Статья:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОДРОСТКОВ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конференция: LIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Петрова О.С. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОДРОСТКОВ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(59). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/1(59).pdf (дата обращения: 18.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 49 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОДРОСТКОВ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Петрова Ольга Сергеевна
магистрант, Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Сафоново
Чекина Лариса Федоровна
научный руководитель, канд. психол. наук, доц. кафедры «Педагогика и психология», Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Тольятти

 

Аннотация. Данная статья содержит информацию об эффективных методиках определения уровня саморегуляции подростков, а также о вербальных и невербальных приемах ее развития. Статья рассказывает об основных особенностях подросткового возраста, о различиях механизмов саморегуляции у подростков и взрослых.

Основными постулатами статьи являются следующие идеи:

1. несмотря на то, что саморегуляция развивается у человека сама по себе под влиянием объективных факторов, ее можно и нужно специально развивать с помощью особых методик, для чего необходимо определить ее изначальный уровень сформированности;

2. саморегуляция влияет на физическое и психическое здоровье подростка и связанную с этим сферу межличностного общения, а также учебную и трудовую деятельность.

Автор статьи рассказывает о необходимости развития навыков саморегуляции ребенка еще в период его обучения в школе, при этом внимание уделяется индивидуальным особенностям школьника. В статье отмечается важность проведения комплексной работы, в ходе которой важно совмещать методы психодиагностики, психопрофилактики и психорегуляции для получения наиболее эффективных результатов.

 

Саморегуляция – это умение человека управлять своим поведением и действиями в соответствии с окружающей обстановкой с использованием специальных приемов и техник. Основная цель саморегуляции – управлять своим состоянием при осуществлении определенной деятельности (работа, учеба, межличностное взаимодействие).

Выделяют несколько уровней саморегуляции: 1) биологическая (непроизвольная) – она происходит независимо от воли человека; 2) произвольная (волевая) – сознательная и осознанная модель поведения человека в той или иной ситуации.

«Произвольная (осознанная) саморегуляция понимается как системно организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, осуществлению, поддержанию и управлению всеми видами и формами активности, которые направлены на достижение принимаемых им целей. Она является высшим уровнем регулирования поведенческой активности, обусловленной отражением и моделированием человеком внешней действительности, а также самого себя и своей деятельности» [3, с. 12].

В подростковом возрасте, «чем больше сформирована потребность в осознанном планировании деятельности, тем больше потребность продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, но при этом отличительной чертой подростков является неадекватность оценки значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, они не всегда замечают изменения ситуации и в зависимости от этого считают себя менее ответственными за построение межличностных отношений с окружающими» [5, с. 130].

Формирование саморегуляции является важнейшим центральным результатом возрастного психического развития человека, определяющим его жизнедеятельность в целом. В подростковом возрасте проблема становления осознанной саморегуляции приобретает особое значение, поскольку этот возрастной период требует развития таких качеств как активность и самостоятельность, умение ставить цели и решать жизненные задачи, используя внутренние ресурсы и  психические возможности [4].

Основными причинами, по которым возникают негативные психические состояния у подростков, являются низкий уровень развития навыков саморегуляции и стрессоустойчивости, и высокий уровень тревожности.

«Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий» [2, с. 25].

Выделяют личностную и ситуационную тревожность. Надо понимать, что поведение подростка в стрессовой ситуации во многом зависит не только от уровня его личностной тревожности, но также и от ситуационной тревожности, возникающей в конкретной ситуации под влиянием определенных обстоятельств.

Между тревожностью и саморегуляцией существует прямая связь. Подросткам с высоким уровнем тревожности сложнее регулировать свои эмоции и поведение, они часто совершают необдуманные поступки, им тяжело выстраивать межличностные отношения.

Для определения уровня тревожности подростков актуально использовать следующие методики. Во-первых, это «Интегративный тест тревожности (ИТТ)» - оригинальная клиническая тестовая методика, созданная в НИПНИ им. Бехтерева. Главное и основное применение данной методики – выявление скрытой, маскированной тревоги и тревожности. Данная методика представляет собой опросник, состоящий из двух частей, которые позволяют определить текущий уровень тревожности подростка (ситуационную тревожность) и уровень личностной тревожности. Во-вторых, это «Шкала тревоги Спилбергера-Ханина (STAI)», которая также определяет уровень ситуационной и личностной тревожности. Данные методики необходимо использовать в комплексе, чтобы полученные результаты были более надежными.

Помимо определения уровня тревожности подростка, целесообразно провести диагностическую работу по выявлению его навыков саморегуляции и самоконтроля. Для этого подходят методики А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции», устанавливающий общий уровень волевой саморегуляции, настойчивости и самообладания, а также опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения (ССПМ)», помогающий определить уровень развития индивидуальной саморегуляции по таким направлениям, как самостоятельность, планирование деятельности, моделирование внешних и внутренних условий, программирование действий, оценивание результатов деятельности, способность перестраивать собственное поведение при изменении внешних условий.

Среди множества методов и приемов развития саморегуляции «можно выделить два подхода к обеспечению необходимого функционального состояния высокой активности: 1. Мобилизующие методы непосредственно перед периодом активности и в течение него; 2. Методы, направленные на полное восстановление сил в периоды отдыха: а) методы психической саморегуляции (аутогенная тренировка, медитация, арт-терапия); б) методы психофизиологической саморегуляции (физические упражнения в период профессиональной деятельности, самомассаж, ароматерапия, цветотерапия, музыкотерапия, рефлексотерапия, термовосстановительные процедуры – сауна, баня, душ, бассейн)» [1, с. 8].

Одними из самых эффективных методов развития навыков саморегуляции у подростков являются приемы дыхательной саморегуляции – успокаивающее и активизирующее дыхание, нейромышечной саморегуляции – упражнения для расслабления отдельных мышц, так и их групп (мышечная релаксация), а также визуализация – расслабление через образ.  Развитию саморегуляции подростков также могут способствовать такие приемы, как самовнушение, самоприказ, самоубеждение и самоисповедь. При этом необходимо понимать, что все методики и приемы должны применяться под контролем психолога и иметь понятное для подростка теоретическое сопровождение. 

Кроме того, неправильное и неумелое использование приемов и техник саморегуляции может нанести, хоть и незначительный, но вред здоровью. Существуют правила рационально влияющие на психику и волевые процессы:

1. Успешность любого дела зависит от способности и психологической готовности систематически оценивать промежуточный результат деятельности и при необходимости, корректировать проделанную работу добиваясь намеченных целей.

2. При использовании приема самовнушение, необходимо  применять самовнушения, формирующие хорошее самочувствие, осознанность, оптимизм, ни в коем случае не применять  вредные внушения.

3. Во время занятий при возникновении любого недомогания, дискомфорта, в том числе и ухудшения эмоционального состояния, следует обратиться за консультацией к специалисту.

4. Приступая к занятиям, необходимо помнить, что внутренние изменения происходят тогда, когда человек принимает себя и когда он психологически готов к изменениям [1].

Проблема саморегуляции подростков старшего школьного возраста приобретает в последнее время все большую актуальность. Подростковый возраст богат переживаниями и трудностями. В этот период подросток приобретает основные черты своего характера, учится взаимодействовать с окружающими, испытывает интерес к противоположному полу, начинает осознавать свое место в мире и социуме, принимает на себя всю большую ответственность за свои действия и поступки. Все это накладывается на резкие перемены в гормональном фоне, изменяется внешний вид подростка, его голос, меняются вкусы, интересы и предпочтения. В итоге, это зачастую приводит подростка к стрессу, при этом подростки зачастую не знают, как с ним справиться самостоятельно. Ввиду этого, одна из первоочередных задач школьного психолога заключается в том, чтобы помочь подростку в этот крайне сложный возрастной период, наделив его определенными умениями и навыками саморегуляции.

 

Список литературы:
1. Арендачук И.В. Регуляция и саморегуляция психических состояний в экстремальных условиях. – Саратов : изд-во Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, 2018. - 16 с.
2. Бортникова Л.Г. Трудности общения как фактор становления саморегуляции произвольной активности в подростковом возрасте. - СПб. : Реноме, 2011. - 37 с.
3. Конопкин О.А. Механизмы осознанной саморегуляции произвольной активности человека. // Субъект и личность в психологии саморегуляции. - М. - Ставрополь : Изд-во ПИ РОА, СевКавГТУ, 2007. - 232 с.
4. Немов Р. С. Основы психологического консультирования. - М. : Владос, 2010. - 362 с.
5. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. - М. : Юрайт, 2012. - 246 с.