СПЕЦИФИКА САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Конференция: XLVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
XLVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
СПЕЦИФИКА САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
SPECIFICS OF SELF-ESTEEM IN CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION
Polina Samoilova
student of N.G. Chernyshevsky Saratov State University, Russia, Saratov
Аннотация. Данная статья посвящена исследованию особенностей самооценки детей с интеллектуальной недостаточностью. Автор дает понятие самооценки, а также рассматривает факторы, влияющие на формирования самооценки у детей. Автор выдвигает гипотезу, согласно которой интеллектуальный дефект оказывает выраженное влияние на формирование самооценки у школьников и подтверждает ее.
Abstract. This article is devoted to the study of the peculiarities of self-esteem of children with intellectual disabilities. The author gives the concept of self-esteem, and also considers the factors influencing the formation of self-esteem in children. The author puts forward a hypothesis, according to which intellectual disability has a pronounced influence on the formation of self-esteem in schoolchildren and confirms it.
Ключевые слова: самооценка; личность; интеллектуальная недостаточность; исследование; школьники.
Keywords: self-esteem; personality; intellectual disability; research; students.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время численность детей с интеллектуальной недостаточностью непрерывно растет, а самооценка является одним из значимых компонентов личности и оказывает огромное влияние на все стороны развития человека. Самооценка регулирует поведение человека, влияет на отношение к себе, к близким и к окружающим людям. Стоит отметить, что проблема самооценки у подростков с интеллектуальной недостаточностью остается мало изученной. У школьников с умственной отсталостью отмечаются специфические особенности самооценки и уровня притязаний, что ведет к проблемам в дальнейшей интеграции в общество.
Самооценка - совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ «Я» [3]. В психологии выделяют адекватную и неадекватную самооценку, которая оказывает непосредственное влияние на поведение человека.
Суть адекватной самооценки заключается в том, что мнение человека о себе совпадает с тем, кем в действительности он является [5]. Адекватная самооценка — это сбалансированное и точное представление о себе. Человек правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критичен к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить в практике. Неадекватная самооценка это, необъективное оценивание себя, когда мнение человека о себе резко расходится с тем, каким его считают другие. Самооценка чаще всего бывает неправильной, и разделяется на завышенную и заниженную. Завышенная самооценка — неадекватное завышение в оценивании своей личности и своих возможностей. Заниженная самооценка — неадекватное недооценивание себя. Если самооценка неадекватна (завышена), то школьник, как правило, не реагирует на замечания, которые делаются окружающими.
У ребенка с интеллектуальной недостаточностью личностные качества формируются по тем же законам, что и у нормально развивающихся детей, но в своеобразных условиях, это можно заметить в различных аспектах. С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что «психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости. Развитие психики-специфика детства, прорывающаяся через любую, самую тяжелую патологию организма» [4].
В ходе экспериментальных наблюдений не раз отмечалось у умственно отсталых детей в целом неадекватная самооценка с тенденцией в сторону завышения. Причину такой самооценки можно объяснить общим интеллектуальным недоразвитием и общей незрелостью личности, Л.С. Выготский отмечал, что возможен и иной механизм образования симптома повышенной самооценки [1]. Со временем самооценка становится более адекватной, что говорит о развитии личности школьников. В результате правильной коррекции и обучения у детей, получается, правильно оценивать себя, свои навыки и умения.
Самооценка ребенка с интеллектуальной недостаточностью в обычных условиях постоянно подвергается различным, всесторонним взаимодействиям. Когда ребенок еще маленький и воспитывается в семье, в тот период обнаружения болезни его начинают постоянно жалеть, и радоваться малейшим достижениям. Поэтому сам ребенок склонен себя высоко и неадекватно оценивать. У него появляется высокое притязание к вниманию, одобрений похвале и ласке. Но стоит ребенку пойти в детский сад или какой-либо детский коллектив детей, то сформировавшаяся самооценка подвергается сильному потрясению.
Л.С. Выготский выделял тот факт, что завышенная самооценка, часто встречающаяся у дебилов и имбецилов, является «проявлением общей эмоциональной окрашенности оценок и самооценок маленького ребенка, общей незрелости личности». Ребенок обычно завышает оценку только тому, что ему приятнее и ближе по его переживаниям, ответные чувства на воздействия окружающего мира у него бывают часто неадекватны [1].
Очень важно и значимо для формирования самооценки взаимодействие с взрослыми и сверстниками. Но для детей с ОВЗ свойственна тенденция к избеганию личностных взаимодействий. Такие дети стремятся к уединению и отгороженности, также возможно преобладание агрессивного отношения к окружающим; ограниченность любознательности, реакция на фрустрацию обострена.
В работе Ж. И. Намазбаевой и Ж. И. Шиф отмечается, что с пятого по восьмой класс у учащихся коррекционных школ происходит постепенное повышение адекватности, устойчивости, дифференцированности самооценки. Психологи объясняют это влиянием обучения, воспитания, умственного развития и становления личности.
Очевидно, что учебная деятельность выполнимая школьником, а также учебные предметы и успехи в обучении в значимой мере определяют самооценку учеников с интеллектуальной недостаточностью. Необходимо сказать, что ведущая роль в формирование адекватной самооценки принадлежит учителю, который осуществляет коррекционное обучение.
А.В. Захарова и Т.Ю. Андрущенко в исследование смогли выявить взаимосвязь между уровнем форсированности учебной деятельности с особенностями самооценки школьника [2]. У детей с высоким уровнем учебной деятельности была выявлена устойчивая и адекватная самооценка. Дети же с низким уровнем сформированности учебной деятельности имели неустойчивую и неадекватную самооценку.
В целях выявления особенностей самооценки школьников с интеллектуальной недостаточностью, нами было проведено эмпирическое исследование.
Была выдвинута гипотеза – интеллектуальный дефект оказывает выраженное влияние на формирование самооценки у школьников. Диагностику самооценки подростков с интеллектуальной недостаточностью необходимо осуществлять с учетом особенностей развития этой категории детей и требований к организации психодиагностического обследования.
Исследовались две группы детей – 10 школьников без нарушений в развитии и 10 школьников с интеллектуальной недостаточностью. Таким образом приняли участие 20 школьников в возрасте 12-14 лет.
Экспериментальное исследование проводилось на базе ГБОУ школа-интернат АОП № 3 г. Саратова.
В экспериментальном исследовании использовались методика «Лесенка», Методика «Исследование самооценки» Дембо-Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан), Методика «Какой Я?» (Р.С. Немова).
По методики Дембо – Рубинштейн мы получили следующие данные: у четверых школьников с интеллектуальной недостаточностью был выявлен высокий уровень самооценки, что составляет 40% от общего числа исследуемых. Средний уровень самооценки был установлен у 4 учеников, что составляет 40 % Низкий уровень самооценки у 2 учеников, что составляет 20%. Среди детей без нарушений в развитии только 20% имеют низкий уровень самооценки, остальные же 80% детей имеют средний уровень самооценки.
По результатам методики «Лесенка» у школьников с интеллектуальной недостаточностью преобладает завышенный уровень самооценки, который составил 50%, неадекватно завышенный уровень у 10% учеников, адекватный уровень у 20% учеников и заниженный – у 30%. Среди детей с нормальным развитием 70% имеют адекватный уровень самооценки, 20% завышенный уровень, а 10% заниженный уровень самооценки.
По результатам методики «Какой я» можно сделать вывод, что у учеников с интеллектуальной недостаточностью преобладает средний и высокий уровень самооценки, которые от общего числа составляют 50% и 50% соответственно. Низкого и завышенного уровня самооценки по результатам данной методики не наблюдалось. У детей с нормальным развитием результаты оказались такими же, как и по методике «Лесенка», то есть 70% имеют адекватный уровень самооценки, 20% завышенный уровень, а 10% заниженный уровень самооценки.
Таким образом, на основе вышеизложенного мы пришли к выводу, что Младшие школьники с умственной отсталостью не могут адекватно оценивать себя. Часто самооценка младших школьников с умственной отсталостью завышена и наоборот занижена. Дети, имеющие неадекватную самооценку, переоценивают или недооценивают себя, свои качества и возможности. У таких детей не сформирована критичная самооценка, которая присутствует у детей этого же возраста с нормальным развитием. Самооценка младших школьников с нарушениями интеллекта носит интуитивный характер, формируется под влиянием ближайшего социального окружения. Они ориентируются на оценку родителей и педагогов. По мнению многих ученых, завышенная самооценка, как и заниженная, требует пристального внимания со стороны педагогов и родителей. Дети с нарушением интеллекта нуждаются в коррекционно-профилактических мероприятиях, направленных на формирование адекватной самооценки.