Статья:

Способы диагностики и классификация пограничных расстройств личности

Конференция: XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Кихтенко А.Е., Панина Я.А. Способы диагностики и классификация пограничных расстройств личности // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(40).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Способы диагностики и классификация пограничных расстройств личности

Кихтенко Анастасия Евгеньевна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Панина Яна Андреевна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Твелова Ирина Александровна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

Пограничное расстройство личности – это психическое состояние, характеризующееся таким психопатологическим расстройством, которое включает в себя широкий спектр шизоидных, нарциссических и иных проявлений, занимающих промежуточное положение между неврозом и психозом. [3, с. 488]

Заболевание сопровождается такими чертами как частая импульсивность, хроническая раздражительность, нарушением личной идентичности, наступлением временных разрывов в самовосприятии, чрезмерной зависимостью от других, асоциальным поведением, зачастую приносящим вред окружающим.

Такие люди не способны к самоанализу, они не могут провести четкую грань между вымыслом и реальностью. Но могут манипулировать людьми с полью удовлетворения своих желаний, или, наоборот, бездумно подчиняться чьей-либо власти, для того чтобы не нести ответственность за свои решения.

Для диагностики пограничного расстройства выделяются специальные критерии:

  • постоянное стремление избежать отказа, при том не важно реального или воображаемого;
  • бесконечное напряжение и нестабильность в отношениях;
  • размытое представление о себе;
  • чрезмерная импульсивность (например, употребление алкогольных и психотропных препаратов);
  • повторяющееся суицидальное поведение (угрозы, жесты);
  • высокая реактивность, как следствие эмоциональная нестабильность;
  • постоянное чувство опустошенности;
  • неконтролируемый гнев;
  • связанная с сильным стрессом паранойя.

Пограничное расстройство можно диагностировать, проведя анализ мышления, поведения и самочувствия ребенка [2, с. 79].

В первую очередь следует обратить внимание на существенные нарушения, связанные с:

  • нарушениями в самоидентичности или саморегуляции личности (плохо развитый образ себя, внутренне излишне критикуемый; хроническое чувство опустошенности и неудовлетворенности; нет стабильности в целях и планах);
  • нарушения в межличностном функционировании (эмпатия- излишняя гиперчувствительность к сказанному; чрезмерная близость к окружающим – нестабильные близкие отношения, омраченные постоянной тревожностью быть брошенным);

Во-вторых, стоит рассматривать патологические личностные черты:

  • негативная эмоциональность (постоянная тревожность, небезопасность сепарации (страх быть отвергнутым близким человеком), депрессивность, нестабильность эмоциональной сферы в целом);
  • расторможенность (связана с импульсивностью и рискованностью);
  • антагонизм (характеризующийся мгновенной враждебностью в ответ на незначительное пренебрежение).

В-третьих, в разный период времени и в разных ситуациях наблюдается стабильность экспрессии личностных качеств, а также нарушений в функционировании личности.

В-четвертых, нарушения, наблюдаемые в функционировании личности не являются нормами для данного возраста человека.

В-пятых, стоит понимать, что функционирование личности никак не обуславливается прямым воздействием вещества (например, наркотического) или общего состояния здоровья (например, тяжелой травмы головы).

Пограничное расстройство личности может осложниться. Это может проявляться в нескольких случаях:

Во-первых, в деструктивном поведении. Крайняя эмоциональная нестабильность способствует появлению новых черт в поведении. Например, суицидальным мыслям и попыткам свести счеты с жизнью, самоповреждениям, употреблению алкогольных напитков, наркотических средств, перееданию, либо, напротив, недоеданию, а также развитию зависимости от азартных игр. Довольно часто на фоне ПРЛ развивается анорексия, булимия, шопоголизм, бродяжничество и многое другое, имеющее разрушающее действие для человека.

Что касаемо потребности к самоповреждениям, здесь довольно просто все объясняется. Человек, пытаясь облегчить свои «эмоциональные боли и неудовлетворенности», пытается выплеснуть куда-то эти невыносимые для него чувства. И физическая боль (от порезов или ожогов) используется как «отвлекающий фактор».

Если рассматривать самоповреждения и суицидальные мысли в контексте попытки закончить жизнь самоубийством, то это не совсем верное направление. Несмотря на то, что такие мысли существуют, важно вовремя их корректировать и проводить беседы с ребенком. Это необходимо для того, чтобы мысли так и продолжали оставаться мыслями, не переходя в действия.

По статистике, около 75% людей с диагнозом ПРЛ хотя бы раз прибегали к попыткам нанесения себе увечий.

Во-вторых, попытки суицида. Они составляют основной риск для жизни и здоровья. В среднем 65 % людей, страдающих данным заболеванием, совершали как минимум одну суицидальную попытку. 10% из них все-таки погибли.

Так, появляется лишь один выход из складывающихся факторов- это умение общаться с человеком, при том выстраивать это общение правильно, пресекая манипуляции и формируя при этом доверительные отношения. Важно всегда помнить, что такой ребенок несколько отличен от других. Его внутренний мир очень хрупок, поэтому так важен постоянный контакт с ним.

Существуют три разные степени выраженности личных расстройств: легкая, средняя и тяжелая [1, с. 345]. Легкая проявляется в:

  • возникновении явных трудностей в формировании межличностных отношений при выполнении присущих социальных ролей;
  • сохранении способности в выполнении лишь некоторых социальных ролей и поддержании только части социальных отношений;
  • не ведет к причинению вреда себе, либо окружающим.

Средняя степень пограничного расстройства личности проявляется когда:

  • в большинстве межличностных отношений и социальных ролей возникают серьезные проблемы и непонимание;
  • проблемные ситуации возникают практически всегда, и большинство из них в какой-то степени скомпрометированы;
  • появляются намеки к самоповреждениям. Но их тяжесть ещене несет серьезного ущерба здоровью.

Крайняя степень, она же тяжелая проявляется уже довольно явно, когда появляются:

  • серьезные проблемы в межличностном общении во всех жизненных сферах;
  • дисфункция человека становится слишком глубокой, он уже не способен выполнять ожидаемые от него социальные роли;
  • появляются случаи, когда был причинен тяжелый вред, угрожающий жизни себе, либо окружающим. 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дети с пограничным расстройством личности, как правило, не умеют общаться. Они умеют выражать свою эмоциональную боль посредством крика. Также их особенностью является то, что они абсолютно не умеют регулировать свои эмоциональные реакции. Такие дети всегда находятся в конфликте не только с окружающими, но и с самими собой. Им сложно принять себя такими, и поэтому они всегда ищут в себе изъяны. Необходимо всегда помнить, что поведение ребенка с пограничным расстройством личности всегда является причиной для возникновения эмоциональных проблем как у самого ребенка, так и у его родителей. Поэтому так важен благоприятный климат внутри семьи.

 

Список литературы:
1. Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. Практикум по психотерапии. - СПб.: Питер, 2002. - 544 с.
2. Крейсман Джерольд, Страус Хэл Я ненавижу тебя, только не бросай меня. Пограничные личности и как их понять. — СПб.: Питер, 2018. — 304 с.
3. Лейбин, Валерий Моисеевич. Словарь-справочник по психоанализу / В.М. Лейбин. - Питер : СПб. [и др.], 2001. - 688 с.