Статья:

Средства и методы формирования навыков изобразительной деятельности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Конференция: XXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Белова С.В. Средства и методы формирования навыков изобразительной деятельности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(33). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/3(33).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Средства и методы формирования навыков изобразительной деятельности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Белова Софья Викторовна
студент ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет», РФ, Кострома

 

Аннотация. В статье рассматриваются разнообразные упражнения, методы работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата по формированию у них навыков изобразительной деятельности, анализируется содержание занятий, их направленность на развитие техники рисования, лепки, использование творческих заданий на преобразование изображений, анализируется их эффективность.

Ключевые слова: ДЦП, дети с нарушением развития опорно-двигательного аппарата, дети дошкольного возраста, изобразительная деятельность, коррекционная работа.

 

Изобразительная деятельность один из самых привлекательных видов занятий для детей дошкольного возраста. Однако у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) изобразительная деятельность значительно затруднена вследствие нарушения развития различных двигательных функций.

Однако раннее начало психологической коррекционной работы способствует максимальному использованию компенсаторных возможностей детского организма: пластичности мозга, чувствительности к стимуляции психического и речевого развития, способности к компенсации нарушенных функций, что определяет значимость развивающей работы с этими детьми.

В опыте нашей работы ведущими средствами формирования навыков изобразительной деятельности были игровые упражнения, которые проводились в индивидуальной форме и были сгруппированы в 4 блока.

Первый блок: «Разбудим пальчики-лучики».

Цель: развитие мелкой моторики, расширение двигательных возможностей рук, кистей, пальцев детей.

С детьми проводились разнообразные движения, двигательные и игровые упражнения для развития мелкой моторики детей с НОДА, позволяющей подготовить руку к рисованию, к работе с пластичными материалами.

Второй блок: «Волшебные превращения»

Цель: работа с пластичными материалами, развитие изобразительных навыков в лепке. По данному блоку была предусмотрена работа с пластичными материалами (с соленым тестом или специальным мягким цветным тестом для лепки). Данные материалы приятны на ощупь, легко поддаются деформации. Дети учились преобразовывать кусочки пластичных материалов, комбинировать их, что способствовало развитию творческого начала в детских работах.

Третий блок: «Украсим этот мир».

Цель: закреплять и развивать навыки изобразительной деятельности, овладевать техниками нетрадиционного рисования (пальцами, ладонью, штампиками и др.).

Основное внимание в третьем блоке отводилось овладению нетрадиционных техник рисования: пальцами. Ладошками, печатками, штампиками, которые были привлекательны для детей, позволяли составлять яркие изображения, заполняя ими весь лист.

В процессе овладения различными техниками рисования дети закрепляли навыки изобразительной деятельности, учатся отражать в рисунках предметы, явления природы, пользуясь карандашами, красками, а также нетрадиционными способами изображения, что стимулирует развитие творчества, создает мотивацию и желание рисовать, развивает художественно-эстетическое восприятие окружающего мира.

Четвертый блок: «Я умею рисовать!»

Цель: на основе техники песочной терапии создавать мотивацию у детей к изобразительной деятельности, побуждать к достижению результатов в процессе выполнения игровых художественно-творческих заданий.

Для занятий с детьми песочной терапией были изготовлены ящики с песком с набором мелких игрушек – жителей песочной страны.

Серия занятий песочной терапией способствовала созданию мотивации у детей с НОДА к изобразительной деятельности, побуждали их к достижению результатов в процессе выполнения игровых художественно-творческих заданий.

Все используемых игровые упражнения с разными изобразительными материалами были направлены на формирование навыков изобразительной деятельности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Ведущими методами коррекционно-развивающей работы был игровой и практический, которые предусматривали вовлечение детей в изобразительную деятельность, оказание им помощи в практической работе с разными инструментами (карандашами, кисточками), а также знакомили детей с нетрадиционными способами изображений: пальцами, ладошками, печатками. Нетрадиционные способы изобразительной деятельности позволяли включать в коррекционно-развивающую работы с детьми с НОДА поисковые, исследовательские методы: «Что получится?», «На что похоже?», «Во что превратилось изображение?» и др.

После проведения коррекционно-развивающих игровых упражнений, занятий  и игр с изобразительными материалами, была повторно проведена диагностика развития у детей с НОДА технических умений изобразительной деятельности, мотивации к ней.

Результаты выполнения диагностических заданий на заключительном контрольном этапе исследования показали, что в группе испытуемых детей с НОДА преобладали дети со средним уровнем сформированности навыков изобразительной деятельности (снижение, по сравнению с аналитическим этапом исследования,  с 64% до 50%). Этим детям требовалась помощь педагога в процессе изобразительной деятельности, при выборе цвета при рисовании, оценке своего рисунка, придумывании ему названия (рис. 1).

 

Рисунок. 1. Результаты формирования у детей с НОДА изобразительных навыков (12 детей 6-8 лет) на первом аналитическом и заключительном контрольном этапах исследования

 

Детей с высоким уровнем сформированности навыков изобразительной деятельности на аналитическом этапе исследования было выявлено 36% (увеличение, по сравнению с аналитическим этапом исследования,  с 6% до 36%).

Детей с низким уровнем сформированности навыков изобразительной деятельности было выявлено 14% (снижение, по сравнению с аналитическим этапом исследования, с 30% до 14%). Эти дети часто отвлекались, бросали работу, отказывались от ее выполнения. Они спонтанно выбирали цвет карандашей, наносили хаотично линии, не могли дать оценку рисунку, придумать ему название.

Результаты исследования подтвердили эффективность разработанной программы, используемых методов и средств коррекционно-развивающей работы с детьми с НОДА по формированию у них изобразительной деятельности.

Полученные результаты подтвердили гипотезу проведенного исследования, что формирование навыков изобразительной деятельности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата будет способствовать развитию двигательных функций, творческих способностей, созданию мотивации к художественно-творческой деятельности.

 

Список литературы:

  1. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи/ Л. О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина  // Дефектология. – 2016. – №6. – с. 57–82.
  2. Вернер Д.Б. Реабилитация детей-инвалидов/ Д.Б. Вернер. – М.: Филантроп, 2012. – 288 с.
  3. Гончарова М.Н. Реабилитация детей с ОВЗ/ М.Н. Гончарова. – М.: Медицина, 2013. – 205 с.
  4. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография/А.Н.Коноплева, Т.Л.Лещинская. – М.: НИО Сфера, 2012. – 232 с.
  5. Сенсорные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. В.В.Лебединского. – М.: Просвещение, 2008. – 338 с.