я-концепции личности.
Самооценка может быть заниженной, завышенной, адекватной; Так же принято различать общую и частную самооценку. Частная самооценка формируется на основе общей, благодаря оформлению и развитию в ее структуре таких элементов, как Я - идеальное,Я-реальное.
Функции самооценки :
1. Условие внутренней саморегуляции
2. Познавательная (когнитивная) функция
3. Механизм психологической защиты
4. Отражение уровня притязания личности .[3]
2. На основе анализа литературы были правильно определенны психологические особенности детей младшего школьного возраста:
Младший школьный возраст – один из сложнейших этапов развития ребенка. В младшем школьном возрасте (7-10 лет) самооценка складывается под влиянием школьных успехов и под воздействием общения с учителем.
3. На основе анализа литературы были определены особенности самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью: формирование самооценки происходит на неадекватной позиции , имеет тенденцию к завышению своих возможностей. Несмотря на трудности формирования адекватных представлений о себе, т. е не правильное становление самооценки ,усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, младшие школьники имеют возможности для развития.
Это позволяет сделать следующие выводы:
1. На основе анализа литературы были правильно определены психологические особенности самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
2. Разработанная в данном исследовании диагностическая программа может быть в дальнейшем использована для изучения особенности самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.