Статья:

Диагностика развития мнемических процессов

Конференция: XCV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Шмелёва Е.А. Диагностика развития мнемических процессов // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XCV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 26(95). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/26(95).pdf (дата обращения: 13.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Диагностика развития мнемических процессов

Шмелёва Екатерина Алексеевна
магистрант, Шуйский филиал, Ивановский Государственный Университет, РФ, г. Шуя
Кузьменко Ирина Васильевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Шуйский филиал, Ивановский Государственный Университет, РФ, г. Шуя

 

Память на протяжении всей жизни человека является одной из основных психических функций.

Мнемическая деятельность – активность субъекта, направленная на сопровождение произвольной памяти логической обработкой запоминаемого. Структуры мнемической и мыслительной деятельности подобны, что определяет возможность реализовать в учебном процессе сопряжение их способов, с целью повышения успешности обучения. В познавательной деятельности они включают: мотив (приобретение знаний), цель (интериоризация знаний), способы выполнения (способы запоминания и мыслительные операции), результат (успешность усвоения – возможность экстериоризации знаний).

Успешность усвоения знаний и обучения в целом определяется развитием в процессе познавательной деятельности психических процессов, обеспечивающих глубину и прочность освоения учебного материала, и обусловливается, с нашей точки зрения, сопряжением способов выполнения мыслительной и мнемической деятельности. Освоение обучающимися разного возраста учебной деятельности (освоение способов приобретения знаний, навыков и умений), преобразующей своего субъекта, способствует их личностному росту, повышению успеваемости и успешности в целом.

Исследование проводилось на базе Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Заречная средняя общеобразовательная школа Заволжского района Ивановской области. В исследовании принимало участие 31 учащийся. Это ученики 6 класса в количестве 15 человек и учащиеся 7 класса в количестве 16 человек.

Целью первого этапа было изучение  уровня мнемической деятельности подростков.

Для проведения данного исследования были подобраны следующие методики изучения:

- Особенности развития объема слухоречевого запоминания подростков согласно методике «Заучивание 10 слов» (А. Р. Лурия);

- Особенности развития объема смысловой памяти подростков согласно методике «Парные ассоциации» (В. П. Зинченко);

- Особенности развития объема кратковременной зрительной памяти подростков согласно методике «Определение объема кратковременной зрительной памяти» (Р. С. Немов);

- Методика «Память на образы»;

- Методика  «Логика связей» - для выявления понимания  сложных логических отношений и выделение абстрактных связей у подростков.

Проведя диагностику по выявлению особенностей развития объема слухоречевого запоминания подростков согласно методике «Заучивание 10 слов», нами были получены результаты, представленные в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты методики «10 слов» А.Р. Лурия

Уровни

6 класс

7 класс

Высокий

-

-

Средний

3 чел. – 20%

4 чел. – 25%

Ниже среднего

9 чел. – 60%

9 чел. – 56,3%

Низкий

3 чел. – 20%

3 чел. – 18,7%

 

Как видим из таблицы:

- высокий уровень развития объема слухоречевого запоминания в обоих классах отсутствует;

- средний уровень в 6 классе у 3 чел. – 20%, в 7 классе у 4 чел. – 25%;

- ниже-среднего в 6 классе у 9 чел. – 60%, в 7 классе у 9 чел. – 56,3%;

- низкий уровень в 6 классе у 3 чел. – 20%, в 7 классе у 3 чел. – 18,7%.

Далее нами была проведена методика особенности развития объема смысловой памяти подростков согласно методике «Парные ассоциации» (В. П. Зинченко). Результаты представлены на рис. 1 и таблице 2.

 

Рисунок 1. Объемы смысловой памяти у подростков

 

Таблица 2.

Уровни объема смысловой памяти у подростков

Уровни объема смысловой памяти

6 класс

7 класс

Высокий

1 чел. – 6,7%

-

Средний

7 чел. – 46,7%

10 чел. – 62,5%

Низкий

7 чел. – 46,7%

6 чел. – 37,5%

 

Как видно из рисунка и таблицы:

- высокий уровень в 6 классе у 1 чел. – 6,7%, в 7 классе отсутствует;

- средний уровень в 6 классе у 7 чел. – 46,7%, в 7 классе – у 10 чел. – 62,5%;

- низкий уровень в 6 классе у 7 чел. – 46,7%, в 7 классе у 6 чел. – 37,5%.

Затем мы провели следующую методику: особенности развития объема кратковременной зрительной памяти подростков согласно методике «Определение объема кратковременной зрительной памяти», разработанную Р. С. Немовым. Ее результаты представлены в таблице 3 и рисунке 2.

Таблица 3.

Объемы кратковременной памяти у подростков

Уровни кратковременной памяти

6 класс

7 класс

Высокий

-

1 чел. – 6,3%

Средний

9 чел. – 60%

8 чел. – 50%

Низкий

6 чел. – 40%

7 чел. – 43,7%

 

Рисунок 2. Уровни кратковременной памяти у подростков

 

Из представленной таблицы и рисунка видим, что:

- высокий уровень кратковременной памяти у учащихся 6 класса отсутствует, в 7 классе – у 1 чел. – 6,3%;

- средний уровень кратковременной памяти в 6 классе у 9 чел. – 60%, в 7 классе у 8 чел. – 50%;

- низкий уровень кратковременной памяти в 6 классе у 6 чел. – 50%, в 7 классе у 7 чел. – 43,7%.

Проведя методику «Память на образы» были получены результаты, представленные в таблице 4.

Таблица 4.

Образная память у подростков

Образная  память

6 класс

7 класс

Выше нормы

1 чел. - 6,7%

-

Норма

4 чел. – 26,7%

5 чел. – 31,3%

Ниже нормы

10 чел. – 66,6%

11 чел. – 68,2%

 

Из представленных результатов видим, что

- выше нормы образная память только у учащихся 6 класса;

- образная память в пределах нормы в 6 классе у 4 чел. – 26,7%, в 7 классе у 5 чел. – 31,3%;

- образная память ниже нормы в 6 классе у 10 чел. -66,6%, в 7 классе у 11 чел. – 68,2%.

Затем нами была проведена следующая методика диагностики «Логика связей». Результаты данной методики представлены в таблице 5.

Таблица 5.

Развитие понятийного мышления у подростков

Уровни развития понятийного мышления

6 класс

7 класс

Очень высокий уровень

-

-

Высокий уровень

-

-

Средний уровень

5 чел. - 33,3%

3 чел. – 18,7%

Ниже среднего уровень

4 чел. – 26,7%

5 чел. – 31,3%

Низкий уровень

6 чел. – 40%

8 чел. – 50%

 

Из приведенной выше таблицы видим следующее:

- очень высокий и высокий уровни отсутствуют в обоих классах;

- средний уровень понятийного мышления в 6 классе у 5 чел. -33,3%, в 7 классе у 3 чел. – 18,7%. Такие учащиеся допускают ошибки и неточности в использовании понятий.

- ниже среднего уровень понятийного мышления у учащихся 6 классов у 4 чел. – 26,7%, в 7 классе у 5 чел. – 31,3%. Такие учащиеся не различают разницы понятий.

- низкий уровень в 6 классе у 6 чел. – 40%, в 7 классе у 8 чел. – 50%. Такой ученик неточно выражает свои мысли, неверно понимает чужие сложные рассуждения.

Проанализировав теоретические работы, посвященные изучению формирования мнемических приемов, мы выяснили, что в основе обучения мнемическому приему лежат умственное действие, при этом обязательно  должны осуществляться два этапа:  а) формирование самого умственного действия;  б) использование его как мнемического приема, т.е. средства запоминания.

Проведя диагностику по выявлению особенностей развития объема слухоречевого запоминания подростков согласно методике «Заучивание 10 слов,  методику «Парные ассоциации» (В. П. Зинченко), «Определение объема кратковременной зрительной памяти», методику «Память на образы», методику диагностики «Логика связей», мы выяснили, что высокий уровень развития объема слухоречевого запоминания в обоих классах отсутствует.

Анализ результатов констатирующего этапа исследования, а именно уровня мнемической деятельности подростков показал, что преобладающим является низкий и средний уровни мнемической деятельности.

Для исправления ситуации нами предложена программа психолого-педагогической работы с подростками. Работа осуществлялась с экспериментальной группой.