Статья:

Социально-психологические особенности активных пользователей социальных сетей

Конференция: XV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Воргунова В.Р. Социально-психологические особенности активных пользователей социальных сетей // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14(15). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/14(15).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Социально-психологические особенности активных пользователей социальных сетей

Воргунова Валерия Романовна
студент Финансовый Университет при Правительстве РФ (Краснодарский филиал) РФ, г. Краснодар

 

Socially-psychological features of active users of social networks

 

Valeriya Vorgunova

student Financial University under the Government of the Russian Federation (Krasnodar branch), Russia, Krasnodar

 

Аннотация. В статье исследуются важные проблемы, которые возникли появлением и с дальнейшим развитием Интернета.  Обращается внимание на психологические особенности студентов, активно пользовавшиеся социальными сетями. А также были представлены результаты анкетирования, которые продемонстрировали то, насколько плотно соцсети вошли в жизнь обычного человека.

Abstract: The article examines the important problems that have arisen with the emergence and with the further development of the Internet. Attention is drawn to the psychological characteristics of students who actively used social networks. And also the results of the survey were presented, which showed how tightly the social networks entered the life of an ordinary person.

 

Ключевые слова: интернет-зависимость; социальные сети; современное общество; студенты; проблема.

Keywords: Internet addiction; social networks; modern society; students; problem.

 

Проблема психологических особенностей активных пользователей социальных сетей стала актуальной относительно недавно.

Данная проблема связана со стремительным развитием сети интернет, а также увеличением скорости передачи информации и появлением Wi-fi. За последние семь лет социальные сети стали неотъемлемой частью виртуального пространства.

Объект: предприимчивость пользователей социальных сетей как психологический феномен

Предмет: социально-психологические отличительные черты активных пользователей социальных сетей [3].

Цель: Определить зависимость между времяпрепровождением и разновидностью деятельности в социальных сетях и социально-психологическими особенностями у студентов Финансового университете при Правительстве РФ (Краснодарский филиал).

Актуальность данной темы состоит в том, что интернет в России возник относительно недавно, однако развивается весьма стремительно и количество пользователей растёт каждый день. Это, безусловно, влечет за собой ряд трудностей и новых возможностей для социально-психологических исследований.

По данным Pew Research Center’s Internet and American Life Project, 73% школьников в возрасте от 12 до 17 лет, 89% студентов от 18 до 29 лет и 71% взрослых от 30 до 49 лет являются активными пользователями CC [2].

Хотелось бы отметить, что информационные потоки, которые реализуются с поддержкой новых технологий, создают наисильнейшие нагрузки на психические процессы человека, а также его личность. Поэтому перед психологией стоит цель поиска психологических ресурсов, которые имели бы возможность содействовать уменьшению данных нагрузок и оптимизации процессов саморегуляции личности.

При написании данной работы была разработана анкета с целью раскрыть социально-психологические особенности активных пользователей соцсетей.

В анкете были отмечены ключевые вопросы, которые отразили: время пребывания в социальных сетях, количество посещений, главный вид деятельности, с какой целью был зарегистрирован тот или иной пользователь, под своим ли он был именем, а также обладают  ли пользователи дополнительными страницами.

В опросе участвовало 100 студентов 3-его курса Финансового университете при Правительстве РФ (Краснодарский филиал).

Проведя опрос на тему: «Зависимы ли Вы от социальных сетей?» были получены следующие результаты: 54% открыто признаются в своей зависимости от социальных сетей, а 38% считают, что они к этому не имеют никого отношения вовсе, а остальные 8% просто затруднились ответить. Именно это наталкивает на такую глобальную проблему, как «интернет-зависимость социальных сетей».

Так же, в результате опроса, «Сколько свободного времени вы проводите в интернете?», удалось выяснить число часов проводимых людьми в сети. Оказалось, что 35% студентов проводят в социальных сетях 2-4 часа в день, это 35%, а 29% 4-6 часов, считается, что это колоссальные цифры. Остальные пользователи затруднились ответить, от общего числа студентов они составляют 36%. На основе полученных ответов стоит обратить внимание на то, что интернет-зависимость имеет всепоглощающие размеры.

Далее студентам был задан следующий немаловажный вопрос: «Помогают ли Вам социальные сети в решении социальных проблем?». 59% студентов сказали о том, что благодаря соцсетям их проблемы стало решать намного проще, а 41% сообщили о том, что используют данный ресурс только с развлекательной точки зрения. Это свидетельствует о том, что молодым людям гораздо проще решать проблемы в виртуальном мире, нежели в реальном.

Также респондентам был задан и такой вопрос: «В скольких социальных сетях вы зарегистрированы?». 32% отметили, что зарегистрированы в трёх и более, 52% в двух и лишь 16% зарегистрированы в одной социальной сети. И это говорит о том, что современное общество не представляет свою жизнь без интернета и это является «звоночком» для того, чтобы предпринять определённые меры.

Побеседовав практически с каждым из студентов, удалось выяснить, что у большинства Интернет-зависимых имеются определенные трудности в общении, которые снижают их удовлетворенность реальным общением.

Также удалось выяснить, что оптимистичные, жизнерадостные студенты предрасположены проводить в социальных сетях меньше времени чем, чем пассивные молодые люди. Те респонденты, которые в большей степени склонны к асоциальному поведению, чаще заходят в социальные сети, нежели люди, которые не имеют никаких трудностей в общении с другими людьми. Также хотелось бы отметить, что нашлись и такие студенты, у которых снижен уровень самоконтроля, так как их активность в социальных сетях весьма велика.

На основе всего того, что было сказано выше можно определить наиболее актуальную классификацию мотивов для пользователей Интернет:

1. Деловой мотив.

2. Познавательный мотив. Этот мотив связан с получением абсолютно новых знаний в разных областях в зависимости от интересов пользователя.

3. Коммуникативный мотив. Он характеризуется общением и обменом мнениями с близкими людьми, а также с обретением нового круга друзей.

4. Корпоративный мотив. Он подразумевает сотрудничество между людьми, обмен итогами деятельности и коллективное решение трудностей по ходу работы.

5. Мотив самоутверждения. В основе данного мотива лежит такое психологическое явление, как самооценка личности. И большинство людей за счет социальных сетей и пытаются самоутвердиться в жизни и каким-то образом поднять себе самооценку. Примером, доказывающим этот мотив, служит достаточно распространённая социальная сеть – Instagram. Это бесплатное приложение обмена фотографиями и видеозаписями, которое позволяет пользователям распространить свои данные, показав всю свою сущность и тем самым самоутвердиться.

6. Мотив рекреации и игровой мотив.

Хотелось бы отметить, что использование социальных сетей подарило человечеству невероятное количество новых возможностей, которые даже не удастся перечислить. Однако сейчас заметно, какую цену вынуждено платить общество за социальные сети.

В результате проведенного исследования, на базе студентов Финансового университета, можно сделать выводы, в которых явно прослеживается взаимосвязь уровня активности в социальных сетях, и социально-психологическими особенностями личности.

Таким образом, можно сделать вывод, что проведенное исследование показало насколько плотно социальные сети вошли в жизнь многих молодых людей современного мира.

 

Список литературы:
1. Бабаева, Ю. Д. Психологические последствия информатизации / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский//Психологический журнал. – 2010. – №1.
2. Научно-популярный психологический портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psychojournal.ru/article/887-polzovateli-socialnyh-setey-sovremennye-issledovaniya.html (дата обращения: 03.08.18)
3. Студенческая библиотека онлайн портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studbooks.net/891447/psihologiya/teoreticheskiy_analiz_sotsialno_psihologicheskih_osobennostey_aktivnyh_polzovateley_sotsialnyh_setey (дата обращения: 03.08.18)