Статья:

Психологические особенности одарённых детей

Конференция: CXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Кихтенко А.Е., Панина Я.А. Психологические особенности одарённых детей // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 18(128). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/18(128).pdf (дата обращения: 23.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Психологические особенности одарённых детей

Кихтенко Анастасия Евгеньевна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Панина Яна Андреевна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Твелова Ирина Александровна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

Одаренные дети – это дети, резко выделяющиеся из среды сверстников высоким умственным развитием, которое является следствием, как природных задатков, так и благоприятных условий воспитания [4, с. 10].

Наиболее важной проблемой является выявление одаренности детей как можно раньше, так как именно они будут развивать в будущем сферы общественной, научной, культурной жизни. Для этого необходимо знать психологические и физиологические особенности таких детей [5, с. 55]. Однако проблема выявления и развития талантливых детей, осознания своей одаренности существует до сих пор.

Вопросами одаренности занимались многие психологи. Например, Келли Тейлор, Джеймс Кэрролл, Бенджамин Блум, Джордано Бруно, Матюшкин Алексей Михайлович, Шумакова Наталья Борисовна.

Одаренность определяется следующими параметрами:

1) развитие познания опережает физическое развитие ребенка;

2) психологическое развитие также развито гораздо больше, чем у сверстников;

3) физическими данными (в тех случаях, когда ребенок больше одарен физическими данными, чем умственными).

Возрастные особенности одаренности. Творческие способности начинают проявляться в достаточно раннем возрасте, примерно с 2 до 5 лет особенно интенсивно. В этом возрасте формируется личность в ребенке. У него появляется тяга к различным сферам деятельности. Поэтому задача родителей, воспитателей и учителей – это поддержание этого стремления.

Черты свойственные в сфере психосоциального развития. Сильно развитое чувство справедливости. Предъявление высоких требований к себе и окружающим.

Яркое воображение, следствием которого могут быть преувеличенные страхи. Чрезвычайная восприимчивость, эмоциональная зависимость, нетерпеливость. Эгоцентризм, как и у обычных детей. Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия. Нередко развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

Физические характеристики. Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного. Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей.

Опережающее развитие познания у детей проявляется очень явно. Такие дети могут заниматься сразу несколькими делами. Они довольно любознательны, поэтому задают большое количество вопросов об окружающем мире. Для них просто необходимо постоянное получение новых знаний.

Следующей характерной особенностью является способность к творчеству и креативности. Достигается это благодаря тому, что еще в раннем возрасте они уже умеют составлять причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы [3, с. 53].

Хорошая память, развито абстрактное мышление. Они могут полноценно пользоваться имеющимся опытом, классифицировать и категоризировать имеющуюся информацию или опыт. Этот факт подтверждается тем, что одаренные дети проявляют склонность к коллекционированию. Большой словарный запас сопровождается умением грамотно поставить вопрос.

Они отличаются повышенной концентрацией внимания, упорством в достижении значимой для них цели в той сфере, которая для них интересна. Стремление довести начатое дело до совершенства (перфекционизм) – одна из проблем, наиболее часто отмечаемая у таких детей.

У них сформированы основные компоненты умения учиться:

  • учебные навыки (беглость осмысленного чтения и счета, привычка к аккуратному, четкому оформлению деятельности);
  • учебные умения интеллектуального плана (планирование деятельности, анализ поставленной цели, понимание задач, следование намеченным ориентирам, контроль за выполнением работы).

Выделяется несколько типов одаренности. Это: общая (умственная), специальная (художественная, социальная, спортивная) и односторонняя умственная одаренность [2, с. 10].

Умственные способности делятся по предметному признаку: физико- математические (математические), гуманитарные и т. д. Специальная (художественная) одаренность подразделяется на литературную, музыкальную, хореографическую и т. д.

Специальная одаренность – влияет на способность к правовой, педагогической деятельности; способности, относящиеся к организаторской деятельности в различных сферах жизни общества. Все эти типы одаренности не изолированы друг от друга, человек может обладать как одной, так и несколькими способностями.

Односторонняя умственная одаренность характеризуется тем, что одни умственные способности развиты хорошо, а другие – недостаточно. Например, вербальные тесты (задания, в которых оценка зависит от уровня речевого развития) ребенок выполняет отлично, а невербальные (задания на мышление и воображение) – плохо. Таким образом, односторонность означает дисгармонию в способностях. В учебе это проявляется в виде высокой успеваемости по предметам, интересным ребенку, и низким уровнем по другим, менее интересным.

На основе вышеперечисленного можно составить портрет одаренного ребенка.

  • Проявляет любопытство ко всему вокруг и постоянно задает уточняющих вопросы.
  • Может свободно высказать свои предположения по тому или иному вопросу, либо ситуации.
  • Предлагает несколько вариантов решения проблемной задачи и высказывает все новые идеи.
  • Не боится высказывать свое мнение, при том аргументируя и отстаивая его.
  • Имеет богатую фантазию, широко развито воображение. Очень часто озадачивается улучшением общества и преобразованием предметов вокруг.
  • Имеет хорошее чувство юмора.
  • Довольно внимателен к эстетической красоте.
  • Не любит участвовать в конфликтах, но при этом не приспособленец.
  • Не боится отличаться от других.
  • Приверженец конструктивной критики.
  • Постоянно стремится к самовыражению, при том часто используя творческий подход.

Рассматривая тему одаренности детей, просто нельзя не затронуть проблемы, возникающие у них в процессе становления и социализации [1, с. 216].

  • Неприязнь к школе. Это происходит из-за того, что учебная программа слишком неинтересна, а также ее уровень рассчитан на детей с наиболее низким уровнем интеллекта, поэтому для одаренных детей она довольно скучна.
  • Игровые интересы. Одаренным детям нравится играть в более сложные игры, чем их сверстникам. Зачастую это становится причиной их изоляции от общества.
  •  Отвержение конформизма. Такие дети не склонны к приспособленчеству и подстраиванию под других.
  • Погружение в философские проблемы.
  • Несоответствие между физическим и умственным развитием. Как следствие, таким детям интереснее общаться с более старшими поколениями, чем с их ровесниками.
  • Стремление к совершенству. Отсюда иногда проблемы низкой самооценкой и высокой самокритике.
  • Потребность во внимании взрослых. Часто желание привлечь к себе больное количество внимания взрослых приводит к недружественным отношениям со сверстниками.

Так, необходимо понимать, что без правильной развивающей среды, постоянных планомерных занятий, индивидуального подхода и активного участия родителей в жизни и развитии способностей своего ребенка, просто невозможно появление одаренной личности.

 

Список литературы:
1. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.
2. Марголис А. А. Государственная политика в сфере образования одаренных учащихся // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 5-13.
3. Стасенко Н. П. Работа с одаренными детьми в современной школе // Одаренный ребенок. 2012. № 1. С. 73-76.
4. Шумакова Н.Б. Одаренный ребенок: особенности в обучении. М.: Просвещение, 2006. - 239 с.
5. Щербакова Т. Н. Специфика психологической поддержки развития личности одаренного ребенка // Одаренный ребенок. 2011. № 6. С. 54-60.