Статья:

Жизнестойкость и эмоциональное выгорание у сотрудников реабилитационных центров

Конференция: LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Ломакина В.В. Жизнестойкость и эмоциональное выгорание у сотрудников реабилитационных центров // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. LIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(52). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(52).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Жизнестойкость и эмоциональное выгорание у сотрудников реабилитационных центров

Ломакина Валентина Викторовна
магистрант, Тольяттинский Гуманитарно-педагогический институт, РФ, г. Тольятти
Денисова Елена Анатольевна
научный руководитель, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой «Теоретическая и прикладная психология» ТГУ, РФ, г. Тольятти

 

Работа в реабилитационном центре для алкоголиков/наркоманов, имеет огромную социальную важность. Специфика данной работы требует большой ответственности и эмоциональной включенности, она насыщена эмоциональными и когнитивными нагрузками и, несомненно, влечет за собой опасность возникновения и развития эмоционального выгорания.

Это требует особого подхода к подбору персонала и профилактике эмоционального выгорания.

Термин Жизнестойкость (hardiness), сформулирован относительно недавно, С.Мадди и С.Кобейса. Было замечено, что люди, обладающие рядом качеств, которые включает в себя жизнестойкость, более успешно преодолевают трудности, справляются со стрессом и принципиально по иному воспринимают эти трудности и проблемы, чем другие люди. Они воспринимают их не как опасность или нечто отягощающее жизнь, а как то, что позволяет расти, за счет опыта преодоления трудностей и новых знаний. Неожиданные события не выбивают их из колеи и не воспринимаются как нечто ухудшающее жизнь, напротив, это дарит интерес и вкус к жизни. Эти люди, как правило, проявляют живой интерес к происходящему, вовлечены в социальную жизнь и получают удовольствие от общения с людьми, от своей деятельности, в том числе и от работы. Все это приносит удовлетворение, делает их жизнь насыщенной и наполненной смыслом.

Жизнестойкость включает в себя три компонента характеризующих личность: Вовлеченность, которая отражает убежденность в необходимости быть включенным в происходящее. Контроль, который основан на вере, что личные усилия влияют на обстоятельства и результат. Принятие риска, которое включает в себя восприятие препятствий и перемен не как угрозы личной безопасности, а в качестве повода для личностного роста. [3] Человек с развитой характеристикой жизнестойкости чаще выбирает продуктивные стратегии совладания с жизненными трудностями.

В научной литературе находим целый ряд определений феномена эмоционального выгорания. У всех определений эмоционального выгорания есть общее, это попытка противостоять напряжению, например, путем исключения эмоций из взаимодействия с людьми, потеря интереса или смысла в выполняемой работе и психофизическое истощение. Всё это приводит не только к проблемам во взаимоотношениях с людьми, но и к снижению профессиональной эффективности, психоэмоциональным проблемам.

Исследователи описывают целый ряд симптомов сопутствующих эмоциональному выгоранию. Вот основные из них: эмоциональное истощение («бледность» эмоций); деперсонализация и дегуманизация - цинизм по отношению к клиентам, негуманное к ним отношение; редукция профессиональных достижений, когда у человека появляется ощущение своей профессиональной некомпетентности и неуспешности. [2]

В.В.Бойко сравнивает развитие эмоционального выгорания с механизмом развития стресса, предложенным Гансом Селье [1]. В.В.Бойко выделяет в развитии синдрома эмоционального выгорания все три фазы стресса: Нервное напряжение (фаза тревоги) – это ответ на психоэмоционально напряженные обстоятельства и условия профессиональной деятельности. Резистенция (сопротивление) – это попытки человека оградить себя от неприятных переживания, сопротивление нарастающему стрессу.  Истощение – наступает если сопротивление оказалось неэффективным, произошел срыв адаптации [1].

В научной литературе приводится целый ряд факторов влияющих на развитие эмоционального выгорания. В данной работе мы опирались на классификацию, где факторы сгруппированы по признакам: личностные факторы; ролевые факторы; организационные и профессиональные факторы.

Чем больше факторов присутствуют одновременно, тем выше вероятность возникновения эмоционального выгорания, так как факторы усиливают влияние друг друга на его возникновение и развитие.

Не все люди одинаково подвержены риску возникновения и развития эмоционального выгорания. Так же, как есть ряд личностных качеств, которые могут сделать человека более уязвимым к развитию эмоционального выгорания, есть и ряд характеристик личности, которые помогают противостоять ему. Одной из таких характеристик потенциально является жизнестойкость.

Формулируя гипотезу исследования, было высказано предположение, что между исследуемыми характеристиками жизнестойкости и эмоциональным выгоранием есть взаимосвязь. Согласно гипотезе, сотрудники реабилитационных центров с высоким уровнем показателей жизнестойкости меньше подвержены риску возникновения и развития эмоционального выгорания.

В исследовании приняли участие 32 сотрудника реабилитационных центров Самарской области (10 психологов, 12 консультантов, 10 охранников). Использовались следующие психодиагностические методики: опросник жизнестойкости (Hardiness Survey), разработанный Сальваторе Мадди в обработке Д.А.Леонтьева и Е.И. Рассказовой [3] и тест диагностики эмоционального выгорания В.В.Бойко [1]. Для обработки и интерпретации эмпирического материала применялись статистические методы: t-критерий Стьюдента, коэффициент ранговой корреляции Пирсона; интерпретационный метод.

На основе проведенного эмпирического исследования сделаны следующие выводы и заключения:

1. Выявлен ряд особенностей в проявлении эмоционального выгорания у сотрудников реабилитационных центров, принявших участие в исследовании:

- Самой большой проблемой для всей выборки стало проявление симптомов фазы Резистенции, которая сформировалась у 31% процента испытуемых. Это говорит о том, что многие сотрудники пытаются противостоять нервному напряжению, теми или иными способами и не всегда успешно.

- Доминирующим по всей выборке является симптом «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», он сложился более чем у 78% сотрудников. Это проблема, на которую стоит обратить внимание и пристально изучить.

2. Проявления эмоционального выгорания несколько отличаются у разных профессиональных групп (психологи, консультанты, охранники):

- Охранники оказались более уязвимы к развитию эмоционального выгорания, чем психологи и консультанты.

- Статистически значимых отличий в выраженности синдрома эмоционального выгорания, его фаз и симптомов у психологов и консультантов выявлено не было. Это означает, что консультанты, так же как и психологи, более успешно противостоят эмоциональному выгоранию, чем охранники.

3. На основе корреляционного анализа установлено, что большинство симптомов эмоционального выгорания имеют тесную взаимосвязь и взаимовлияние. Усиление одного симптома ведет за собой развитие других, ускоряя формирование эмоционального выгорания у сотрудников. Небольшое исключение составляют такие симптомы эмоционального выгорания как «эмоционально-нравственная дезориентация» и «эмоциональная отстраненность». Данные симптомы имеют двухстороннюю корреляцию значимую на уровне р≤0,05, но при этом относительно независимы от других симптомов и оказывают наименьшее влияние на формирование у них эмоционального выгорания (корреляция статистически не значима).

4. Из всех сотрудников реабилитационных центров, принявших участие в исследовании, нет ни одного человека, с полностью сформировавшимся синдромом эмоционального выгорания по всем фазам. Это может говорить о том, что бóльшая часть сотрудников, принявших участие в исследовании, может эффективно выполнять свою работу, без ущерба для своего психоэмоционального и физического здоровья.

5. На основе корреляционного анализа установлено, что общий уровень жизнестойкости и ее отдельных компонентов имеет связь с проявлениями эмоционального выгорания, а именно:

- Чем выше уровень жизнестойкости у сотрудников реабилитационных центров, тем меньше выражены у них такие признаки эмоционального выгорания, как неудовлетворенность собой, тревожность, депрессивность, ощущение беспомощности (загнанность в клетку), неадекватное эмоциональное реагирование, расширение зоны экономии эмоций, деперсонализация, эмоциональный дефицит, психосоматические и психовегетативные нарушения.

- Не было выявлено статистически значимой связи жизнестойкости и ее компонентов с проявлениями таких симптомов эмоционального выгорания, как эмоционально-нравственная дезориентация, редукция профессиональных обязанностей и эмоциональная отстраненность. Данная особенность требует дальнейшего, более глубокого изучения. Возможно, что некоторые из данных симптомов, являются реакцией на своеобразные приспособления личности в сложных рабочих условиях и являются признаками профессиональной деформации сотрудников.

Гипотеза, выдвинутая в данной работе, подтвердилась, высокий уровень жизнестойкости, влияет на развитие эмоционального выгорания, а именно – сдерживает его. Жизнестойкость является своеобразным ресурсом для преодоления эмоционального выгорания. Значит, развивая жизнестойкость, можно более успешно противостоять формированию эмоционального выгорания.

На основании выявленной проблемы эмоционального выгорания у сотрудников реабилитационных центров и на основании заключения о том, что сотрудникам с высоким уровнем жизнестойкости удается более успешно противостоять выгоранию, в целях профилактики эмоционального выгорания был разработан комплекс мероприятий с учетом специфических факторов риска развития эмоционального выгорания у профессионалов занятых в реабилитации алкоголиков и наркоманов. Комплекс мероприятий включает: элементы просветительской деятельности; определение уровня эмоционального выгорания и жизнестойкости; самостоятельную оценку рабочих условий и обстоятельств, влияющих на эмоциональное выгорание и обсуждение результатов выявленных проблем в группе (с элементами групповой терапии); а также элементы «Тренинга Жизнестойкости» С.Мадди [3], разработанного для развития жизнестойкости.

 

Список литературы:
1. Бойко, В. В. Психоэнергетика. – СПб.: Питер, 2008. – 416 с.
2. Водопьянова, Н. Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания: методология, теория, практика. – СПб.: Изд. С.-Петерб. ун-та, 2011. – 160 с.
3. Леонтьев, Д. А., Рассказова, Е. И. Тест жизнестойкости. – М.: Смысл, 2006. – 63 с.