ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОДРОСТКОВ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Конференция: LIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
LIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОДРОСТКОВ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Данная статья содержит информацию об эффективных методиках определения уровня саморегуляции подростков, а также о вербальных и невербальных приемах ее развития. Статья рассказывает об основных особенностях подросткового возраста, о различиях механизмов саморегуляции у подростков и взрослых.
Основными постулатами статьи являются следующие идеи:
1. несмотря на то, что саморегуляция развивается у человека сама по себе под влиянием объективных факторов, ее можно и нужно специально развивать с помощью особых методик, для чего необходимо определить ее изначальный уровень сформированности;
2. саморегуляция влияет на физическое и психическое здоровье подростка и связанную с этим сферу межличностного общения, а также учебную и трудовую деятельность.
Автор статьи рассказывает о необходимости развития навыков саморегуляции ребенка еще в период его обучения в школе, при этом внимание уделяется индивидуальным особенностям школьника. В статье отмечается важность проведения комплексной работы, в ходе которой важно совмещать методы психодиагностики, психопрофилактики и психорегуляции для получения наиболее эффективных результатов.
Саморегуляция – это умение человека управлять своим поведением и действиями в соответствии с окружающей обстановкой с использованием специальных приемов и техник. Основная цель саморегуляции – управлять своим состоянием при осуществлении определенной деятельности (работа, учеба, межличностное взаимодействие).
Выделяют несколько уровней саморегуляции: 1) биологическая (непроизвольная) – она происходит независимо от воли человека; 2) произвольная (волевая) – сознательная и осознанная модель поведения человека в той или иной ситуации.
«Произвольная (осознанная) саморегуляция понимается как системно организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, осуществлению, поддержанию и управлению всеми видами и формами активности, которые направлены на достижение принимаемых им целей. Она является высшим уровнем регулирования поведенческой активности, обусловленной отражением и моделированием человеком внешней действительности, а также самого себя и своей деятельности» [3, с. 12].
В подростковом возрасте, «чем больше сформирована потребность в осознанном планировании деятельности, тем больше потребность продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, но при этом отличительной чертой подростков является неадекватность оценки значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, они не всегда замечают изменения ситуации и в зависимости от этого считают себя менее ответственными за построение межличностных отношений с окружающими» [5, с. 130].
Формирование саморегуляции является важнейшим центральным результатом возрастного психического развития человека, определяющим его жизнедеятельность в целом. В подростковом возрасте проблема становления осознанной саморегуляции приобретает особое значение, поскольку этот возрастной период требует развития таких качеств как активность и самостоятельность, умение ставить цели и решать жизненные задачи, используя внутренние ресурсы и психические возможности [4].
Основными причинами, по которым возникают негативные психические состояния у подростков, являются низкий уровень развития навыков саморегуляции и стрессоустойчивости, и высокий уровень тревожности.
«Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий» [2, с. 25].
Выделяют личностную и ситуационную тревожность. Надо понимать, что поведение подростка в стрессовой ситуации во многом зависит не только от уровня его личностной тревожности, но также и от ситуационной тревожности, возникающей в конкретной ситуации под влиянием определенных обстоятельств.
Между тревожностью и саморегуляцией существует прямая связь. Подросткам с высоким уровнем тревожности сложнее регулировать свои эмоции и поведение, они часто совершают необдуманные поступки, им тяжело выстраивать межличностные отношения.
Для определения уровня тревожности подростков актуально использовать следующие методики. Во-первых, это «Интегративный тест тревожности (ИТТ)» - оригинальная клиническая тестовая методика, созданная в НИПНИ им. Бехтерева. Главное и основное применение данной методики – выявление скрытой, маскированной тревоги и тревожности. Данная методика представляет собой опросник, состоящий из двух частей, которые позволяют определить текущий уровень тревожности подростка (ситуационную тревожность) и уровень личностной тревожности. Во-вторых, это «Шкала тревоги Спилбергера-Ханина (STAI)», которая также определяет уровень ситуационной и личностной тревожности. Данные методики необходимо использовать в комплексе, чтобы полученные результаты были более надежными.
Помимо определения уровня тревожности подростка, целесообразно провести диагностическую работу по выявлению его навыков саморегуляции и самоконтроля. Для этого подходят методики А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции», устанавливающий общий уровень волевой саморегуляции, настойчивости и самообладания, а также опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения (ССПМ)», помогающий определить уровень развития индивидуальной саморегуляции по таким направлениям, как самостоятельность, планирование деятельности, моделирование внешних и внутренних условий, программирование действий, оценивание результатов деятельности, способность перестраивать собственное поведение при изменении внешних условий.
Среди множества методов и приемов развития саморегуляции «можно выделить два подхода к обеспечению необходимого функционального состояния высокой активности: 1. Мобилизующие методы непосредственно перед периодом активности и в течение него; 2. Методы, направленные на полное восстановление сил в периоды отдыха: а) методы психической саморегуляции (аутогенная тренировка, медитация, арт-терапия); б) методы психофизиологической саморегуляции (физические упражнения в период профессиональной деятельности, самомассаж, ароматерапия, цветотерапия, музыкотерапия, рефлексотерапия, термовосстановительные процедуры – сауна, баня, душ, бассейн)» [1, с. 8].
Одними из самых эффективных методов развития навыков саморегуляции у подростков являются приемы дыхательной саморегуляции – успокаивающее и активизирующее дыхание, нейромышечной саморегуляции – упражнения для расслабления отдельных мышц, так и их групп (мышечная релаксация), а также визуализация – расслабление через образ. Развитию саморегуляции подростков также могут способствовать такие приемы, как самовнушение, самоприказ, самоубеждение и самоисповедь. При этом необходимо понимать, что все методики и приемы должны применяться под контролем психолога и иметь понятное для подростка теоретическое сопровождение.
Кроме того, неправильное и неумелое использование приемов и техник саморегуляции может нанести, хоть и незначительный, но вред здоровью. Существуют правила рационально влияющие на психику и волевые процессы:
1. Успешность любого дела зависит от способности и психологической готовности систематически оценивать промежуточный результат деятельности и при необходимости, корректировать проделанную работу добиваясь намеченных целей.
2. При использовании приема самовнушение, необходимо применять самовнушения, формирующие хорошее самочувствие, осознанность, оптимизм, ни в коем случае не применять вредные внушения.
3. Во время занятий при возникновении любого недомогания, дискомфорта, в том числе и ухудшения эмоционального состояния, следует обратиться за консультацией к специалисту.
4. Приступая к занятиям, необходимо помнить, что внутренние изменения происходят тогда, когда человек принимает себя и когда он психологически готов к изменениям [1].
Проблема саморегуляции подростков старшего школьного возраста приобретает в последнее время все большую актуальность. Подростковый возраст богат переживаниями и трудностями. В этот период подросток приобретает основные черты своего характера, учится взаимодействовать с окружающими, испытывает интерес к противоположному полу, начинает осознавать свое место в мире и социуме, принимает на себя всю большую ответственность за свои действия и поступки. Все это накладывается на резкие перемены в гормональном фоне, изменяется внешний вид подростка, его голос, меняются вкусы, интересы и предпочтения. В итоге, это зачастую приводит подростка к стрессу, при этом подростки зачастую не знают, как с ним справиться самостоятельно. Ввиду этого, одна из первоочередных задач школьного психолога заключается в том, чтобы помочь подростку в этот крайне сложный возрастной период, наделив его определенными умениями и навыками саморегуляции.