Статья:

Взаимосвязь психологического и криминологического аспекта девиантного поведения подростков

Конференция: XXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Боровиков В.С., Оганов Г.К. Взаимосвязь психологического и криминологического аспекта девиантного поведения подростков // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(22). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/11(22).pdf (дата обращения: 21.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 31 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Взаимосвязь психологического и криминологического аспекта девиантного поведения подростков

Боровиков Владислав Сергеевич
магистрант, Институт сервиса, туризма и дизайна филиал Северо-Кавказского федерального университета, РФ, г. Пятигорск
Оганов Гаррий Каренович
магистрант, Институт сервиса, туризма и дизайна филиал Северо-Кавказского федерального университета, РФ, г. Пятигорск

 

В науке психологии исследование девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения является одним из самых важных предметов рассмотрения современных социальных проблем, негативно отражающихся как на личностном, так и на общественном уровне. Девиантное поведение характеризуется не соответствующей общественно сложившимся или официально установленным моделью поведения [1;с.12]. Если девиантное поведение, прежде всего, имеет деструктивный характер для самой личности, то в рамках общества негативный окрас приобретает такая модель поведения в том случае, когда перерастает в делинкветное.

Прежде всего, огромное значение имеет изучение факторов среды, способствующих развитию девиантного поведения у несовершеннолетних. Для данной категории граждан, чаще всего, не свойственны проблемы на работе, заботы, связанные с ответственностью за жизни других людей, однако максимально острое значение в формировании модели поведения имеют проблемы в семье, повседневное общение с людьми (возможно с антисоциальными направленностями), давление со стороны старших подростков, проблемы в учебе и т.д. [2;c. 104]. Особая важность данных факторов для психики несовершеннолетних обусловлена отсутствием достаточного жизненного опыта, генетическим складом, изменением гормонального фона подростка.

В изучении проблем, связанных с девиантным поведением проходит тонкая грань между психологией, социологией и криминологией. Если психология и социология может рассматривать индивидуально проблемы психики несовершеннолетней личности с целью профилактики и предупреждения дальнейших проблем в обществе, то криминология, преимущественно, освещает данный феномен в том случае, если он перетекает в делинкветный. Соответственно, актуальность данной проблемы состоит именно в поиске методов, посредством которых можно будет удержать отклоняющееся от нормы поведение в разумных рамках, без участия института уголовной ответственности.

Подростки в возрасте 10-12 лет отличаются повышенной любознательностью. Наблюдая с экранов телевизоров или мониторов компьютеров антиобщественное поведение, достигнув возраста уголовной ответственности, они могут видеть в насилии единственное возможное разрешение конфликтных ситуаций [3;c. 33].

Подростковая группа возраста 13-14 лет отличается склонностью попадать в опасные для жизни и здоровья ситуации проявлением агрессии в какой-либо из форм провоцирующего поведения (оскорбление, грубые прикосновения, издевательство и другие). Чаще всего, у данной группы подростков проявляется желание нарушения моральных и социальных норм, правил этических ценностей. На фоне повышенной эмоциональности и вспыльчивости это часто изливается в действия негативного характера по отношению к другим людям [4].

Среди подростков группы 16-17 лет отмечается повышенная склонность к пагубным привычкам, проявление которых, в силу девиантности характера личности, с возрастом могут лишь ужесточиться (например, переход на более тяжелый наркотики). На фоне того, что подросток в таком возрасте считает уже себя достаточно взрослым, поскольку «почти совершеннолетний», для данной группы характерна исключительная самонадеянность, принципиальность, требовательность, несмотря на то, что последствия своих поступков они предугадать еще не в силах, вследствие неумения правильно оценивать жизненные ситуации.

Важным фактором при оценке жизни несовершеннолетних является их времяпрепровождение. Чаще всего, у максимально девиантных подростков оно беспорядочное и бесцельное (часто в составе групп с отрицательной социальной направленностью). В таком случае детская безнадзорность и беспризорность в дальнейшем приводит к совершению правонарушений [5;c. 167].

Таким образом, качество жизни ребенка в подростковом возрасте, взаимодействие его личности с негативными факторами его окружения является основной совокупностью критериев к уровню серьезности проявления его девиантности по отношению к другим людям.

Решение проблемы девиантного поведения зависит от скоординированности деятельности учреждений и служб разной ведомственной подчиненности. Вся профилактическая работа не должна сводиться к фиксации отрицательных фактов: школа в характеристике указывает на проводимые беседы, отсутствие желания учиться, пропуски занятий, органы опеки и попечительства представляют акт о плохих жилищных условиях, участковый составляет акт о правонарушениях, врачи содержат подростка на учете и следят за проявлениями его психики.

Обратной стороной решения данной проблемы является очевидное несоблюдение всего перечисленного в большинстве случаев. Родители, учителя вряд ли будут обращаться в какие-либо службы для дальнейшей профилактики и предотвращения потенциальных неприятных ситуаций, правонарушений, преступлений. Негативное влияние свободы доступа информации в интернете, на телевидении в независимости от возраста также останется одним из первичных негативных факторов формирования девиантного поведения у подростков, уровень жизни граждан и их материальный доход не станет выше, как следствие, не исчезнут семейные проблемы. Все это требует кардинальной перестройки общественного сознания, что в кратчайшей перспективе возможно лишь в государстве-утопии.

 

Список литературы:
1. Кон И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.
2. Авдеев В.А. Стадии правового регулирования посткриминального поведения несовершеннолетних / В.А. Авдеев // Уголовное право. - 2002. - № 3. - С. 104-105.
3. Лебедев С.Я. Традиционное и нетрадиционное в преступности несовершеннолетних: новая идеология предупреждения / С.Я. Лебедев // Российский следователь. – 2004. - №2. – С. 33-35.
4. Андронникова О.О. Методика исследования склонности к виктимному поведению [Электронный ресурс] / О.О. Андронникова. - Режим доступа: http://self-injury.at.ua/index/0-12 (Дата обращения 22.11.2019).
5. Степанов В.Г. Психология трудных школьников / В.Г. Степанов. - М., 1996. - 320 с.