Статья:

ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕВРОЗОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Конференция: CL Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Шейхова З.М. ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕВРОЗОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 40(150). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/40(150).pdf (дата обращения: 14.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕВРОЗОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Шейхова Зарема Махачевна
магистрант Дагестанского Государственного Педагогического Университета, РФ, г. Махачкала
Гаджиева Джамиля Пайзутдиновна
научный руководитель, Дагестанский Государственный Педагогический Университет, РФ, г. Махачкала

 

Неврозы в детском и подростковом возрасте выступают как расстройства формирующейся личности: они оставляют неизгладимый след в психике ребенка, приводят к возникновению стойких нарушений личности, оказывая крайне неблагоприятное воздействие на всю его дальнейшую жизнь.

Наибольшая вероятность возникновения неврозов характерна для возраста 2-3, 5, 7 лет и в подростковом возрасте [6]. В 2-3-х и 7-летнем возрасте, возникновение неврозов связано с трудностями адаптации детей к дошкольным учреждениям и школе, а в возрасте 5 лет – с развитием мышления. Подростковый возраст по своей сути является переходным, кризисным, чем и обусловлена его уязвимость к различным нервно-психическим расстройствaм, включaя и неврозы. Однако неврозы у подростков – это зачастую «динамика тех невротических расстройств, которые возникли в детском возрасте» [7].

Возникновение неврозов и невротических состояний осуществляется при наличии некоторых физиологических и психологических факторов. В настоящее время для возникновения неврозов имеются все условия. Можно заметить, что увеличилось число «неполноценных» семей и, находящийся в такой ситуации подросток, начинает переживать и испытывать стресс. Значительно возросла загруженность школьников учебой, что так же не может не усугублять психоэмоциональные нагрузки на, и без того, неустойчивое состояние подростка. Различная пропаганда насильственного и жестокого, агрессивного характера информации в системах массовой информации, оставляет свой отпечаток. Неврозы подросткового возраста могут провоцироваться и поддерживаться гормональными изменениями, происходящими в организме, следствием чего являются перемены в эмоциональном состоянии.

Неврозы у детей и подростков, в первую очередь, проявляются эмоциональными нарушениями, сочетающимися с генерализованной тревогой и вегетативными нарушениями [1]. Для всех случаев характерен низкий уровень адаптивности подростка к отношениям в обществе, накладывающий отпечаток на развитие личности: «Детям с неврозами не только трудно быть собой, но и устанавливать ровные, непосредственные отношения, когда они становятся или излишне зависимыми, подчиняемыми, внушаемыми, или пытаются играть ведущие роли, что вступает в противоречие с их уже во многом измененными возможностями и способностями. Трудным является начало любой, особенно ответственной деятельности, устойчивость и последовательность в ее реализации, как и усидчивость, терпеливость, внимательность. Большое количество компенсаторно- или реактивно- обусловленных желаний вступает в противоречие с все более ухудшающейся приспособляемостью к требованиям жизни, ее трудностям и проблемам, что создает феномен невротического идеализма. В свою очередь, неумение дружить, трудность адаптации, эгоцентрическая фиксация на переживаниях формируют феномен невротического «ухода в себя» или индивидуализма. Все это позволяет говорить об увеличивающемся разрыве между высокими идеалами, жизненными целями и неспособностью претворить их в жизнь, как и защитить себя, отстоять свое мнение, особенно при наличии какой-либо угрозы извне. Отражением невротических изменений личности будет постоянное чувство неудовлетворенности и недовольства собой, своего рода кризис самосознания, трансформирующийся в подростковом возрасте в ощущение своей никчемности и потери смысла жизни, краха ее ценностей» [5].

А.И. Захаров [3] выделил семь основных направлений изменений личности у детей и подростков вследствие невроза:

  1. Снижение общей продуктивности и активности за счет нарастания астенических расстройств и пораженческих настроений;
  2. Эмоционально-депримированный фон настроения;
  3. Непоследовательность и противоречивость в поступках.
  4. Развитие неуверенности в себе и затруднений в прогнозировании событий;
  5. Зависимость от других в общении вследствие аффективно-заостренного ожидания повышенного внимания к себе, сочувствия и поддержки;
  6. Субъективизм в оценках при реактивно обусловленной негибкости мышления и его иррациональной переработке;
  7. Увеличение беспокойства и тревожности, появление аффективной настороженности и защитно-избегающего эгоцентрического типа поведения;

В детском и подростковом возрасте, когда происходит становление психологических особенностей человека, неврозы накладывают отпечаток на формирование личности в целом и нередко приводят к невротическому развитию личности – симптомы неврозов прогрессируют и усложняются, приводя к формированию психологически нездоровой личности [9]. 

 

Список литературы:
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. – СПб: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 379 с.
2. Бернштейн Н. А. О построении движений., М.: 1947.
3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2008. – 256 с.
4. Виктр Франкл. Теория и терапия неврозов. Введение в логотерапию и экзистенциональный анализ.
5. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Смысл; Эксмо, 2003. – 1136 с.
6. Гиляровский, В. А. Избранные труды [текст] / В. А. Гиляровский. – М.: Медицина, 1973. – 328 с
7. Гурьева В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. – М.: Крон-пресс, 1996
8. Психиатрия: Учебник для студ. мед. вузов / М.В. Коркина, Н.Д. Лакосина, А.Е. Личко, И.И. Сергеев. – 3-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2006. – 576 с.
9. Психолого-педагогическая диагностика/И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; под ред И.Ю. Левченко, С.Д. Забамной,-М.: издательский центр «Академия», 2003.-320с.]